Роль игры, как ведущей деятельности, в развитии детей дошкольного возраста
Воспитатель СПДС «Золотой ключик» с. Подстепки Хандова Е.В.
Игра-один из основных видов деятельности ребенка. Именно в ней создаются условия для развития физических, личностных и интеллектуальных способностей детей. Существует несколько функций игры:
- Коммуникативная - происходит общение взрослого и ребенка.
- Развлекательная. Дети расслабляются в процессе игры. Получают положительные эмоции.
-Самореализации. Игра позволяет познать внутренний мир.
-Социализации. Ребенок развивает волевые качества. Действует согласно нормам и правилам.
Все эти функции применяются в разной игровой деятельности. Это сюжетно-ролевыепигры,творческие,строительные,режиссерские,театрализованные.
Широко используются игры с правилами: подвижные, идактические, интеллектуальные, народные, игры-забавы.
Важным шагом в игровой деятельности является проявление инициативы. Это руководящая роль в каком-либо действии. Условием для проявления инициативы является наличие в предметно-пространственной среде элементов, которые рисует воображение детей.
Очень важна роль дидактической игры в развитии и обучения детей. Они помогают освоить и применить новые знания.
Театрализованные игры развивают речь, воображение, мышление, артистизм.
В подвижных играх формируются такие качества, как умение слышать, учитывать мнение другого человека, способность работать в команде. В игровой деятельности воспитатель использует различные приемы взаимодействия с детьми.
Словесные приемы – объяснения, загадки, стихи.
Наглядные - показ картин, иллюстраций. Демонстрация педагогом действий перед самостоятельным повторением детьми.
Практические приемы - посредством аппликаций, рисунков, дети закрепляют информацию, полученную в ходе игры.
Через игровую деятельность детям проще научиться понимать переживания и чувства других людей. Моделируя различные ситуации, которые они видели в жизни, и выполняя роли, ребята испытывают те чувства, которые переживаются и в реальной жизни. Взаимодействия с игрушками или друзьями учат сопереживать, помогают избавиться от отрицательных эмоций.
Я заметила, что важным в игровой деятельности является игровое употребление предметов. Мой опыт доказывает, что именно с помощью элементов, определенных атрибутов, дети с большим интересом включаются в игру. С их помощью ребенок подражает взрослым, копируя им. Девочка укладывает спать куклу также, как это делает мама дома, прикладывает к уху игрушечный телефон или предмет, напоминающий его своей формой. У нас в уголке есть разнообразные атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Для их изготовления нам оказывали помощь родители. Совместно с ними, к сюжетно-ролевой игре «Магазин», дети делали торты, пирожки, сыр, печенье, конфеты. Использовали разнообразные материалы: поролон, губки для мытья посуды, пуговицы, бусинки, палочки, коробки, ракушки, пробки, крышки.
Я заметила, что дети стали с большим восторгом играть в сюжетно-ролевые игры. Из моего опыта, в дидактических играх ,наибольший интерес, вызывают игры с предметами.(игрушками). Используя атрибуты, ребята учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Я считаю, что ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
При ознакомлении ребят с природой мы используем природный материал: ракушки, камушки, шишки, желуди. Это вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. В играх по сенсорному развитию, из моего опыта, атрибуты играют главную роль. Это завязывание шнурков, застегивание пуговиц и кнопок, подбор кубиков или пирамидок по цвету, форме. У детей развивается моторика пальцев. Появляется огромное желание познавать окружающий мир. Именно поэтому я считаю игру ведущим видом деятельности дошкольников.