Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа –детский сад «Надежда»
г.Вязьмы Смоленской области
Методическая разработка
«Развитие чистоты интонирования
у дошкольников»
Музыкальный руководитель
Дремина Людмила Михайловна
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающие разнообразные игровые методы и приёмы развития голоса ребёнка.
Навыки чистоты интонации является достаточно сложной задачей для многих педагогов. И основой формирования данного навыка является координация между слухом и голосом. Чтобы вызвать у детей активное желание петь, необходимо применять разнообразные методические приёмы, игровые и зрелищные моменты. У дошкольников непроизвольное внимание, и весь процесс обучения должен воздействовать на их чувства, соответствовать их интересам. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость.
Чтобы начать обучение пению необходимо определить диапазон звучания, тип и особенности голоса ребёнка, и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей.
Педагогам следует помнить о том, что у детей дошкольного возраста голосовой аппарат только начинает формироваться. Голос ребёнка-дошкольника слабый, дыхание поверхностное, голосовые складки смыкаются неплотно. Обязательно нужно относиться к детскому голосу осторожно и бережно. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых.
Прежде всего, необходим продуманный песенный репертуар. Основными требованиями к нему являются:
– художественная ценность;
–доступность текста и мелодии;
–соответствие мелодии возрастному диапазону: ре первой октавы – ля первой октавы (3–4 года), до первой октавы – до второй октавы (6 –7 лет);
– соответствие интересам ребёнка.
Развивать певческие навыки у дошкольников нужно постоянно и планомерно, от простого к более сложному. Работа по развитию певческих навыков проводится с помощью упражнений, которые используются на каждом занятии. Большое внимание необходимо уделять распеванию. Песенки-попевки – прекрасный материал для развития певческих навыков детей, способствующий развитию слуха и голоса, выработке чистого интонирования и лёгкого звучания голоса, расширению его диапазона.
Певческая установка – это положение корпуса перед началом пения. Чтобы голос звучал свободно, необходимо сесть или встать прямо, ноги поставить ровно. Дети часто забывают о правильной осанке – можно напомнить им о правильном положении корпуса с помощью упражнения:
Сидит дед,
Ему сто лет,
А мы детки маленькие,
У нас спинки пряменькие.
Овладеть певческим дыханием детям помогают дыхательные упражнения без звука и со звуком. Следует помнить о том, что на одном занятии можно давать не более двух упражнений на развитие дыхания. Работа над правильным звукообразованием строится на развитии слуховых ощущений и умении использовать резонаторы. В этом педагогу помогут следующие игры:
– пение с приставленной к уху ладонью;
– пропевание гласных А-Э-И-О-У;
– пение с закрытым ртом и др.
Для правильного формирования гласных хорошо использовать песенки-попевки на двух–трёх примарных звуках – акцент в них делается на правильное положение рта при пропевании гласных звуков.
Начиная работу над точностью интонирования, необходимо дать детям понятие о высоте звука. Неоценимую помощь педагогу может оказать следующий материал:
– дидактические пособия с движущимися деталями, которые показывают высоту звука, например, «Музыкальная лесенка с матрёшкой»;
– картинки, основанные на ассоциациях;
– различные наглядные пособия.
Эффективным методом в работе над интонированием является показ направления движения мелодии рукой, указкой на рисунке или на схеме.
Чистота интонирования во многом зависит от ощущения детьми лада и умения опираться на устойчивые звуки. Первоначально надо научить ребёнка ощущать тонику и находить её самостоятельно. В этом помогают упражнения на развитие ладового чувства:
– распевки, построенные на тоническом трезвучии;
– попевки, в которых каждая фраза заканчивается на тонике.
Очень эффективный метод развития ладового чувства и музыкально-слуховых представлений у дошкольников – певческая импровизация.
Для красивого пения необходимо владение артикуляцией и дикцией. Г.А. Струве отмечал: «Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения».
Можно использовать в работе:
– утрированный показ;
– артикуляционную гимнастику;
– озвученную артикуляционную гимнастику;
– проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе.
Необходимо постоянно и планомерно развивать чувство ритма у детей. Эта работа осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и, конечно же, в работе над песней. В этом помогают упражнения «Прохлопай ритм», «Узнай попевку по графическому изображению ритма», «Пение по ритмическим картинкам», «Узнай песню по ритму» и др.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста очень важно определить тип певческого голоса ребёнка (высокий голос, средний голос, низкий голос) и диапазон голоса. Примарная зона (два–три звука, наиболее удобные для речи и пения, где голос звучит наиболее естественно) и рабочий диапазон (ещё два – три звука вокруг примарной зоны) определяются педагогом на первых занятиях. В процессе вокально-хоровой работы дети могут переходить из одной группы голосов в другую. Необходимо учитывать границы рабочего диапазона голоса. Важно, чтобы песня соответствовала возможностям тесситуры голоса ребёнка. Для детей с низкими голосами подбираются попевки с небольшим диапазоном (терция или кварта). Эти же песенки-попевки с удовольствием поют дети со средним и высоким диапазоном голоса, транспонированные в более высокие тональности, соответствующие типу голоса ребёнка.
Большого внимания заслуживает приём поочерёдного пения, когда солист или солисты исполняют запев, а вся группа – припев. Слушая друг друга, дети учатся оценивать качество пения, а соревновательный элемент побуждает их петь точнее.
Как важно, но очень не просто научить детей петь! Начинающие музыкальные руководители наверняка сталкиваются с трудностями в этом вопросе. С чего начать? Как развить звуковысотный слух, избежав однообразия, ведь работа эта требует кропотливого, продолжительного труда как со стороны взрослого, так и со стороны ребёнка. Размышляя над этим, хочу поделиться своими мыслями и опытом.
Что такое мелодия? Её можно изобразить в виде ломаной линии, представляющей собой цепочка различных интервалов плюс поступенное движение звука вверх и вниз. Выходит, чтобы развить чистоту интонации у детей, нужно научить их чисто петь интервалы, ведь именно из отдельных интервалов и состоит мелодия. А также нужно научить чисто пропевать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Если дети освоят все эти «составляющие» любой песни, то не будет проблем с чистотой интонации при разучивании песен.
Последовательность в освоении интервалов педагог может выбрать по своему усмотрению. Рекомендуется начинать работу с упражнений, которые содержат интервал «терция». Но чистого пения вы не услышите до тех пор, пока дети не научатся удерживать интонацию на одном звуке (интервал «прима»).
Освоение интервалов желательно вести в интересной, игровой форме, используя весь арсенал методов и приемов.
Интервал «прима»
Этот очень важный интервал помогает освоить упражнение «Поймай голосок» (автор С.А. Арефьева). Музыкальный руководитель нажимает клавишу, поет звук, говорит: «Я его поймала!» Потом нарочно поет фальшиво. Спрашивает, поймала или нет. (Нет!) А сейчас?.. А сейчас?.. Дети понимают, что такое «поймать звук» голосом — чисто спеть его. Педагог предлагает поиграть: «Кто хочет поймать звук?». Ребята «ловят» звуки на слог «ля» все вместе и по одному, прислушиваются, кто поёт точнее. Упражнение «Поймай голосок» полезно использовать практически на каждом занятии. Далее необходимо научить детей удерживать интонацию на одном звуке. Ребенок должен «поймать» звук голосом и удержать его. Это задание сложное, но если дети его освоят, то смогут чисто спеть любой интервал или поступенный ход.
Начать можно с простого упражнения, состоящего из двух-трех звуков, например, «Назови себя»:
I I I I I
Ко-ля, На-та-ша
Целесообразно использовать прием пения «цепочкой». Дети, сидя на стульчиках, по очереди пропевают каждый свое имя в медленном темпе, прислушиваясь к заданному педагогом звуку. Музыкальный руководитель при этом контролирует и поддерживает всех интонационно.
Научить удерживать интонацию на одном звуке помогают разные народные потешки, попевки («Андрей-воробей», «Пошел котик во лесок» и др.). Здесь дети должны «удержаться» уже на нескольких звуках.
Интервал «секунда»
Русская народная прибаутка «Сорока» удачно позволяет работать над этим интервалом. В ней каждая фраза заканчивается большой секундой. Закрепляя навык удерживать интонацию на одном звуке, дети пропевают еще и нужный интервал. Упражняя детей в пропевании большой сеунды, необходимо подбирать упражнения, вся мелодия которых построена на этом интервале («Лиса по лесу ходила», рус. нар. прибаутка; «Гармошечка» Е. Тиличеевой, слова М. Долинова и другие из сборника «Маленькие песенки» Е. Тиличеевой).
Необходимо использовать песенки-упражнения, на материале которых можно упражнять детей в пропевании терции и кварты. Важно, чтобы мелодия содержала только конкретный интервал. И, конечно же, педагог должен все обыгрывать, создавать игровые ситуации, исходя из содержания песенок. Это поддерживает интерес детей и не превращает работу по развитию звуковысотного слуха в тяжкий труд. Заинтересованный ребёнок прикладывает больше стараний и быстрее развивается. Поэтому мини-песенок и упражнений должно быть много, а задача одна: упражнять в чистом пропевании интервала.
Большие интервалы
Все большие интервалы осваиваются по принципу «Музыкальное эхо» М. Андреевой: музыкальный руководитель поёт интервал, используя любое подходящее слово, а дети его повторяют. Пропевать их нужно обязательно в медленном темпе, чтобы дети успели подстроиться, «почувствовать», «посидеть» на каждом звуке и как можно точнее спеть его.
Для развития звуковысотного слуха подбираются песенки-упражнения с поступенным движением мелодии вверх и вниз, такие как «Капельки» и др.
Взрослый начинает петь первые два такта, настраивая детей на чистое пропевание первой ступени. Дети продолжают: «Кап, кап, кап». В русской народной песенке «У кота» эти же ступени пропеваются и вверх, и вниз. И, таким образом, необходимый навык закрепляется.
Чтобы научить детей чисто пропевать поступенное движение мелодии вниз от IV к I ступени, можно использовать упражнение Е. В. Демиденковой «К нам коза пришла». Эти же ступени в упражнении Н. Васильевой «Марш игрушечных солдатиков» пропеваются и вверх, и вниз. Расширять диапазон попевок в старших группах позволяют «песенки-лесенки»: «Лесенка», «Цирковые собачки», муз. Е. Тиличеевой, слова М. Долинова (I-V ст.), а также пропевание гаммы до-мажор с названием нот под аккомпанемент фортепиано (I-VIII ст). Музыкальный руководитель может осваивать интервалы на своем материале (по выбору).
Предлагаемая система работы, опирающаяся на уже существующий опыт в музыкальном воспитании, апробирована на практике в течение многих лет. Начинать нужно с детьми четырех лет, и тогда данная методика даст хороший результат — практически все дети смогут чисто петь песенки. А это значит, что у ваших воспитанников будет развит музыкальный слух, а главное - они будут получать эстетическое удовольствие от пения, что очень важно и для социально-эмоционального, и для духовного становления личности каждого ребёнка.
Актуально и необходимо использовать в игровой форме современные здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности детей. Они оказывают неоценимую помощь в развитии и укреплении голосового аппарата. формировании навыков чистоты интонирования у дошкольников.
Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению (Приложение 1).
2. Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Необходимо обратить внимание на часто болеющих детей, а также детей, имеющих различные речевые нарушения. Основными задачами дыхательных упражнений в непосредственной музыкально-образовательной работе являются:
• Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
• Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох — длинный выдох).
• Тренировка силы вдоха и выдоха.
• Продолжительный выдох.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствует восстановлению центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание (Приложение 2).
3. Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики — тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.
Задачи артикуляционной гимнастики в непосредственной музыкально-образовательной деятельности:
• развитие певческих способностей детей;
• формирование артикуляции различных звуков;
• совершенствование дикции;
• развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен.
Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса (Приложение 3).
4. Оздоровительные и фонопедические упражнения
Фонопедические упражнения проводятся для укрепления еще не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Основная цель упражнений — активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого (Приложение 4).
5. Пальчиковые игры
Исследователи давно установили прямую связь между движениями пальцев рук и произнесением слов. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление (Приложение 5).
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день (хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, выполняя «фонарики»)
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (выполняют движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, (разводят руки в стороны)
Будьте здоровы!
Цветочек
На полянке между кочек (дети сидят на корточках, опустив голову)
От травы зеленой
Потянулся вверх цветочек,
(медленно поднимают голову)
Хрупкий, несмышленый.
Он от ветра задрожал («дрожат»)
И листочки вверх поднял, (выпрямляются,
поднимают руки вверх, «умываются»)
Вот росой умылся,
А потом раскрылся! (встают, руки в стороны)
Здравствуй, солнце ясное! (хлопают в ладоши)
Здравствуй, день погожий!
Я цветок — такой прекрасный,(гладят себя по голове)
Добрый и хороший!
Солнышко ясное, здравствуй!
Небо прекрасное, здравствуй!
Все мои подружки, все мои друзья,
Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я!
Приложение 2
Ёжик
Ёжик по лесу гулял
И цветочки собирал.
Справа — белая ромашка,
Слева — розовая кашка.
Как цветочки пахнут сладко!
Их понюхают ребятки.
Дети стоят ровно, руки вдоль туловища.
Поют, выполняя повороты головы вправо-влево. После
пропевания делают вдох-выдох (4 раза по 4 вдоха).
Часики
Тик-так, тик-так, стучат часы, И маятник качается. У наших добрых малышей День новый начинается!
Дети стоят ровно, ноги вдоль туловища. На счет «раз» опустить голову вниз - выдох. На счет «два» откинуть голову вверх - вдох.
Кошка
Мягкие лапки,
А в лапках царапки.
Ты погладь её немножко —
Сразу замурлычет кошка.
Дети стоят ровно, руки согнуты в локтях, кисти расслаблены, как кошачьи лапки. На «раз» - поворот тела вправо - вдох. На «два» - поворот влево - выдох.
На «три», «четыре» - повтор, 4 раза по 4 вдоха.
Приложение 3
Жаба Квака
Жаба Квака с солнцем встала,
Сладко-сладко позевала, (дети «зевают»)
Травку сочную сжевала (имитируют
жевательные движения
Да водички поглотала. («глотают»)
На кувшинку села,
Песенку запела:
«Ква-а-а-а!
Квэ-э-э-!
Ква-а-а!»
Жизнь у Кваки хороша!
Котик Рыжик
Раз-два-три-четыре-пять, (широко раскрыть рот, подержать открытым несколько секунд)
Будем с Рыжиком гулять!
Раз-два-три-четыре,
Рот откроем мы пошире.
Пожевали, (жевательные движения)
Постучали (постучать зубами)
И с котенком побежали. (движения языком вперед-назад)
Скучно Рыжику, ребятки! (втягивать губы внутрь рта, высовывать вперед
узкий напряженный язык)
Поиграем с ним мы в прятки.
Рыжик прятаться устал, (выгибание вверх спинки языка)
Рыжик — ух! — сердитым стал.(кончик языка прижимается к нижним зубам)
Котик, котик, не сердись, лучше деткам улыбнись! (растянутая улыбка)
Приложение 4
Капризка
Я не буду убирать! Я не буду кушать! Целый день я буду ныть, Никого не слушать!
Затем дети сначала кричат: «А-а-а!», затем воют: «Уу-у!», потом визжат: «И-и-и!»
Сказка
Произносить последовательность гласных звуков без видимых движений губ и челюстей.
Темнота спустилась в дом, (произносят тихим шепотом)
Тихо ходит старый гном:
Топ-топ, топ-топ.
Песню он поёт свою,
А какую — не пойму!
У-у-у! У-у-о-о! У-у-а-а! У-у- а-и!
У-а-и-э! У-а-и-э-ы!
Вот и старый черный кот
(поют тихо)
(произносят шепотом)
Вслед за гномиком идет:
Туп-туп, туп-туп.
Кот не хочет ночью спать,
Хочет кот кричать:
Мя-а-а-у-у-у! Ы-ы-ы! Ы-ы-э-и!
Ы-э-и-а Ы-э-и-а-о! (кричат громко, завывая)
Приложение 5
Веселый художник
Веселый художник веселою краской
(плавные движения кистями рук вверх-вниз)
В лесу на полянке цветочки раскрасил.
Белой — ромашку, розовой — кашку,
(загибают пальцы на правой руке по одному)
Фиалку — лиловой, а клевер — бордовой.
Краскою синей — красивый цветок,
Мой самый любимый резной василек.
Белочка
Белочка-резвушка, (ритмичные хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Лесная веселушка,
Целый день старается — (стучат кулачком о кулачок)
На зиму запасается.
С ветки — прыг, (поднимают руки вверх)
На ветку — скок! (опускают руки на плечи)
Раз — грибок, (загибают пальцы левой руки соответственно тексту)
Два — грибок!
Три — орешек в скорлупе,
Будет он лежать в дупле.
И зимою, в холода (шлепают ладонями по плечам)
Будет белочка сыта! (хлопают в ладоши)
Литература