Тема: Работа с эмоциями при помощи арт-терапевтических техник
Арт-терапия в образовании способствует повышению эффективности образовательного процесса, более гармоничному и всестороннему развитию учащихся. (Копытин А.И)
Цели арт-терапии в образовании
2. развитие креативности мышления,
3. снижение уровня эмоционального напряжения и тревоги,
4. помочь подобающе отреагировать на сложные чувства и эмоции, и обучить новым способам реагировать на стресс,
5. сплочение коллектива,
6. развитие коммуникативных навыков
Материалы для занятий
Материалы для нанесений | Инструменты | Поверхности |
Карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, пастель сухая, пастель масляная, восковые мелки | Кисти натуральные, кисти синтетические, валики, губки | Бумага для принтера (А3, А4), бумага для акварели (А4, А3), картон, бумага большого формата |
Варианты техник в арт-терапии при работе с подростками
со спектром чувств и эмоций.
2. Ресурсные техники. Техники, снимающие сопротивление и «страх белого листа».
3. Работа с образом Я, самопониманием и самооценкой.
Техники работы со сложностью осознания и выражения чувств, работа со спектром чувств и эмоций.
В психологии не существует хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция несет важное послание для индивида и выполняет адаптационную функцию.
«Практикующим психологам важно разбираться в оттенках различий, поскольку так или иначе мы работаем именно с эмоциями, чувствами и переживаниями. Но за каждым более сложным составным переживанием стоит одна или несколько базовых эмоций, работу с которыми мы и осуществляем» (В. Сидорова)
Общие принципы работы с эмоционально-чувственной сферой
Эмоция | Ключевые принципы | Способы работы в арт-терапии |
Радость | Ключевое в работе с радостью – она помогает восстановить ресурс, что необходимо на начальных этапах терапии. Созданные образы требуют не перерисовывания и трансформации, а разукрупнения, разворачивания, более полного проживания и ощущения в теле. | Рисовать радость или моменты, вызывающие радость, создавать коллаж радости или коллаж ресурсов. Перевести ощущение в тело. Например, ощутить, где в теле находится радость. |
Злость, гнев, раздражение | Ключевой момент в работе с гневом – научить клиента выражать его безопасным, конструктивным образом и принимать свой гнев, как часть своей силы. | Варианты работы с гневом: рисование гнева в виде образа, вылепливание гнева из глины или пластилина; изображение в виде каракуль и хаотичных линий; создание коллажа гнева, выражение гнева с помощью игры на барабане. |
Печаль, грусть | Ключевое в работе с печалью – е надо пережить и выплакать | Рисунок акварелью в технике «мокрое на мокром»; лить воду губкой по наклонной плоскости; фотографии на тему печали, метафорические карты. |
Страх | Ключевое в работе со страхом - не избегать его, посмотреть на него открыто, установить диалог, помогающий понять, для чего он нужен, найти способ договориться со страхом, зачастую страх является защитником. | Нарисовать или вылепить страх, диалог со страхом, трансформировать страх (перерисовать или перелепить), делать маку страха, поговорить от имени страха, а затем трансформировать |
Техника: «Моментальной рисование эмоций с интермодальным увеличением» (В.Сидорова)
Применяется со взрослыми и детьми от 6-7 лет.
Цель техники: признание и принятие эмоций, символическое овладение эмоцией, трансформация эмоции из врага в союзника, где энергия эмоции может быть использована в творческом, а не разрушительном аспекте.
.Ход техники:
Необходимо: 5 листочков А5 пастель, акварель, лист А4 или больше
Техника «Пейзажи эмоционального состояния»
Используется как первоначальное вхождение в тему работы с чувствами и эмоциями, так и для более глубинной работ.
Подходит для взрослых, подростков и детей.
Ход техники:
Клиенту дается возможность создать 2 картины. В 1 части задания создается картина, передающая текущее состояние или состояние, связанное с пережитой сложной ситуацией. Во второй части задания создается картина, выражающая возможные позитивные изменения в эмоциональном сотоянии. Время выполнения 60-90 минут.
- Представьте, что может чувствовать человек, находящийся в том или ином месте на изображенной вами местности. Обозначьте чувства и физические ощущения.
- Представьте и опишите, что делал бы человек, оказавшись в этом месте. Например, искал бы он укрытие, стоял бы на месте или спасался бегством.
- Сфокусируйте поочередно внимание на разных деталях созданной картины и постарайтесь обозначить чувства, ассоциирующиеся с ними. Так, например, одинокое дерево может передавать переживание одиночества.
5) Настройка на второй рисунок (желаемое состояние)
Психолог предлагает клиентам представить, как можно было бы изменить созданный вами пейзаж и состояние природы на нем:
• добавляя или заменяя некоторые элементы картины;
• меняя местами или трансформируя имеющиеся элементы;
• уменьшая или усиливая определенные части;
• изменяя погодные условия.
6) Второй рисунок.
Создайте еще одну картину, передающую измененный пейзаж или погодные условия. Доверьтесь процессу, выбирая формы и цвета, которые потребуются, чтобы сделать картину более выразительной.
7) Рефлексия второго рисунка
1. Представьте, что может чувствовать человек, находящийся в том или ином месте на изображенной вами местности. Обозначьте его чувства и физические ощущения.
- Представьте и опишите, что делал бы человек, оказавшись в этом месте. Например, он мог бы танцевать, гулять, отдыхать, лежа на траве, любоваться пейзажем и т. д.
- Сфокусируйте поочередно внимание на разных деталях созданной картины и постарайтесь обозначить чувства, ассоциирующиеся с ними.
- Расположите оба рисунка рядом друг с другом и обратите внимание на сходства и различия между ними.
- Постарайтесь объяснить письменно, почему вы предпочли бы находиться в той или иной обстановке.
Примечание: Вы можете попробовать создать несколько новых картин, передающих новые варианты трансформации исходного пейзажа. Постарайтесь выбрать из них тот, который в наибольшей мере вас устраивает.