Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Королева О.И.,

педагог дополнительного образования ЦДТ № 6

cdt_6@mail.ru

Турченко Т.Ю.,

педагог дополнительного образования ЦДТ № 6

cdt_6@mail.ru

Аннотация. Авторы раскрывают значение и возможности учреждения дополнительного образования в сохранении отечественных культурных традиций, распространении духовно-нравственных идеалов, воспитании культурного человека.

Ключевые слова: воспитание, театр, дети, творчество, образование.

Annotation. The authors reveal the importance and possibilities of the establishment of additional education in the preservation of national cultural traditions, the dissemination of spiritual and moral ideals, the education of a cultural person.

Keywords: upbringing, theatre, children, creativity, education.

Духовно-нравственное воспитание - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие, и поведение высших духовных ценностей. О духовности в современном обществе говорят много и часто. Этот термин стали часто употреблять люди далекие от религии. Духовность человека или общества понимается как положительная его характеристика.

Спроси тысячи людей и каждый даст свое определение: от круга любимых занятий до переживаний людей. Есть и такое мнение, что употребление термина духовность-это более религиозное понимание, а нравственность - понимание светское. Так или иначе, практическое педагогическое мировоззрение рассматривает духовность не как отвлеченное, но как реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни другого человека, к собственной жизни как к внутреннему подвигу.

Духовно-нравственное развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребёнок, а также образовательное учреждение, которое он посещает.

Наше учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества № 6 посещают дети от 4 до 18 лет. Нашими педагогами ведётся большая работа по духовно-нравственному воспитанию с детьми разных возрастов и их родителями.

Важным фактором, влияющим на духовно-нравственное развитие ребёнка, являются учебные программы, реализующиеся в образовательных учреждениях. Наши педагоги работают по разработанным дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам, в которых обязательным компонентом является духовно-нравственное воспитание. У нас есть и такие программы, которые конкретно направлены на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения: «Я – гражданин России», «Юный патриот», «Духовно-нравственное воспитание учащихся в ЦДТ № 6». Главной целью этих программ является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать духовный и социокультурный опыт Отечества.

С сентября 2014 года в нашем учреждении – Центре детского творчества № 6, реализуется программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» (авторы И. А. Кузьмин, А. В. Камкин) детей дошкольного и школьного возраста.

Дошкольники на занятиях знакомятся с социокультурной и духовно-нравственной средой: узнают, что такое семья, знакомятся с культурными и трудовыми традициями семьи. В младшем школьном возрасте познают внутренний мир человека: осваивают такие понятия как верность, правда, честь, любовь, доброта, милосердие. А уже в старшем школьном возрасте осмысливают уже более сложные понятия такие, как служение Отечеству, определяют свой взгляд на служение своей Родине.

Одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания в Центре детского творчества является театральное искусство.

Театральная деятельность позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, научиться понимать, сочувствовать, сопереживать, удивляться, вызывать эмоциональный отклик на окружающую действительность. 

Театр представляет собою синтез нескольких искусств, здесь соединяются живопись (в декорациях), поэзия (в драматическом произведении), пластика (движения и мимика артиста) и музыка (пение).

Руководитель коллектива и его участники должны знать, чего от них ждут будущие зрители, и строить свою деятельность, учитывая их духовные потребности.

Детско-юношеский театр «Виват!» в Центре детского творчества № 6 начал свою работу в 1996 году, преобразовавших из студии. Студийная работа уже не могла удовлетворить растущих творческих запросов учащихся. Сегодня театр посещают дети в возрасте от 10 до 18 лет. Одними из видов театральной деятельности, далеко не самой главной, является подготовка артистов и номеров для концертов и мероприятий нашего центра: областные конкурсы чтецов и литературно-музыкальных композиций, праздники: Новый год, День Победы, открытие и закрытие «Школы раннего развития «Малышок» и др. Это лишь небольшой перечень мероприятий.

На сегодняшний день в детско-юношеском театре «Виват!» работают: педагог по актерскому мастерству, педагог по вокалу, педагог по хореографии. Руководство, в том числе и подбор репертуара, осуществляется художественным руководителем. И система духовно-нравственного воспитания тесно переплетена с театральной педагогикой, и зачастую не удается отличить, где на занятиях заканчивается театр, и начинается жизнь, и наоборот.

Выбор пьесы – важный этап в работе театра. Мы считаем, что от того, какой литературный или драматургический материал берем в работу, во многом зависит развитие наших артистов. Ведь в каждой роли есть своя душа. Ребёнок, играя роль, переживает жизнь своего героя, живёт его мыслями, чувствами, эмоциями. Обогащается его духовный мир, ведь духовность – это и любовь, и вера, и честь. Играя роль, ребёнок приобретает и нравственные качества такие, как доброта, милосердие, толерантность. 

Учащиеся младшей театральной группы - это дети 10-11 лет. Обучение в данной группе направлено на игровые тренинги, речевые упражнения, умение выразить свои мысли. В основе обсуждения показов вырабатывается культура поведения и речевая культура. Особое внимание педагог обращает на исключение из речи слов-паразитов, сленга и т.д. Обсуждение показанного - обязательное условие каждого занятия. Педагог учит ребенка умению обсудить, а не осудить, указать на ошибки, но не позлорадствовать, поддержать того, у кого в данный момент может не все получилось. Именно в младшей группе театра- объектом духовно-нравственного воспитания становится нравственный облик театрала, а именно терпение, милосердие, незлобивость. Обязательным в младших группах театра является просмотр всех сказок Александра Роу, на которых выросло поколение их бабушек и дедушек. А педагоги тем самым убивают двух зайцев: учащиеся учатся сопереживать, радоваться, когда добро побеждает зло, а также, вероятно, подглядит и запомнит, хотя бы зрительно, образ своей будущей роли. Принцип «никогда не сваливай на партнера то, что плохо получилось в показе» - основной в начальном театральном звене.

В средней театральной группе – а это учащиеся 12-13 лет, аспект духовно-нравственного воспитания направлен на нравственные чувства – совести, долга, ответственности, веры. Это группа, где впервые начинают готовить самостоятельные этюды, которые требуют особой мыслительной работы. Здесь занятия театральным искусством более разнообразны по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, природе, искусстве. Работа педагога по актерскому мастерству направлена на действие в сценических условиях подлинно, логично, целенаправленно, во взаимодействии друг с другом. Здесь впервые события жизненные выносятся на сценическое пространство. Особое внимание обращается на умение действовать словом, т.к. именно через него раскрываются мысли, чувства, отношения. Готовясь к самостоятельным этюдным показам, учащиеся особое внимание обращают на жизненные взаимоотношения людей. Наблюдают за нормами, правилами поведения. На занятиях этих групп, очень часто задается вопрос с ключевыми словами «хорошо» и «плохо». Обсуждение показанных этюдов воспитывает здоровый интерес к творчеству друг друга, самокритичность, работает на формирование нравственных устоев.

Успешно освоив программу начальной театральной школы, дети остаются играть в постоянно пополняющейся детской актерской труппе. Познав законы нравственного взаимодействия друг с другом, учащиеся составляют коллектив, который целиком и полностью основывается на взаимной выручке, понимании, готовности прийти на помощь, радости за хорошо сделанное общее дело. Нравственная позиция, полученная на начальных этапах театрального образования – это способность к различению добра и зла, проявление любви к ближнему, готовности к преодолению жизненных и творческих испытаний. Потому как любой выход в роли – это и есть творческое испытание, скопированное с жизни. Учащиеся, совместно с педагогом разбирает нравственную позицию персонажа, пытается оправдать внутренне каждого героя, рассматривает от чего могло произойти то или иное жизненное событие. От этого работа над ролью становится одним из самых интересных моментов театрального обучения.

В работе театра «Виват!» соединяются многие духовные ценности:

- индивидуально-личностные (жизнь человека и его достоинство)

- семейные (дом, родители, семейный лад, родословная семьи, традиции)

- национальные (образ жизни, поведения, общения, Родина, святыни страны, родная земля, народная культура, единство нации)

- общечеловеческие (экологическая культура, мировая художественная культура, мир на Земле)

Театральное творчество - синтез многих искусств и огромная внутренняя работа человека над собой. Программы педагогов по актерскому мастерству, вокалу, хореографии, взятые в комплексе, и каждая в отдельности имеют огромные возможности духовно-нравственного воздействия. Учащийся, оказавшийся в позиции актера-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Из всего вышесказанного становится ясно, что театр, а точнее «духовный театр» необходим нашим детям! Н.В. Гоголь сказал: «Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». И наша задача приобщать как можно больше детей к этому волшебному миру прекрасного, создавать великолепные спектакли и праздники, после которых приходит в сердце каждого ребенка волна сочувствия, милосердия, любви к ближнему. И пусть такой «духовный театр» действительно станет настоящей «кафедрой добра», а не очередным листом пустого времяпрепровождения!

Программа театра профессионально ориентирована, здесь каждый учащийся имеет свою должность – декоратор, гример, звукооператор, костюмер. Но главной своей задачей педагоги считают научить главной профессии - быть Человеком.

Литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области