Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проблемы формирования профессионально важных качеств морских специалистов в процессе обучения математики

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ МОРСКИХ СПЕЦАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, И ПОИСК ПУТЕЙ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТА.

Железнова Валентина Николаевна – преподаватель математики высшей категории.

Каспийский институт морского и речного транспорта (ФГБОУ ВО «ВГУВТ»), г. Астрахань

Аннотация: статья посвящена проблеме математического образования курсантов среднего профессионального образовательного учреждения морского и речного транспорта. Перечислены профессиональные компетенции, на формирование которых должны быть направлены математические дисциплины. Подчеркнуто значение математических методов для освоения специальных дисциплин.

Качество подготовки специалистов к профессиональной деятельности становиться наиболее актуальной проблемой при изменении социально-экономического статуса России, вызвавшего усиление интеграции российского образования в мировое образовательное пространство.

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией, ответственного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Если в 80-х годах главным

направлением борьбы за научно-технический прогресс считалось преодоление морального устаревания техники, то сейчас важнейшим средством обеспечения прогресса становится работа по устранению морального износа знаний. Единственно, что оказывается неизменным, так это знания в области фундаментальных и общественных наук.

Основной целью обучения морских специалистов, является приобретение ими столь важной для них социально-профессиональной компетентности, способности управлять современными технологическими средствами и людьми, ориентироваться в любых, в том числе и экстремальных, ситуациях, принимать правильные эффективные решения. Учебное заведение в процессе обучения должно обеспечить условия для формирования личности, обладающей высокой общей культурой, фундаментальной профессиональной подготовкой, готовностью самостоятельно осваивать новые знания и овладевать новой техникой и технологиями. [9]

Но пока еще выпускники профессиональных учебных заведений не готовы к активной деятельности в современной профессиональной среде. В частности, морской специалист должен одинаково квалифицированно решать практические задачи, относящиеся к разным видам деятельности ; судовождения и добычи рыбы, технической эксплуатации судна и производственно-хозяйственной, коммерческой и экономико-правовой деятельности. Когда судно находится в море, многие проблемы приходится решать своими силами, т.к. невозможно получить квалифицированную помощь извне; поэтому морские специалисты должны иметь хорошую методологическую подготовку, требующую развития аналитических способностей, использования разнопредметных знаний, поиска эффективных путей решения этих проблем. [6]

Приоритетной формой развития профессионализма морских специалистов должно стать саморазвитие и самосовершенствование, т. к в силу специфики профессии, они имеют ограниченные возможности обучения с отрывом от основной работы. Задачи, решаемые морскими специалистами, требуют, прежде всего, развития проблемного мышления. Это способности видеть, осознавать проблему и находить нестандартные ее решения, пользуясь широким кругом знаний, полученных в процессе обучения, а также умения самостоятельно отыскивать, приобретать, добывать необходимую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности.

Формированию профессиональной компетентности способствует математическое образование. Однако преподавание математики в СПО проходит под углом связи с профессией в основном бессистемно. В технических учебных заведениях математика занимает двойственное положение. С одной стороны, это особая общеобразовательная дисциплина: знания, полученные по математике, являются фундаментом для изучения других общеобразовательных, а также и специальных дисциплин. С другой стороны, математика не является профилирующей дисциплиной, и курсанты, особенно на первых курсах, воспринимают ее лишь как некую абстрактную дисциплину, изучение которой, по их мнению, не влияет на уровень компетентности будущего морского специалиста.[2]

В инструктивно-методической документации, относящейся к изучению алгебры и начал анализа и геометрии в СПО, специфика профессиональных учебных заведений отражена недостаточно. Преподаватель, готовясь к лекции, ведет собственные поиски материала, имеющего отношение к будущей профессии учащихся, частично изыскивает его из немногочисленных методических рекомендаций и сравнительно большего числа сборников задач по ряду профессий, вышедших в последнее время из печати, а также интернета.

Вместе с тем профессиональную направленность следует считать одним из возможных путей совершенствования математической подготовки учащихся средних профтехучилищ.

Обязательными требованиями математического образования в СПО являются следующие: непрерывность изучения и применения математики; фундаментальность математической подготовки; ориентированность курса математики на практику; равноценность математической подготовки для всех форм обучения по одной и той же специальности; преемственность математической подготовки на всех ступенях образования.

Приобретаемые студентами математические знания и умения должны стать инструментом для решения задач других дисциплин и в будущей профессии.

В учебном процессе по изучению математики в СПО традиционно реализуются следующие виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов, лабораторные работы.

Лекция продолжает оставаться одной из важнейших форм обучения в СПО. На лекциях по математике обучающиеся получают представления об историческом пути математической наук, об источниках ее понятий, о ее связи с практикой, о неизбежности ее прогресса и многом другом. Для этого обучающиеся с самого начала должны быть поставлены в активную позицию, общения с преподавателем, организованного в форме проблемных лекций и лекций-конференций.

В таком случае создаются предпосылки для проблемного изложения учебного материала, позволяющего повысить познавательный интерес и активность работы курсантов.

Деятельность морского специалиста носит коллективный характер. Поэтому формирование таких качеств личности как умение общаться (деловое общение), уважать мнение других, способность легко вступать в контакты с другими людьми, подчинять свои интересы интересам коллектива, чувство товарищества, ответственность за общее дело, умение входить в положение другого и понимать образ его мыслей, способность отстоять свою точку зрения и т. д. имеет особое значение в становлении профессиональной компетентности морского специалиста.

Все эти качества достигаются в результате совместного (коллективного и группового) решения учебных задач на практических аудиторных занятиях. Именно на практических занятиях происходит активный процесс формирования специалистов, углубляются и расширяются знания, полученные в лекционном курсе, осуществляется связь теории с практикой и приложениями к другим наукам. Прочное и сознательное усвоение теории невозможно без решения задач и упражнений, использующих понятия и теоремы, изложенные в лекционном курсе.

На практических занятиях студенты должны получить опыт использования теоретических знаний в процессе подобно профессиональной деятельности. Поэтому на первый план здесь выступает проблемное обучение: создание игровых и проблемных ситуаций, подготовка сообщений и докладов, проектная деятельность, использование заданий на составление задач, применение наряду с индивидуальными формами работы коллективные, составление обратной задачи и ее решение.

Для контроля уровня усвоения материала и повышения эффективности обучения на практическом занятии целесообразно использовать такие виды заданий, как контролирующие тесты (в которые включены теоретические и практические вопросы), индивидуальные задания для самостоятельной работы, контрольные работы. [3]

В случае решения индивидуальных заданий дома, на занятии целесообразна устная проверка домашней работы, поскольку при этом опрашиваемый курсант учится излагать решение грамотным математическим языком, а окружающие приучаются следить за логикой рассуждений, проверять ее правильность (в ходе опроса доска используется для показа наиболее рациональных и оригинальных решений). Роль самостоятельной работы в формировании профессиональной компетентности будущего морского специалиста исключительно велика.

Таким образом, наша задача состоит в организации таких учебных занятий, которые предполагают создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность курсантов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями , и развитием технического мышления. Очень важно, чтобы при изучении математики курсант не просто приобретал знания, но и овладевал способами их добывания, то есть научить курсантов учиться часто бывает важнее, чем вооружить их конкретными предметными знаниями.

Таким образом, процесс обучения математике курсантов будет наиболее эффективно способствовать формированию профессионально важных качеств будущих морских специалистов если:

1) при обучении математике использовать игровые методы и элементы проблемного обучения.

2) привлекать курсантов к подготовке сообщений и докладов на лекциях-конференциях;

3) в самостоятельной работе курсантов использовать пособие, в содержание которого входят тесты и задачи разной степени сложности и с подробными письменными инструкциями преподавателя, позволяющие постепенно осваивать новые понятия и контролировать качество самостоятельной работы;

4) на практических занятиях использовать различные постановки задач, имитирующих полный цикл мыслительной деятельности , а также использовать задания на составление задач;

5) применять наряду с индивидуальными формами работы и коллективные, в том числе работу в малых группах.

Формирование профессионально важных качеств не может быть обеспечено лишь изменением отдельных сторон в преподавании учебной дисциплины, в частности математики. Это комплексная работа и она предполагает целую систему мероприятий, направленных на развитие личности будущего морского специалиста в учебном процессе. Недостатки в подготовке курсантов требуют пересмотра характера математического образования будущих морских специалистов. Поэтому существует необходимость внедрения профессионально направленной математической подготовки.

Список литературы:

1. Алешина Т.Н. Дидактические материалы с профессиональной направленностью как средство повышения эффективности обучения математике в средних профессионально-технических училищах // Дис . канд. пед. наук 13.00.02: Казань, - 1984 - 172 с.

2. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. -№11.- С.З — 14.

3. Бокарева Г. А., Мойсеенко С.С. Моделирование целей профессионального развития морских инженеров // Вестник высшей школы (Альма матер). 2003. - №8. с. 48-51.

4. Бугакова Н.Ю. Педагогические условия формирования и развития готовности старшеклассников к выбору профессии // Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Калининград. - 1997. - 16 с.

5. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий // МГУ.— М. — 1968. — 208 с.

6. Григорьева, Е.М. Проблемная ситуация — основная единица контекстного обучения математике будущих морских инженеров // Сибирский педагогический журнал — 2008. № 14. — С.68-75.

7. Григорьева, Е.М. Актуальность нового подхода к разработке содержания курса математики для инженерных специальностей / A.B. Григорьев,

8.. Григорьева, Е М. Пути совершенствования обучения морских инженеров в вузе: контекстный подход/ Булатов М.Ф., Григорьева Е.М.//

9. Далингер В.А. Современные проблемы методики преподавания математики // Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Материалы региональный науч. — практич. конф. 4.1. Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1998, - с. 44 - 47.

10. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике // Просвещение, 1991. — 80 с.

11.. Данилов, М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности// Советская педагогика.- 38. — 1961. — с. 33-36.

12. Караулова, JI. В. Математические задачи как средство формирования профессионально значимых умений студентов : автореф. дис. . канд. пед. наук 13.00.02: Киров, 2004 - 18 с

13. Лернер И.Я. Главная функция проблемного обучения. //Вестник высшей школы. 1976. - №7. — с. 16-21.

14. Матюшкин А.М, Проблемные ситуации в мышлении и обучении // Педагогика, 1972. 168 с.

15. Михайлова И.Г. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей // Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тобольск, 1998. 19 с.

16. Мордкович А.Г. Профессионально педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом вузе // Автореф.дис.д-ра пед. наук. 1986. - 34 с.

17. Мордкович А.Г., Мухин А.Е. О профессиональной направленности практических занятий по математическому анализу // Проблемы подготовки учителя математики в пединститутах. Сб. научных трудов, под ред. Н.Я.Виленкина М. 1982. - С. 64-76.

18. Пимошенко А.П. Роль довузовского образования в системе подготовки морских специалистов // Тезисы докладов на Международной конференции по инженерному образованию. — С.-Пб., 1997.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области