Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Разработка открытого урока по теме "Жиры"

Цель изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме «Жиры». Задачи - образовательные сформировать представление о жирах как о сложных эфирах, их классификации, свойствах, способах переработки и применении. - развивающие развить умения самостоятельного поиска информации из разных источников, навыков проведения эксперимента. -воспитательные формировать научное мировоззрение и навыки межличностного общения при работе в группах создать положительную мотивацию к изучению химии демонстрацией практического применения изучаемого материала.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов»

Методическая разработка урока химии в 10 классе

Тема: Жиры

Учитель: Шестакова Ольга Александровна

г. Бийск

Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме «Жиры».

Задачи:

- образовательные: сформировать представление о жирах как о сложных эфирах, их классификации, свойствах, способах переработки и применении.

- развивающие: развить умения самостоятельного поиска информации из разных источников, навыков проведения эксперимента.

-воспитательные: формировать научное мировоззрение и навыки межличностного общения при работе в группах; создать положительную мотивацию к изучению химии демонстрацией практического применения изучаемого материала

Технологии: информационно-коммуникативная, технология исследовательского обучения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы проведения урока: групповая, коллективная работа.

Методы: наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Ключевые компетенции:

- информационно-познавательные: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.

- коммуникативные: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.

- предметные: изучение и исследование строения и свойств жиров, их получение и применение, значение для живых организмов.

Средства обучения:

- маршрутная карта;

- инструкция для учащихся;

- химическое оборудование;

- учебник по химии Габриелян О.С., справочный материал..

Оборудование:

- компьютер, проектор;

- пробирки с образцами растительного, сливочного масла, маргарин;

- вода, спирт, гексан, раствор перманганата калия;

- мыло;

- спиртовки, спички, держатели.

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Мотивация к учебной деятельности

Включить учащихся в работу на личностно-значимом уровне.

«Хочу, потому что могу

Фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок в необычной форме – урок-путешествие. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам удачи!

Читает эпиграф:

«Жизнь учит только тех, кто её изучает».

Просит подумать и ответить, что он означает.

Осознанно подчиняются системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывают внутреннюю готовность к самореализации.

Личностные:

- самоопределение к деятельности;

- смыслообразование;

Регулятивные:

-волевая саморегуляция

Познавательные:

-целеполагание

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний

Повторить изученный материал по теме: «Сложные эфиры», подготовить учащихся к восприятию нового материала.

Подготавливает учащихся к восприятию нового материала.

Ребята, мы с вами в этом учебном году изучаем различные классы органических веществ. Какой класс веществ мы изучили на прошлом уроке? Какие вещества называются сложными эфирами? Как называются такие реакции?

Проводит актуализацию знаний с игровым моментом.

Сегодня мы познакомимся с еще одним представителем сложных эфиров. Прошу внести ящик (лаборант вносит ящик).

Учитель:

В ящике вещество, о котором известно следующее:

- это вещество обеспечивает 50 % энергии, необходимой человеку;

- оно отличного качества, если получено первым холодным отжимом;

- у китов подкожный слой этого вещества достигает полтора метра.

Кто определил это вещество?

(Ответ: жир, масло).

Логически подводит к формулированию цели урока.

Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным классом веществ – жирами. Для этого вам понадобится маршрутная карта.

Создает проблемную ситуацию. Внимательно рассмотрите ее и скажите, где вы побываете и что узнаете. Запишите в тетради дату нашего путешествия, тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют ответы.

Формулируют тему и цель урока.

Записывают тему и цель урока.

Познавательные:

- мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение);

- осознанное и произвольное речевые высказывания;

- самостоятельное выделение и формулирование цели.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

- прогнозирование.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3. Изучение нового материала

4. Первичная проверка усвоения знаний

На основании данного метода самостоятельно изучить и исследовать строение и свойства жиров, их значение и применение.

Обобщить и систематизировать знания и умения по данной теме, закрепить связь нового материала с ранее изученным и сформированным.

Объясняет задание перед его выполнением.

Учитель:

Вы находитесь на первой станции (задание из маршрутной карты).

Проводит беседу по вопросам после выполнения задания.

- Какие вещества называются жирами?

- Какие кислоты могут входить в состав жиров?

- Напишите на доске общую формулу жиров.

- Как называют жиры?

- По каким признакам классифицируют жиры? Приведите примеры.

Задает вопрос:

- Ребята, какой мы можем сделать вывод, побывав на первой станции (строение жиров сложное).

- Что можно определить по строение веществ? (зная строение, можно предвидеть свойства).

Наше путешествие продолжается. Сейчас вам предстоит познакомиться с физическими и химическими свойствами жиров. На основании вашего жизненного опыта запишите физические свойства жиров, подтвердите их экспериментально (работа по инструкции). На основе знаний о свойствах сложных эфиров и непредельных соединений прогнозируйте химические свойства жиров, проделайте опыты по инструкции, сделайте выводы (работа в группах, обмен информацией между группами).

Проводит беседу по вопросам после выполнения задания.

- А сейчас каждая группа объяснит результаты эксперимента.

- Чем лучше удалить жирное пятно с одежды?

- Как объяснить, что растительное и сливочное масло окисляются раствором перманганата калия, а маргарин – нет?

- Для чего можно использовать эти реакции?

- Расскажите о гидролизе жиров и его применении

- Объясните смысл крылатого выражения «Судью на мыло»?

Далее учитель дает информацию о свойствах жиров (окисление и разложение при нагревании), о получении жиров.

Вывод по окончании беседы:

Исходя из свойств жиров, мы можем говорить об их переработке и применении (работа в группах по маршрутной карте).

Проводит беседу по вопросам после выполнения задания:

- Каковы основные направления применения жиров?

- Когда и кем был впервые получен маргарин?

- Какова биологическая роль жиров?

Акцентирует внимание перед выполнением теста.

- Просмотрите конспект в тетради, ответьте на вопросы теста.

Проводит объяснение перед взаимопроверкой.

Осмысливают требования задания. Формулируют задания. Работают с учебником и дополнительной литературой. Формулируют основные понятия: (каждая группа выполняет часть коллективного задания). Конспектируют в тетради.

Отвечают на вопросы учителя после выполнения задания. Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

В группах работают с учебником, выполняют опыты по инструкции, делают выводы.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с учебником и дополнительной литературой, конспектируют, делают выводы.

Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с образцами мыла и его составом.

Осмысливают требования задания. Выполняют тест. Осуществляют взаимопроверку. Проверяют ответы с записями, выведенными на экран.

Личностные:

- смыслообразование

Познавательные:

- мыслительные операции;

- поиск и выделение необходимой информации;

- установление причинно-следственной связи

Регулятивные:

- прогнозирование

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- управление поведением партнера.

Регулятивные:

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

5. Подведение итогов урока

Организовать повторение учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Проводит закрепление материала в виде беседы. Задает вопросы, которые были поставлены в начале урока.

- Какую проблему мы поставили в начале урока?

- Удалось ли нам ее решить?

- К какому выводу мы пришли

Формулируют свои мысли о полученных знаниях. Выражают полученные знания в виде ответов на вопросы.

Личностные:

- смыслообразование

Познавательные:

- мыслительные операции;

- осознанное и произвольное речевые высказывания

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации.

6. Рефлексия

Провести самооценку учащимися результатов своей учебной деятельности

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной деятельности. Объясняет как заполнять карту рефлексии.

Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Заполняют карту рефлексии.

Личностные:

- следование моральным нормам и этическим требованиям;

- самооценка на основе критерия успешности

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действий

Регулятивные:

- контроль и оценка способов своей деятельности

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7. Домашнее задание

Обобщить и проверить как усвоен материал урока

Акцентирует внимание.

Поясняет домашнее задание.

Выучить конспект в тетради, в учебнике с. 94-97, выполнить письменно упражнение 11, 12 с. 100.

Приготовить сообщения: «Как восполняется расход жиров в организме»», «Моющее действие мыла».

Ребята, мне было очень приятно с вами работать.

Всем спасибо за урок!

Записывают домашнее задание

МАРШРУТНАЯ КАРТА

Тема: «Жиры».

Станция 1. Состав, строение и классификация жиров.

Время стоянки- 7 минут.

Работая в группе, используя текст учебника (§ 21, стр. 198-199) и дополнительную литературу, обсудите сведения о составе, строении и классификации жиров.

Сделайте записи в тетради:

Определение:

Общая формула жира:

Названия и формулы жирных кислот:

Составьте схему с примерами:

Классификация жиров

Станция 2. Физические и химические свойства жиров.

Время стоянки- 10 минут.

Работайте в группах, проделайте опыты (используйте инструкцию), запишите в тетрадь физические свойства жиров:

Агрегатное состояние:

Температура плавления:

Растворимость в воде:

Растворимость в других растворителях:

Плотность:

Составьте уравнения, подтверждающие химические свойства жиров:

Используйте в учебнике §21 (стр. 199-200).

Запишите названия полученных веществ. Запишите отношение растительных жиров к раствору KMnO4 . Сделайте вывод.

Станция 3. Переработка и применение жиров, их биологическая роль.

Время стоянки - 7 минут.

Обсудите в группе следующие вопросы:

Станция 4. Выполните задание.

Время стоянки - 5 минут. Работая индивидуально, ответьте на вопросы теста.

Станция 5. Конечная. Заполните карту рефлексии. Получите домашнее задание.

Инструкция

«Физические и химические свойства жиров»

Опыт 1. Растворимость жиров.

1.Пробирки № 1 и № 2 с растительным и сливочным маслом разделите на три части и прилейте к ним:

1 – воду;

2 – спирт;

3 – гексан.

2. Встряхните, отметьте растворимость жиров.

3. Сделайте вывод.

Опыт 2. Отношение жиров к раствору KMnO4.

1. Прилейте в пробирки:

с растительным маслом (№3), со сливочным маслом(№4) ,с маргарином (№5) раствор KMnO4,

2. Энергично встряхните (твёрдые жиры можно немного нагреть для расплавления).

3. Объясните наблюдения.

4. Сделайте вывод.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области