Тема:«Звук [Ц] и буква Ц»
Задачи: Познакомить с буквой Ц; закрепить умение определять место звука в слове; выполнять звуковой анализ слова; совершенствовать умение анализировать предложение и составлять его из слов; упражнять в чтении коротких слов; развивать фонематический слух.
Ход:
Ребята, о чём так говорят?
Сели на страничку 33 сестрички,
Сели рядом – не молчат,
Нам загадки говорят. (буквы)
- Как мы называем все буквы вместе? (алфавит)
-Сколько букв в русском алфавите?
-Для чего нам нужны буквы? (обозначать звуки и писать слова и) Ребята, а чем буква отличается от звука? (букву видим и пишем, звук слышим и произносим)
-На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)
-Как их отличить?(гласные поются)
Поместите на доску буквы гласных звуков.
- На какие группы делятся согласные звуки?(мягкие и твёрдые)
- Какие согласные звуки могут быть только мягкими ?(Й, Ч, Щ)
Поместить их на доску
Сегодня мы продолжим знакомиться с буквами и звуками. О какой букве речь?
Вот какая это буква:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка
Как кошачья лапка. (букву на доску)
- На какие буквы похожа эта буква?
Буква Ц всегда обозначает твёрдый звук.
-какие ещё обозначают только твёрдые звуки (Ж,Ш)
Игра «Внимательные ушки»
- давайте поиграем в игру: «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук ц в словах. Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове:
Слова: Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры. цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь.
Характеристика звука [Ц].
Л.: - Как мы произносим звук [Ц]: губы улыбаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
Ца- ца- ца- я умница.
Цо- цо- цо- покажи лицо.
Цу- цу- цу- иду на улицу.
Цы- цы- цы- к нам летят скворцы.
Чтение текста
ЦА –ЦО- ЦЫ – ЦУ – ЦЕ
ОЦ – АЦ – УЦ
ЦЫП ЦИК ЦОК
ЦЕЛЬ ЦАРЬ ЦИРК ЦЕНА
СИНИЦА УЛИЦА ЦАПЛЯ
ПТИЦА ЦВЕТОК ЦАРЬ
Слово рассыпалось
1 Составьте слово со звуком Ц. В какой части слова стоит буква Ц?
2 Сколько в нём слогов?
3 Составьте звуковую схему для слов.
Физкультминутка
Цапля царственной походкой
По трясине ходит топкой,
А лягушки все вприскочку
Забиваются под кочку.
Знают, что она за птица:
Больно цапать мастерица.
Составь предложение
Слова в предложении перепутались. Правильно оно составлено? Восстановите его. Как узнать , что предложение уже закончилось? Что должно стоять в конце предложения?
ГРЯДКЕ ВЫРОС НА ПЕРЕЦ
-Сколько в нём слов? Какое первое? Второе? Третье? Четвёртое?
-Назовите слово, Обозначающее предмет? Действие?
-Составьте схему этого предложения?
Составьте своё предложение к этой схеме.
Д.у «Ласковые слова»
Буква Ц помогает нам образовывать ласковые слова из обычных:
Дело – дельце
Платье-платьице
Блюдо-блюдце
Мыло-мыльце
Зеркало-зеркальце
Варенье-вареньице
Печенье-печеньице
Масло-маслице
Угощение-угощеньице
Одеяло – одеяльце
Письмо – письмецо
Украшение – украшеньице
А теперь я буду говорить слова,а вы заканчивайте это слово слогом ЦА:
мельни (ЦА, води (ЦА, певи (ЦА, кури (ЦА, умни (ЦА, больни (ЦА).
Итог занятия:
С Какой буквой мы сегодня познакомились? Какой звук она обозначает?