Конспект открытого урока
Тема занятия: Роспись по стеклу «Цирк»
Цель занятия:
Задачи занятия:
Форма занятия: индивидуальная, коллективная.
Оборудование для учителя: эскизы, примеры работ учащихся, иллюстрации витражей средневековья, основные понятия по словарю С.И. Ожегова, цветовой круг.
Оборудование для учащихся: эскизы, фоторамка со стеклом, витражные краски, кисти (синтетика), ватные палочки, жидкость для снятия лака.
Используемые педагогические технологии:
1. Личностно-ориентированные
2. Информационные
3. Коллективно-творческой деятельности
План занятия:
1. Организационный момент- 5 мин.
2. Сообщение нового материала- 20 мин.
3. Практическая работа- 50 мин.
4. Подведение итогов. Завершение занятия- 10 мин.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к занятию. Сообщение темы и цели занятия.
2. Сообщение нового материала.
Витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Искусство изготовления витражей имеет богатое его прошлое, безграничные перспективы и поистине неисчерпаемые творческие возможности.
Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах – окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие «витраж». Витражом называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.
Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.
Технологии производства и обработки стекла шагнули далеко вперед, теперь каждый желающий и имеющий возможности может получить самые необычные предметы для создания уюта в доме!
Техники изготовления витража
1) Классический или наборный. По заранее изготовленному шаблону изготавливают комплект цветных стеклянных элементов и профиль для соединения фрагментов. Каждая стеклянная деталь обрамляется тонкой полоской цветного металла и припаивается к соседней в соответствии с шаблоном. В традиционной технике для изготовления профиля используют свинец, а при изготовлении витража по методу Тиффани — тонкие медные полоски.
2) Расписной. На поверхности стекла художник-витражист рисует изображение цветными водорастворимыми красками. Затем композицию покрывают защитным слоем и обжигают в печи при высокой температуре.
3) Пескоструйный. Лист стекла обрабатывают абразивными материалами, чаще всего мелкими частицами песка под большим давлением. В результате гладкая прозрачная стеклянная поверхность становится матовой.
4) Спечной (фьюзинг). В этой технике не используется металлический профиль. Из кусочков стекла составляют орнамент или сюжет, который потом обжигают в печи. Соседние стеклянные элементы спекаются между собой и образуют цельную композицию.
5) Травленый. В этой технике стеклянную заготовку обрабатывают специальными агрессивными веществами. В результате химической реакции верхний слой стекла растворяется, а поверхность листа в обработанных местах становится матовой.
6) Литой. Характеризуется высокой трудоемкостью. Каждый стеклянный модуль отливают или выдувают отдельно, а затем из набора элементов собирают витраж. Стеклянные части соединяют между собой арматурой или строительным цементом.
7) Фацетный. По своей сути очень похож на классический метод изготовления витража. Отличие заключается в том, что с каждой стеклянной детали перед установкой снимают фаску, а композицию собирают из ограненных элементов.
8) Комбинированный. Представляет собой сочетание двух и более перечисленных выше витражных техник.
4. Практическая работа.
Учитель: Сегодня мы с вами будем выполнять витраж в расписной технике. Для начала, мы выполнили эскиз будущего витража. Тематика нашего рисунка «Цирк». Когда будете работать, то подумайте, какие цвета вы хотите подобрать. Проверка эскизов у учащиеся.
Последовательность работы:
1. Готовый эскиз подкладываем под стекло
2. Стекло обезжириваем (с помощью жидкостью для снятия лака);
3. Обводим контуром. Обводим аккуратно, стараемся руку держать жестче, чтобы она не дрожала, чтобы линия была ровной и сплошной. Ошибки исправляем с помощью ватных палочек смоченных жидкостью для снятия лака, и аккуратно протираем место ошибки.
Необходимо немного подождать, пока контур высохнет.
Когда контур подсох, можно начать работу красками.
4. Выбираем цвет, которым мы будем закрашивать определенное место. Краска наносится в один слой, ровной поверхностью. Она как бы натягивается на стекло, без дырок и прорех. Но и лишние "волны" краски ни к чему. Слой краски должен быть равномерным.
Теперь важно не забыть посмотреть на слой краски, на просвет. Если остались «дырки», то обязательно их закрашиваем. Затем берем следующий цвет, и следующий и так, пока все не закрасим.
Ну вот, ваши работы закончены, оставим их подсохнуть, и оформим в рамку.
5. Подведение итогов. Завершение занятия.
Анализ практической деятельности. Педагог обобщает итоги.
Уборка рабочих мест.