Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад «Парус»
г. Урень Нижегородской области
Конспект занятия по ознакомлению
с окружающим миром
в старшей группе на тему «Осень».
Составила: Бровкина Екатерина Юрьевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Урень 2019 год
Задачи:
Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование представлений о характерных признаках и периодах осени . Познакомить детей с осенними месяцами и осенними периодами. Обогащать словарь детей. Учить устанавливать элементарные и причинно-следственные связи и наблюдать явления природы. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.
Предварительная работа: наблюдения на участке, чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций об осени.
Ход занятия.
- Ребята, я хочу загадать вам загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашей беседы.
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья укрываю,
Но не касаюсь елочек и сосен,
Кто я такая?
- Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить? Об осени.
- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.
Дождь идёт по земле,
Мокрая дорога.
Много капель на стекле,
А тепла немного.
Спят берёзы в серебре,
Ярче зелень сосен,
Потому что на дворе
Золотая осень.
- Какие приметы осени вы можете назвать? Что еще происходит в природе? Солнышко мало греет, дни становятся короче, а ночи длиннее. Люди собирают урожай, птицы улетают в теплые края, животные начинают готовиться к зиме, часто льет дождь и т. д., листопад.
- Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
-А первый у нас какой месяц? Сентябрь.
- Правильно, сентябрь. В этот период осень называют ранней. Дни стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.
- Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима.
Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени: ранняя, золотая, поздняя
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке?
Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке?
-Какое время года изображено на первой картине?
- А на этой?
- А какое время года на третьей картине?
- Почему про осень нарисованы три разных картинки?
- А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»
Осень (Какая?) - золотая , тёплая, солнечная, красивая, яркая.
День(Какой?) – солнечный ,дождливый, пасмурный ,хмурый.
Деревья (Какие?) -красочные ,жёлтые, оранжевые., яркие, голые.
Ветер (Какой) -тёплый, холодный ,сильный, резкий.
Листья (Какие?)-разноцветные, ярко-красные. жёлто-красные ,сухие, мокрые
- Молодцы, много слов подобрали.
Физкультминутка "Листочки".
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели
И на землю сели.
А сейчас я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы!
- А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее. Но сначала подготовим свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке
Друг друга увидали, - крепко обнимались
Итог занятия.
- Ребята. Расскажите, что мы с вами делали, какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!