Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работа с эмоциями при помощи арт-терапевтических техник

Описание арт-терапевтических техник, которые помогают выражать и прорабатывать эмоции конструктивным способом, на территории искусства

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Работа с эмоциями при помощи арт-терапевтических техник

Арт-терапия в образовании способствует повышению эффективности образовательного процесса, более гармоничному и всестороннему развитию учащихся. (Копытин А.И)

Цели арт-терапии в образовании

2. развитие креативности мышления,

3. снижение уровня эмоционального напряжения и тревоги,

4. помочь подобающе отреагировать на сложные чувства и эмоции, и обучить новым способам реагировать на стресс,

5. сплочение коллектива,

6. развитие коммуникативных навыков

Материалы для занятий

Материалы для нанесений

Инструменты

Поверхности

Карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, пастель сухая, пастель масляная, восковые мелки

Кисти натуральные, кисти синтетические,

валики,

губки

Бумага для принтера (А3, А4), бумага для акварели (А4, А3),

картон, бумага большого формата

Варианты техник в арт-терапии при работе с подростками

со спектром чувств и эмоций.

2. Ресурсные техники. Техники, снимающие сопротивление и «страх белого листа».

3. Работа с образом Я, самопониманием и самооценкой.

Техники работы со сложностью осознания и выражения чувств, работа со спектром чувств и эмоций.

В психологии не существует хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция несет важное послание для индивида и выполняет адаптационную функцию.

«Практикующим психологам важно разбираться в оттенках различий, поскольку так или иначе мы работаем именно с эмоциями, чувствами и переживаниями. Но за каждым более сложным составным переживанием стоит одна или несколько базовых эмоций, работу с которыми мы и осуществляем» (В. Сидорова)

Общие принципы работы с эмоционально-чувственной сферой

Эмоция

Ключевые принципы

Способы работы в арт-терапии

Радость

Ключевое в работе с радостью – она помогает восстановить ресурс, что необходимо на начальных этапах терапии. Созданные образы требуют не перерисовывания и трансформации, а разукрупнения, разворачивания, более полного проживания и ощущения в теле.

Рисовать радость или моменты, вызывающие радость, создавать коллаж радости или коллаж ресурсов. Перевести ощущение в тело. Например, ощутить, где в теле находится радость.

Злость, гнев, раздражение

Ключевой момент в работе с гневом – научить клиента выражать его безопасным, конструктивным образом и принимать свой гнев, как часть своей силы.

Варианты работы с гневом: рисование гнева в виде образа, вылепливание гнева из глины или пластилина; изображение в виде каракуль и хаотичных линий; создание коллажа гнева, выражение гнева с помощью игры на барабане.

Печаль, грусть

Ключевое в работе с печалью – е надо пережить и выплакать

Рисунок акварелью в технике «мокрое на мокром»; лить воду губкой по наклонной плоскости; фотографии на тему печали, метафорические карты.

Страх

Ключевое в работе со страхом - не избегать его, посмотреть на него открыто, установить диалог, помогающий понять, для чего он нужен, найти способ договориться со страхом, зачастую страх является защитником.

Нарисовать или вылепить страх, диалог со страхом, трансформировать страх (перерисовать или перелепить), делать маку страха, поговорить от имени страха, а затем трансформировать

Техника: «Моментальной рисование эмоций с интермодальным увеличением» (В.Сидорова)

Применяется со взрослыми и детьми от 6-7 лет.

Цель техники: признание и принятие эмоций, символическое овладение эмоцией, трансформация эмоции из врага в союзника, где энергия эмоции может быть использована в творческом, а не разрушительном аспекте.

.Ход техники:

Необходимо: 5 листочков А5 пастель, акварель, лист А4 или больше

Техника «Пейзажи эмоционального состояния»

Используется как первоначальное вхождение в тему работы с чувствами и эмоциями, так и для более глубинной работ.

Подходит для взрослых, подростков и детей.

Ход техники:

Клиенту дается возможность создать 2 картины. В 1 части задания создается картина, передающая текущее состояние или состояние, связанное с пережитой сложной ситуацией. Во второй части задания создается картина, выражающая возможные позитивные изменения в эмоциональном сотоянии. Время выполнения 60-90 минут.

- Представьте, что может чувствовать человек, находящийся в том или ином месте на изображенной вами местности. Обозначьте чувства и физические ощущения.

- Представьте и опишите, что делал бы человек, оказавшись в этом месте. Например, искал бы он укрытие, стоял бы на месте или спасался бегством.

- Сфокусируйте поочередно внимание на разных деталях созданной картины и постарайтесь обозначить чувства, ассоциирующиеся с ними. Так, например, одинокое дерево может передавать переживание одиночества.

5) Настройка на второй рисунок (желаемое состояние)

Психолог предлагает клиентам представить, как можно было бы изменить созданный вами пейзаж и состояние природы на нем:

• добавляя или заменяя некоторые элементы картины;

• меняя местами или трансформируя имеющиеся элементы;

• уменьшая или усиливая определенные части;

• изменяя погодные условия.

6) Второй рисунок.

Создайте еще одну картину, передающую измененный пейзаж или погодные условия. Доверьтесь процессу, выбирая формы и цвета, которые потребуются, чтобы сделать картину более выразительной.

7) Рефлексия второго рисунка

1. Представьте, что может чувствовать человек, находящийся в том или ином месте на изображенной вами местности. Обозначьте его чувства и физические ощущения.

- Представьте и опишите, что делал бы человек, оказавшись в этом месте. Например, он мог бы танцевать, гулять, отдыхать, лежа на траве, любоваться пейзажем и т. д.

- Сфокусируйте поочередно внимание на разных деталях созданной картины и постарайтесь обозначить чувства, ассоциирующиеся с ними.

- Расположите оба рисунка рядом друг с другом и обратите внимание на сходства и различия между ними.

- Постарайтесь объяснить письменно, почему вы предпочли бы находиться в той или иной обстановке.

Примечание: Вы можете попробовать создать несколько новых картин, передающих новые варианты трансформации исходного пейзажа. Постарайтесь выбрать из них тот, который в наибольшей мере вас устраивает.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области