Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие познавательной активности дошкольников посредством музейной педагогики

Вовлекает детей в познавательно-исследовательскую, продуктивную, деятельности, развивает у детей познавательную активность, наглядно-образное мышление, формирует представление о предметном мире, активизирует речь ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Развитие познавательной активности

дошкольников посредством музейной педагогики

Музейная педагогика – хотя и не новое, но необычайно популярное направление образовательной деятельности в дошкольном учреждении с воспитанниками.

Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей познавательную активность, наглядно-образное мышление, формирует представление о предметном мире, активизирует речь ребенка.

Можем ли мы, педагоги малых городов, приблизить дошкольников к музейным ценностям?

В Междуреченске есть для этого определенные условия: городской краеведческий музей, музей воинской славы, выставочный зал, где демонстрируются работы местных художников и умельцев. Наш детский сад с ними активно сотрудничает и все это открыто для посещения детьми.

Но что делать, если музей находится далеко от детского сада, тематика ограничена, да и дети в городских музеях просто посетители, а не создатели.

Поэтому педагоги нашего ДОУ решили использовать собственный потенциал в этой области и создали в детском саду различные детские музеи.

Детский музей, это новый тип музея, который предназначен исключительно для детской аудитории. Его назначение – вовлечь детей в познавательно-исследовательскую, продуктивную, деятельности.

Нами было определено назначение всех музеев в ДОУ, что решало следующие задачи:

В данный момент на базе нашего детского сада организованы и функционируют несколько музеев: музей одного предмета, музей краеведения, музей памяти.

Занимают они небольшие пространства (часть группы, комнату природы, библиотеку). Созданы они для наших воспитанников и открыты для них постоянно. В создании принимали участие все: сотрудники детского сада, дети и родители. Именно они принесли изготовленные своими руками экспонаты музея, собрали различные коллекции, оформили иллюстративный материал, различные экспозиции. Название и содержание наших музеев и их экспозиции зависит не только от желания и выбора, но и от комплексно-тематического планирования в детском саду, от государственных и региональных праздников, важных событий, происходящих в нашей стране.

Музей одного предмета. Эти музеи организованы в группах детского сада, дети сами выбирают какой предмет или природный объект станет «героем» очередной экспозиции (например: музей кукол, часов, динозавров, музей народных промыслов, дерева и др.). Выбранный объект познается детьми со всех сторон: они знакомятся с его настоящим прошлым и будущим; с процессом его изготовления или развития. Эти музеи интерактивны, дети могут действовать с экспонатами, которые можно не только увидеть, но и потрогать, рассмотреть и даже поиграть с ними. Это привлекает детей, у них появляется интерес, который проявляется в постоянном пополнении экспозиции, оформление альбомов, желании отражать выбранный предмет в продуктивной деятельности (лепке, рисовании, конструировании); стремлении получать информацию о нем из различных источников. Эти музеи являются центром педагогического процесса, в которых дети приобретают опыт общение не только с предметным миром, но и с другими людьми.

Музей краеведения.

Цель: приобщение детей к национальной культуре, истории своего города, края и страны в целом.

Задачи:

- формировать представление о родине, как месте где человек родился (город) и стране, в которой он живет;

- познакомить с прошлым и настоящим Междуреченска, Кузбасса, России; расширять кругозор детей, развивать желание узнавать новое;

- воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, уважения к людям труда.

Находится музей в библиотеке детского сада. Ознакомление с родным городом историей его возникновения и развития – неотъемлемый компонент воспитания у детей патриотических чувств. Накопленные и хранящиеся здесь материалы – своеобразный музейный фонд, включающий в себя предметы, фотографии, книги, пособия, которые рассказывают детям о родном городе, Кузбассе, России.

Организация работы в музее: постоянно действуют три экспозиции: «Моя родина - Россия»; «Моя родина - Кузбасс»; «Моя родина - Междуреченск». Помимо их организуются сменные временные экспозиции, посвященные государственным и календарным праздникам и важным событиям, происходящих в нашей стране: «Наша армия родная», ко Дню Защитника Отечества, «Покорение космоса» ко Дню космонавтике, «Черное золото Междуреченска» ко Дню шахтера.

Формы работы с детьми:

Музей памяти.

Цель музея: формирование чувств нравственности и патриотизма у детей, приобщение их к событиям ВОВ.

Задачи мини-музея:

- познакомить детей с историческими событиями ВОВ;

- вовлечь их в познавательную, исследовательскую, продуктивную и другие виды деятельности;

- воздействовать на их эмоциональную сферу, раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности ребенка.

В мае наша страна отмечает знаменательную дату – День Победы в Великой Отечественной войне.

Все дальше в глубину истории уходят те героические годы и все меньше остается живых участников той войны и Победы. Передать эстафету памяти старшим детям дошкольного возраста, рассказать им о самоотверженном подвиге людей в годы Великой Отечественной войны – одна из основных задач патриотического воспитания, которую решают педагоги нашего ДОУ. Помогает нам в этом музей нравственно-патриотического воспитания.

В нашем музее собраны иллюстрированные материалы о Великой Отечественной войне, городах героях, наших земляках – героях Советского союза. В музее оформлены фото экспозиции «Парад победы 1945 года», «Дети войны», тематическая выставка детских книг военной тематики. Так же в музее собраны и подлинные экспонаты военной жизни: фронтовые письма и фотографии, макеты военной техники, каска, осколок мины, бинокль, котелок и т.д. экспонатами музея так же стали макеты, коллажи, изготовленные совместно детьми, родителями и педагогами детского сада, альбом детских рисунков «Война глазами детей».

Важно не только создать музей, но и содержательно, интересно организовать в нем работу, для этого творческой группой педагогов ДОУ было разработано тематическое планирование работы с детьми в «Музее памяти» которое составлено в соответствии с Днями Воинской Славы и знакомит детей с наиболее значимыми событиями и битвами ВОВ.

К ранее перечисленным формам работы с детьми в музее, хочется добавить наиболее важные, такие как проектно-исследовательская деятельность и встреча с очевидцами тех лет.

В рамках музея были разработаны и реализованы образовательные проекты «Мой дед герой», «Война в жизни моей семьи». Результатом этих проектов нами был составлен «Альбом памяти», который стал главным экспонатом нашего мини-музея.

Воспитанники подготовительных к школе групп с помощью родителей записали воспоминания старших членов семьи о годах войны, оформив их документами и фотографиями из семейного архива. Таким образом, история ВОВ для наших детей представляется не абстрактно, а через конкретные судьбы их близких и родных, что способствуют не только к приобщению исторической сопричастности, но и к идеалам добра, милосердия, сострадания.

Материалы, экспонаты «Музея памяти» систематизированные и представленные в доступной форме дают детям возможность соприкоснуться с героической историей не только своего Отечества, но и своей семьи.

И самое главное наше счастье, что мы имеем возможность, приглашать в детский сад живущих в городе ветеранов. Мы давно сотрудничаем с городским советом ветеранов войны и труда. Воспитанники детского сада выступают перед пожилыми людьми с концертами, дарят открытки, поделки, изготовленные своими руками, а ветераны в свою очередь делятся с нами своими воспоминаниями. Эти встречи производят глубокие впечатления, как на детей, так и на ветеранов. Для пожилых людей интерес к их судьбе и их прошлому становятся источником позитивных переживаний, ощущения собственной значимости и нужности.

Результатами нашей работы считаем следующее:

Дети:

Педагогический коллектив:

Перспективами нашей работы:

Список использованной литературы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области