Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей» в подготовительной группе
Щелканова Юлия Дмитриевна
Цель консультации: Оказание помощи родителям в развитии мелкой моторики у ребенка
Задачи:
1. Расширить знания у родителей о значимости развития мелкой моторики у ребенка
2. Ознакомить родителя с особенностями развития мелкой моторики
3. Дать рекомендации по решению проблемы.
Все родители знают , что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры .
Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Предварительно создав что- то, ребенку легче рассказать о нем,вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной творческой деятельностью детям также необходимо, как и разговаривать.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
1. Массаж ладошек.
Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2.Шарик
Надуваем быстро шарик
Он становится большим
Вдруг наш шарик лопнул
Воздух вышел-ш-ш-ш
Стал он тонким и худым.
Методические указания: пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них и пальцы принимают форму щара. Воздух выходит-пальцы в исходное положение.
3. Баночки с крупами
Насыпать в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопать какой-нибудь маленький предмет в крупу и дать ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
4.Ягоды.
Пальчиковая гимнастика:
Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы лукошечко несём
Всю тебя мы соберём.
Методические подсказки: пальцы правой руки по очереди здороваются с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками.
5.Овощи:
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим, рубим (стучим одной стороной ладони об другую ладонь в прямом положении).
Мы капусту режим, режим (движения одной стороной ладони об другую вверх-вниз)
Мы капусту солим, солим (из пальцев делаем щепотку и посыпаем)
Мы капусту жмём, жмём (сжимаем в кулачки и разжимаем)
Мы морковку трём, трём (один кулачок об ладонь трём и так же с другой)
Во время выполнения этих упражнений взрослым необходимо обратить внимание на правильную постановку кисти руки ребёнка и чёткость переключения ребёнка с одного движения на другое. Все указания, даваемые ребенку должны быть четкими, понятными и доброжелательными.
Во время занятия обязательно надо учитывать индивидуальные возрастные особенности. Также настроение, желание и возможности. Главное, чтобы эти занятия приносили детям только положительные эмоции и радость. Не надо заставлять держать ребенка карандаш, если он этого не хочет.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически в саду и дома с родителями, помогают детям уверенно держать карандаш, ручку. Будет получаться у них быстрее завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина, мастерить подарки, пользоваться ножницами.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться и речь, и мышление ребёнка, исчезнут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем. Ребенок будет значительно быстрее развиваться, запоминать и в дальнейшем ему будет легче учиться.