ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ РЕБЕНКА О ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО РАЗРАБОТКИ.
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА МАРЧЕНКОВА,
воспитатель, муниципального дошкольного
образовательного бюджетного учреждения
детского сада № 53 г. Сочи
муниципального образования городской округ
город – курорт Сочи Краснодарского края
marchenkova.1971s@mail.ru
В данном материале рассматривается вопрос о технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья. Обозначены ключевые аспекты системы педагогической деятельности по формированию навыков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
В процессе работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и развитии.
Ключевые слова: индивидуальные образовательные потребности, индивидуальный образовательный маршрут.
Сегодня по отношению к детям (в том числе с ОВЗ) широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером дефекта развития, для удовлетворения которых в процессе воспитания и обучения требуются особые условия.
В эти условия входят:
- определенные организационные формы обучения;
- определенная система обучения;
- индивидуальный образовательный маршрут;
- специальная подготовка педагогических кадров.
Одним из вариантов (решений), способствующих реализации таких потребностей, является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка, спроектированный с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы).
Цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Задачи:
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной)
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторных механизмов, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы используемые в работе:
Алгоритм составления индивидуального образовательного маршрута.
1 этап – Подготовительный. Сбор первичной информации, обозначение проблемы, определение путей и способов ее решения. Изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей.
2 этап - Комплексной диагностики. Выявление особенностей физической, личностной и познавательной сферы ребенка; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса.
3 этап - Разработка индивидуального образовательного маршрута. По данным заключений в результате углубленной диагностики «команды» специалистов составляется индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.
4 этап - Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ.
5 этап - Промежуточная диагностика. Выявление динамики в развитии. При необходимости - внесение корректив в индивидуальный образовательный маршрут.
6 этап - Образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Учитывается динамика в развитии ребенка. Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.
7 этап - Итоговая диагностика. Мониторинг эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута.
Модель индивидуального образовательного маршрута для воспитанника с ОВЗ
1. Общие сведения (ФИО ребенка, информация о родителях, адрес и т.д.).
2. Психолого-педагогическая характеристика.
3. Диагностика познавательной сферы (сведения о сформированности познавательных процессов памяти, внимания, мышления, диагностика мелкой моторики и речевого развития).
4. Индивидуальный календарно-тематический план (совместная работа с узкими специалистами по профилю деятельности, работа с родителями).
5. Выводы и заключения.
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
Только это поможет жить не параллельно, а вместе. Это процесс длительный и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.
И в завершении, хочется сказать слова немецкого писателя Райнхольда Шнайдера «Эти дети приходят в наш мир, чтобы проверить нас с вами на человечность».
Мир особого ребенка- он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребенка-допускает лишь своих.
Мир особого ребенка интересен и пуглив,
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир особого ребенка иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему не говорит?
Мир особого ребенка -он закрыт от глаз чужих
Мир особого ребенка- допускает лишь своих!
Библиографический список