Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Индивидуальный образовательный маршрут. Технология его разработки.

сопровождение и успешное освоения программы дошкольного образования детьми с ОВЗ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА О ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО РАЗРАБОТКИ.

СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА МАРЧЕНКОВА,

воспитатель, муниципального дошкольного

образовательного бюджетного учреждения

детского сада № 53 г. Сочи

муниципального образования городской округ

город – курорт Сочи Краснодарского края

marchenkova.1971s@mail.ru

В данном материале рассматривается вопрос о технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены ключевые аспекты системы педагогической деятельности по формированию навыков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

В процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и развитии.

Ключевые слова: индивидуальные образовательные потребности, индивидуальный образовательный маршрут.

Сегодня по отношению к детям (в том числе с ОВЗ) широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.

В эти условия входят:

- определенные организационные формы обучения;

- определенная система обучения;

- индивидуальный образовательный маршрут;

- специальная подготовка педагогических кадров.

Одним из вариантов (решений), способствующих реализации таких потребностей, является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут – это документ,  регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком,  имеющим  проблемы в психическом и физическом развитии и семьей,  воспитывающей  такого ребенка, спроектированный с учетом    индивидуальных особенностей личности  дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы).

Цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально личностного развития, которое неразрывно  связано  с  общими  процессами  интеллектуального, эмоционального,  эстетического,  физического  и  других  видов  развития личности ребенка.

Задачи:

Индивидуальный  образовательный  маршрут  включает  основные направления:

• развитие общей и мелкой моторики;

• развитие  культурно-гигиенических  и  коммуникативно-социальных навыков;

• формирование  деятельности  ребенка  (манипулятивной,  сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной)

• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторных механизмов, речевых функций);

•  формирование  представлений  об  окружающем  (предметном  мире  и социальных отношениях);

• формирование представлений о пространстве, времени

Методы используемые в работе:

Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута.

1 этап – Подготовительный. Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.

2 этап - Комплексной диагностики. Выявление особенностей физической, личностной и познавательной сферы ребенка; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса.

3 этап - Разработка индивидуального образовательного маршрута. По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

4 этап - Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.

5 этап - Промежуточная диагностика. Выявление динамики в развитии. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.

6 этап - Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Учитывается динамика в развитии ребенка. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

7 этап - Итоговая диагностика. Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута.

Модель индивидуального образовательного маршрута для воспитанника с ОВЗ

1. Общие сведения (ФИО ребенка, информация о родителях, адрес и т.д.).

2. Психолого-педагогическая характеристика.

3. Диагностика познавательной сферы (сведения о сформированности познавательных процессов памяти, внимания, мышления, диагностика мелкой моторики и речевого развития).

4. Индивидуальный календарно-тематический план (совместная работа с узкими специалистами по профилю деятельности, работа с родителями).

5. Выводы и заключения.

При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:

Только это поможет жить не параллельно, а вместе. Это процесс длительный и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.

И в завершении, хочется сказать слова немецкого писателя Райнхольда Шнайдера «Эти дети приходят в наш мир, чтобы проверить нас с вами на человечность».

Мир особого ребенка- он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка-допускает лишь своих.

Мир особого ребенка интересен и пуглив,

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребенка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребенка -он закрыт от глаз чужих

Мир особого ребенка- допускает лишь своих!

Библиографический список

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области