Развитие познавательной активности
дошкольников посредством музейной педагогики
Музейная педагогика – хотя и не новое, но необычайно популярное направление образовательной деятельности в дошкольном учреждении с воспитанниками.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей познавательную активность, наглядно-образное мышление, формирует представление о предметном мире, активизирует речь ребенка.
Можем ли мы, педагоги малых городов, приблизить дошкольников к музейным ценностям?
В Междуреченске есть для этого определенные условия: городской краеведческий музей, музей воинской славы, выставочный зал, где демонстрируются работы местных художников и умельцев. Наш детский сад с ними активно сотрудничает и все это открыто для посещения детьми.
Но что делать, если музей находится далеко от детского сада, тематика ограничена, да и дети в городских музеях просто посетители, а не создатели.
Поэтому педагоги нашего ДОУ решили использовать собственный потенциал в этой области и создали в детском саду различные детские музеи.
Детский музей, это новый тип музея, который предназначен исключительно для детской аудитории. Его назначение – вовлечь детей в познавательно-исследовательскую, продуктивную, деятельности.
Нами было определено назначение всех музеев в ДОУ, что решало следующие задачи:
В данный момент на базе нашего детского сада организованы и функционируют несколько музеев: музей одного предмета, музей краеведения, музей памяти.
Занимают они небольшие пространства (часть группы, комнату природы, библиотеку). Созданы они для наших воспитанников и открыты для них постоянно. В создании принимали участие все: сотрудники детского сада, дети и родители. Именно они принесли изготовленные своими руками экспонаты музея, собрали различные коллекции, оформили иллюстративный материал, различные экспозиции. Название и содержание наших музеев и их экспозиции зависит не только от желания и выбора, но и от комплексно-тематического планирования в детском саду, от государственных и региональных праздников, важных событий, происходящих в нашей стране.
Музей одного предмета. Эти музеи организованы в группах детского сада, дети сами выбирают какой предмет или природный объект станет «героем» очередной экспозиции (например: музей кукол, часов, динозавров, музей народных промыслов, дерева и др.). Выбранный объект познается детьми со всех сторон: они знакомятся с его настоящим прошлым и будущим; с процессом его изготовления или развития. Эти музеи интерактивны, дети могут действовать с экспонатами, которые можно не только увидеть, но и потрогать, рассмотреть и даже поиграть с ними. Это привлекает детей, у них появляется интерес, который проявляется в постоянном пополнении экспозиции, оформление альбомов, желании отражать выбранный предмет в продуктивной деятельности (лепке, рисовании, конструировании); стремлении получать информацию о нем из различных источников. Эти музеи являются центром педагогического процесса, в которых дети приобретают опыт общение не только с предметным миром, но и с другими людьми.
Музей краеведения.
Цель: приобщение детей к национальной культуре, истории своего города, края и страны в целом.
Задачи:
- формировать представление о родине, как месте где человек родился (город) и стране, в которой он живет;
- познакомить с прошлым и настоящим Междуреченска, Кузбасса, России; расширять кругозор детей, развивать желание узнавать новое;
- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, уважения к людям труда.
Находится музей в библиотеке детского сада. Ознакомление с родным городом историей его возникновения и развития – неотъемлемый компонент воспитания у детей патриотических чувств. Накопленные и хранящиеся здесь материалы – своеобразный музейный фонд, включающий в себя предметы, фотографии, книги, пособия, которые рассказывают детям о родном городе, Кузбассе, России.
Организация работы в музее: постоянно действуют три экспозиции: «Моя родина - Россия»; «Моя родина - Кузбасс»; «Моя родина - Междуреченск». Помимо их организуются сменные временные экспозиции, посвященные государственным и календарным праздникам и важным событиям, происходящих в нашей стране: «Наша армия родная», ко Дню Защитника Отечества, «Покорение космоса» ко Дню космонавтике, «Черное золото Междуреченска» ко Дню шахтера.
Формы работы с детьми:
Музей памяти.
Цель музея: формирование чувств нравственности и патриотизма у детей, приобщение их к событиям ВОВ.
Задачи мини-музея:
- познакомить детей с историческими событиями ВОВ;
- вовлечь их в познавательную, исследовательскую, продуктивную и другие виды деятельности;
- воздействовать на их эмоциональную сферу, раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.
В мае наша страна отмечает знаменательную дату – День Победы в Великой Отечественной войне.
Все дальше в глубину истории уходят те героические годы и все меньше остается живых участников той войны и Победы. Передать эстафету памяти старшим детям дошкольного возраста, рассказать им о самоотверженном подвиге людей в годы Великой Отечественной войны – одна из основных задач патриотического воспитания, которую решают педагоги нашего ДОУ. Помогает нам в этом музей нравственно-патриотического воспитания.
В нашем музее собраны иллюстрированные материалы о Великой Отечественной войне, городах героях, наших земляках – героях Советского союза. В музее оформлены фото экспозиции «Парад победы 1945 года», «Дети войны», тематическая выставка детских книг военной тематики. Так же в музее собраны и подлинные экспонаты военной жизни: фронтовые письма и фотографии, макеты военной техники, каска, осколок мины, бинокль, котелок и т.д. экспонатами музея так же стали макеты, коллажи, изготовленные совместно детьми, родителями и педагогами детского сада, альбом детских рисунков «Война глазами детей».
Важно не только создать музей, но и содержательно, интересно организовать в нем работу, для этого творческой группой педагогов ДОУ было разработано тематическое планирование работы с детьми в «Музее памяти» которое составлено в соответствии с Днями Воинской Славы и знакомит детей с наиболее значимыми событиями и битвами ВОВ.
К ранее перечисленным формам работы с детьми в музее, хочется добавить наиболее важные, такие как проектно-исследовательская деятельность и встреча с очевидцами тех лет.
В рамках музея были разработаны и реализованы образовательные проекты «Мой дед герой», «Война в жизни моей семьи». Результатом этих проектов нами был составлен «Альбом памяти», который стал главным экспонатом нашего мини-музея.
Воспитанники подготовительных к школе групп с помощью родителей записали воспоминания старших членов семьи о годах войны, оформив их документами и фотографиями из семейного архива. Таким образом, история ВОВ для наших детей представляется не абстрактно, а через конкретные судьбы их близких и родных, что способствуют не только к приобщению исторической сопричастности, но и к идеалам добра, милосердия, сострадания.
Материалы, экспонаты «Музея памяти» систематизированные и представленные в доступной форме дают детям возможность соприкоснуться с героической историей не только своего Отечества, но и своей семьи.
И самое главное наше счастье, что мы имеем возможность, приглашать в детский сад живущих в городе ветеранов. Мы давно сотрудничаем с городским советом ветеранов войны и труда. Воспитанники детского сада выступают перед пожилыми людьми с концертами, дарят открытки, поделки, изготовленные своими руками, а ветераны в свою очередь делятся с нами своими воспоминаниями. Эти встречи производят глубокие впечатления, как на детей, так и на ветеранов. Для пожилых людей интерес к их судьбе и их прошлому становятся источником позитивных переживаний, ощущения собственной значимости и нужности.
Результатами нашей работы считаем следующее:
Дети:
Педагогический коллектив:
Перспективами нашей работы:
Список использованной литературы: