Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов»
Методическая разработка урока химии в 10 классе
Тема: Жиры
Учитель: Шестакова Ольга Александровна
г. Бийск
Цель: изучение и первичное осознание нового учебного материала по теме «Жиры».
Задачи:
- образовательные: сформировать представление о жирах как о сложных эфирах, их классификации, свойствах, способах переработки и применении.
- развивающие: развить умения самостоятельного поиска информации из разных источников, навыков проведения эксперимента.
-воспитательные: формировать научное мировоззрение и навыки межличностного общения при работе в группах; создать положительную мотивацию к изучению химии демонстрацией практического применения изучаемого материала
Технологии: информационно-коммуникативная, технология исследовательского обучения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы проведения урока: групповая, коллективная работа.
Методы: наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый, репродуктивный
Ключевые компетенции:
- информационно-познавательные: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы.
- коммуникативные: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения.
- предметные: изучение и исследование строения и свойств жиров, их получение и применение, значение для живых организмов.
Средства обучения:
- маршрутная карта;
- инструкция для учащихся;
- химическое оборудование;
- учебник по химии Габриелян О.С., справочный материал..
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- пробирки с образцами растительного, сливочного масла, маргарин;
- вода, спирт, гексан, раствор перманганата калия;
- мыло;
- спиртовки, спички, держатели.
Этапы урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
1. Мотивация к учебной деятельности | Включить учащихся в работу на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу | Фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок в необычной форме – урок-путешествие. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам удачи! Читает эпиграф: «Жизнь учит только тех, кто её изучает». Просит подумать и ответить, что он означает. | Осознанно подчиняются системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывают внутреннюю готовность к самореализации. | Личностные: - самоопределение к деятельности; - смыслообразование; Регулятивные: -волевая саморегуляция Познавательные: -целеполагание Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний | Повторить изученный материал по теме: «Сложные эфиры», подготовить учащихся к восприятию нового материала. | Подготавливает учащихся к восприятию нового материала. Ребята, мы с вами в этом учебном году изучаем различные классы органических веществ. Какой класс веществ мы изучили на прошлом уроке? Какие вещества называются сложными эфирами? Как называются такие реакции? Проводит актуализацию знаний с игровым моментом. Сегодня мы познакомимся с еще одним представителем сложных эфиров. Прошу внести ящик (лаборант вносит ящик). Учитель: В ящике вещество, о котором известно следующее: - это вещество обеспечивает 50 % энергии, необходимой человеку; - оно отличного качества, если получено первым холодным отжимом; - у китов подкожный слой этого вещества достигает полтора метра. Кто определил это вещество? (Ответ: жир, масло). Логически подводит к формулированию цели урока. Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным классом веществ – жирами. Для этого вам понадобится маршрутная карта. Создает проблемную ситуацию. Внимательно рассмотрите ее и скажите, где вы побываете и что узнаете. Запишите в тетради дату нашего путешествия, тему и цель урока. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют ответы. Формулируют тему и цель урока. Записывают тему и цель урока. | Познавательные: - мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение); - осознанное и произвольное речевые высказывания; - самостоятельное выделение и формулирование цели. Регулятивные: - волевая саморегуляция; - прогнозирование. Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
3. Изучение нового материала 4. Первичная проверка усвоения знаний | На основании данного метода самостоятельно изучить и исследовать строение и свойства жиров, их значение и применение. Обобщить и систематизировать знания и умения по данной теме, закрепить связь нового материала с ранее изученным и сформированным. | Объясняет задание перед его выполнением. Учитель: Вы находитесь на первой станции (задание из маршрутной карты). Проводит беседу по вопросам после выполнения задания. - Какие вещества называются жирами? - Какие кислоты могут входить в состав жиров? - Напишите на доске общую формулу жиров. - Как называют жиры? - По каким признакам классифицируют жиры? Приведите примеры. Задает вопрос: - Ребята, какой мы можем сделать вывод, побывав на первой станции (строение жиров сложное). - Что можно определить по строение веществ? (зная строение, можно предвидеть свойства). Наше путешествие продолжается. Сейчас вам предстоит познакомиться с физическими и химическими свойствами жиров. На основании вашего жизненного опыта запишите физические свойства жиров, подтвердите их экспериментально (работа по инструкции). На основе знаний о свойствах сложных эфиров и непредельных соединений прогнозируйте химические свойства жиров, проделайте опыты по инструкции, сделайте выводы (работа в группах, обмен информацией между группами). Проводит беседу по вопросам после выполнения задания. - А сейчас каждая группа объяснит результаты эксперимента. - Чем лучше удалить жирное пятно с одежды? - Как объяснить, что растительное и сливочное масло окисляются раствором перманганата калия, а маргарин – нет? - Для чего можно использовать эти реакции? - Расскажите о гидролизе жиров и его применении - Объясните смысл крылатого выражения «Судью на мыло»? Далее учитель дает информацию о свойствах жиров (окисление и разложение при нагревании), о получении жиров. Вывод по окончании беседы: Исходя из свойств жиров, мы можем говорить об их переработке и применении (работа в группах по маршрутной карте). Проводит беседу по вопросам после выполнения задания: - Каковы основные направления применения жиров? - Когда и кем был впервые получен маргарин? - Какова биологическая роль жиров? Акцентирует внимание перед выполнением теста. - Просмотрите конспект в тетради, ответьте на вопросы теста. Проводит объяснение перед взаимопроверкой. | Осмысливают требования задания. Формулируют задания. Работают с учебником и дополнительной литературой. Формулируют основные понятия: (каждая группа выполняет часть коллективного задания). Конспектируют в тетради. Отвечают на вопросы учителя после выполнения задания. Делают выводы. Отвечают на вопросы. В группах работают с учебником, выполняют опыты по инструкции, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником и дополнительной литературой, конспектируют, делают выводы. Отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с образцами мыла и его составом. Осмысливают требования задания. Выполняют тест. Осуществляют взаимопроверку. Проверяют ответы с записями, выведенными на экран. | Личностные: - смыслообразование Познавательные: - мыслительные операции; - поиск и выделение необходимой информации; - установление причинно-следственной связи Регулятивные: - прогнозирование Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации - сотрудничество в поиске и сборе информации; - управление поведением партнера. Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - оценка – оценивание качества и уровня усвоения. |
5. Подведение итогов урока | Организовать повторение учебного материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Проводит закрепление материала в виде беседы. Задает вопросы, которые были поставлены в начале урока. - Какую проблему мы поставили в начале урока? - Удалось ли нам ее решить? - К какому выводу мы пришли | Формулируют свои мысли о полученных знаниях. Выражают полученные знания в виде ответов на вопросы. | Личностные: - смыслообразование Познавательные: - мыслительные операции; - осознанное и произвольное речевые высказывания Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации. |
6. Рефлексия | Провести самооценку учащимися результатов своей учебной деятельности | Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной деятельности. Объясняет как заполнять карту рефлексии. | Соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Заполняют карту рефлексии. | Личностные: - следование моральным нормам и этическим требованиям; - самооценка на основе критерия успешности Познавательные: - рефлексия способов и условий действий Регулятивные: - контроль и оценка способов своей деятельности Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
7. Домашнее задание | Обобщить и проверить как усвоен материал урока | Акцентирует внимание. Поясняет домашнее задание. Выучить конспект в тетради, в учебнике с. 94-97, выполнить письменно упражнение 11, 12 с. 100. Приготовить сообщения: «Как восполняется расход жиров в организме»», «Моющее действие мыла». Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Всем спасибо за урок! | Записывают домашнее задание |
МАРШРУТНАЯ КАРТА
Тема: «Жиры».
Станция 1. Состав, строение и классификация жиров.
Время стоянки- 7 минут.
Работая в группе, используя текст учебника (§ 21, стр. 198-199) и дополнительную литературу, обсудите сведения о составе, строении и классификации жиров.
Сделайте записи в тетради:
Определение:
Общая формула жира:
Названия и формулы жирных кислот:
Составьте схему с примерами:
Классификация жиров
Станция 2. Физические и химические свойства жиров.
Время стоянки- 10 минут.
Работайте в группах, проделайте опыты (используйте инструкцию), запишите в тетрадь физические свойства жиров:
Агрегатное состояние:
Температура плавления:
Растворимость в воде:
Растворимость в других растворителях:
Плотность:
Составьте уравнения, подтверждающие химические свойства жиров:
Используйте в учебнике §21 (стр. 199-200).
Запишите названия полученных веществ. Запишите отношение растительных жиров к раствору KMnO4 . Сделайте вывод.
Станция 3. Переработка и применение жиров, их биологическая роль.
Время стоянки - 7 минут.
Обсудите в группе следующие вопросы:
Станция 4. Выполните задание.
Время стоянки - 5 минут. Работая индивидуально, ответьте на вопросы теста.
Станция 5. Конечная. Заполните карту рефлексии. Получите домашнее задание.
Инструкция
«Физические и химические свойства жиров»
Опыт 1. Растворимость жиров.
1.Пробирки № 1 и № 2 с растительным и сливочным маслом разделите на три части и прилейте к ним:
1 – воду;
2 – спирт;
3 – гексан.
2. Встряхните, отметьте растворимость жиров.
3. Сделайте вывод.
Опыт 2. Отношение жиров к раствору KMnO4.
1. Прилейте в пробирки:
с растительным маслом (№3), со сливочным маслом(№4) ,с маргарином (№5) раствор KMnO4,
2. Энергично встряхните (твёрдые жиры можно немного нагреть для расплавления).
3. Объясните наблюдения.
4. Сделайте вывод.