«Психолого-педагогические аспекты
работы над детскими страхами в ДОУ».
Воспитатель МБДОУ
д/с "Колокольчик" с. Петропавловка
Хабибуллина И.В.
Как часто наблюдается разочарование наших детей в посещении детского сада. И нередко причиной является чувство страха, тревоги. Кто-то побаивается недоброжелательных воспитателей, помощников воспитателей, кто-то - агрессивных сверстников. Многих детей не устраивают условия в группах и во время прогулок. Не всегда дошкольники себя комфортно чувствуют из-за неудачно расположенных игрушек, мебели, неуютно оборудованных туалетов, спален. На некоторых отрицательно действует форма организации образовательной деятельности. Есть данные, что на формирование страха влияет тон, манеры воспитателя и т.п. Сменяемость воспитателей и помощников воспитателей (тенденция настоящего времени) также обостряет тревоги детей. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни.
К сожалению, педагоги и воспитатели не всегда понимают, какие чувства испытывают дети. Дошкольники и родители признаются в том, что их не любят в детском саду, они неудобные (много задают вопросов, не хотят принимать участие в каких-то делах). Темы, конечно, спорные, но доля истины, думается, в них есть.
Главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считается: неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. При этом случае возникает страх, ребенок ощущает условность материнской любви. Высокая вероятность возникновения тревожности у ребенка при воспитании по типу: чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание. Отсрочка чего-то приятного, подкрепления.
Приход в детский сад увеличивает тревожность. Симбиоз личностной тревожности матери и ребенка увеличивает тревожность ребенка.
Психологи проанализировали некоторые приемы работы воспитателей. Так некоторые педагоги выделяют среди воспитанников «фаворитов», которым явно благоволят и потому прощают многое. Другие предпочитают держать детей в состоянии беспокойства по поводу того, что расскажут или не расскажут родителям о каких-то провинностях. Ребятишки, у которых не все получается, неловкие, довольно часто становятся объектами насмешек. Ну и не секрет, что наказание «сидением на стульчике» распространено.
В результате таких приемов воспитания и возникает у многих детей тревога, принимающая форму неясных предчувствий. Они тем более неприятны, поскольку обычно не осознаются детьми. И как правило, на них не обращают внимания воспитатели и родители. «Тревожное состояние» - один из распространенных неврозов, приводящий к острым вспышкам безотчетной, необъяснимой паники.
Конечно, большую роль здесь играют особенности настоящего времени, изменения ценностных ориентиров, системы отношений. Но страхи появляются еще в раннем возрасте, когда дети сталкиваются со всевозможными запретами взрослых. Социальные и семейные ограничения, безусловно, нужны, но не все, окружающие ребенка взрослые могут использовать их умело и деликатно, что, к сожалению, и наблюдается. Многие родители и воспитатели не понимают элементарной истины: только учась на собственных ошибках, их ребенок может прийти к радости побед и успехов. Бесконечные порицания, увещевания и наказания убивают в детях жажду творчества, познавательную активность. Порождают же - пассивность, неуверенность, боязнь нечаянно ошибиться.
Не меньший вред наносят детям родительская гиперзаботливость и воспитательская заорганизованность. Как можно вообще научиться чему-то, не имея определенной свободы действий? Исследования показывают, что тревога, зарождаясь у ребенка в 7 месяцев, в неблагополучных условиях в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – т. е. устойчивым свойством личности. Главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считается: неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. При этом случае возникает страх, ребенок ощущает условность материнской любви. Высокая вероятность возникновения тревожности у ребенка при воспитании по типу: чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание. Отсрочка чего-то приятного, подкрепления.
Приход в детский сад увеличивает тревожность. Симбиоз личностной тревожности матери и ребенка увеличивает тревожность ребенка.
Как же влияют страхи и тревоги на наших детей? Прежде всего - отрицательно! В исключительных случаях доходит до разрушения психического и нервного здоровья.
В социальной сфере – тревожность оказывает влияние на общение, на социально-психологические показатели деятельности руководителей, на взаимоотношения с руководителем, с товарищами, порождая конфликты.
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний, снижения самооценки, решительности, уверенности в себе, влияет на мотивацию. Обратная связь с такими особенностями личности: социальная активность, добросовестность, стремление к лидерству, принципиальность, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, работоспособность, степень невротизации и интроверсии.
В психофизиологической сфере тревожность проявляется на энергетике организма, активности биологически-активных точек на коже, развитием вегетативных расстройств.
Личность с высоким уровнем тревожности воспринимает окружающий мир как объект угрозы. Тревожность – источник агрессивного поведения, формирует конфликтные отношения
Однако надо отметить, что есть и положительные моменты. Американский психолог Г.С. Холл первым обратил внимание на связь страха с риском, которая имеет важное значение в нашей жизни. Риск пробуждает в нас энергию, творческую силу, порождает смелость и инициативу. Все неведомое, таинственное часто страшит детей и в то же время влечет к себе. На этом пути развивается у детей смелость, творческая уверенность в себе, героические порывы... Грустно глядеть на тех детей, не могут реализовать свои желания и чувства из-за правил, советов, запретов. Боязнь нового, чужого влечет к незнакомому любопытством и любовью к риску - так в сочетании двух форм страха развиваются у ребенка важнейшие двигатели социальной жизни.
Таким образом, мы видим, что психолого-педагогическая проблема заключается не в том, чтобы искоренить страх, а в том, чтобы привести его в границы здоровой реакции.
Работая над этой проблемой, мы вместе с педагогами и родителями несколько способов переключения негативных чувств, которые временами захлестывают наших детей, на полезные действия.
Четвертый – регулярно уделять время спортивным играм, чтобы снять напряжение, испытываемое в детском саду и дома.
Источники: