Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


,Формирование экологических представлений дошкольников в играх с природным материалом.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование экологических представлений дошкольников

в играх с природным материалом.

В процессе разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни самого человека, усиливается негативное воздействие на среду обитания. Поэтому в данное время большое внимание уделяется экологической проблематике, так как именно экология изучает взаимоотношения организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками. Дошкольники проявляют огромный интерес к природному материалу, охотно строят игру, экспериментируют, наблюдают, восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева.

Для того чтобы к ребенку пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать ее, сопереживать и радоваться ей, учить видеть прекрасное: идет снег или светит солнце, зеленеет трава, поют птицы, звенит капель, шуршат опавшие листья, из цветов появляются плоды и т.д. А главное, помочь детям осознать то, что природа живет, как и человек, она переходит из одного состояния в другое: засыпает, увядает, плачет, расцветает и радуется. И если не заботится о ней - она просто умирает от небрежного отношения к ней.

Как  же пробудить в них желание остановиться, присмотреться, задуматься? Как же научить их прикоснуться к природе всем сердцем: удивиться, узнать, полюбить?

В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в сознании неразрывности с ней. Благодаря этому, становится возможным формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживание к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Необходимо осуществлять непрерывный педагогический процесс по экологическому образованию детей.

Для реализации этой цели формируется система экологического развития и воспитания на всех уровнях образования. Первой ступенью является дошкольное образование, регламентированное ФГОС.

Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира. Она предоставляет возможность отправиться с дошкольниками в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство, понаблюдать за жизнью диких животных.

Большие возможности для формирования представлений о взаимосвязях, существующих в природе, таит в себе природный материал. Природа богата материалом, который дети могут рассмотреть, использовать в игре или опытно-экспериментальной деятельности Действия с природным материалом позволяют ненавязчиво воспитывать экологически грамотного человека.

Игры с природным материалом предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с возрастом и особенностями развития детей: совместные действия детей и взрослых; действия по подражанию и образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел детей.

Значительную часть информации об окружающем мире дети получают в ходе игровых действий.

Игры с природным материалом заключают в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Кроме того, природный материал – снег, вода, песок, трава, палочки, шишки, плоды, семена, листья, корни, кора – является прекрасным материалом для изготовления поделок.

При общении с природой у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает мыслительная напряженность, желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально – психологической готовности принять информацию о природе.

. Знакомство с многообразием свойств и особенностей природных материалов. В играх дошкольники опираются на знания о природных объектах, углубляют их. Совместно с детьми решаются разнообразные познавательные задачи с помощью игровых упражнений на развитие умения находить предметы по сходству; выделять отдельные признаки природных объектов; находить предметы по слову-названию; узнавать целое по части; группировать предметы по внешнему признаку; находить объект природы по словесному описанию взрослого; описывать объекты природы.

. Игры-эксперименты.

В процессе их проведения совместно ставится цель, решаются проблемы, выдвигаются гипотезы, проверяются опытным путем и делаются выводы, получая ответы на вопросы: почему, зачем, как, что будет, если.

В исследовательских играх обращалось внимание на то, чтобы были задействованы все органы чувств воспитанников. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать и даже попробовать некоторые объекты на вкус. На прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды, что способствовало формированию у детей познавательного интереса к природе, развивало наблюдательность, мыслительную деятельность (например, «Рисунки на асфальте», «Буря в стакане»).

Творческое преобразование природного материала.

. Попадая в песочницу, ребенок начинал строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города (например, «Песочный город», «Построй домик ж»вотному».

Интерес детей к играм с природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Методически правильная организация игр способствует развитию детей. В процессе проведения предлагаемых игр происходит познание качеств природных материалов, реализация творческих замыслов у детей.

Если педагогом созданы условия для игры, то даже простейшие игровые действия с природными материалами могут быть воспитательно ценными.

Конечно, дети и без руководства взрослого приобретают различные представления о свойствах природных материалов, но игра не получает своего развития и быстро приводит к нежелательным поступкам детей: дети бросают песок друг в друга, обливаются водой, отбирают игрушки и т.д.

Второй путь руководства играми с природными материалами – обучающие игры. Наиболее эффективна совместная игра взрослого и ребенка, в процессе которой взрослый выбирает темы, разнообразит содержание, показывает игровые действия. Своими словами взрослый развивает у детей восприятие и тем самым упорядочивает приобретенные ими знания. Он помогает ребенку вычленить и обобщить связи и отношения между предметами.

Третий путь руководства – закрепление в самостоятельной игре приобретенного опыта деятельности с природными материалами и формирование прогрессивных (для каждого возрастного периода) способов решения игровых задач. Для этого педагог организует деятельность дошкольников в усложняющихся проблемных игровых ситуациях с учетом их конкретного практического опыта, а также игровой среды.

Проблемы экологического воспитания нельзя решить без осознания данной проблемы всеми участниками образовательного процесса. Поэтому, родители - одни из главных помощников в создании общего образовательного пространства. Для того чтобы игры с природным материалом могли состояться, ежегодно дети с родителями готовят разнообразный природный материал (листья, веточки, шишки, камешки и т.д.). Совместная работа детей и родителей удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Кроме того, это способствует сотрудничеству, эмоциональному и психоло-гическому сближению родителей и детей. Традиционно организуются выставки-конкурсы поделок из природного материала, сделанных руками детей и их родителей, дети принимают активное участие в таких конкурсах - «Что нам осень подарила», «Дары природы», «Новогодняя фантазия». Так же проводятся конкурсы детских рисунков «Времена года», «Мир глазами детей», «Ах, какое было лето», «Листопад», «Зимушка - зима», «Весна-красна». Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, благодаря ему формируется коллектив родителей группы, повышает инициативность неактивных родителей, которые из пассивных наблюдателей становятся активными участниками жизни группы.

Таким образом, игры с природным и бросовым материалом, игры-экспериментирования играют важную роль в развитии детей

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области