Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по развитию речи

Показать как можно интересно с помощью инноваций в развитии речи заниматься детьми.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятий по развитию речи Речевое развитие в соответствии с ФГОС

Дошкольное образование.

Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Изменения коснулись не только образовательной деятельности, но и профессиональной компетентности педагогов, а также финансирования реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей:

1) социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;

2) познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

3) речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

4) художественно - эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;

5) физическое развитие - включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);

2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);

3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);

4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);

5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);

6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);

7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

 В речи детей существует множество проблем:

• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

• Употребление нелитературных слов и выражений.

•Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

•Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

• Плохая дикция.

В нашем саду в подготовительных группах было открытое занятие на тему «Поход в лес, со спасательной экспедицией» на котором, проводился мониторинг. Педагоги смотрели и оценивали, как дети ведут себя в той или иной ситуации, общался с героями, задавал вопросы, слушал, повторял, так же развитие по компетенциям (личностные, информационные, социально-коммуникативные и т.д.).

Очень хорошо было видно, как у детей развита разговорная речь, мало кто из детей мог правильно сформулировать свою мысль. В наше время много различных инновационных технологий, которые интересны и помогают детям в ребумаги).  

-скрайбинг- (от английского scribe – размечать, начертить) – техника презентации, в которой речь иллюстрируется рисунками на белой доске или листе

 изобретен британским художником Эндрю Парком для Британской ассоциации по распространению научных знаний.

-синквейн-  приём технологии развития критического мышления, малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Синквейн – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения.

-мнемотаблица- несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

-арт-терапия- в узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством.

-метод моделирования- это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности.

Вот конспекты занятий по инновационным технологиям, которые проходили у нас в детском саду.

Речевое развитие. Метод «Синквейн»

Группа «Олимпики» 06

В младшей группе идет подготовка к использованию в своей образовательной деятельности, в речевом развитии метода «Синквейн». Метод «Синквейн» используется в дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Мы применили дидактическую игру Домашние животные и их детеныши» Дети запоминаю животных и их детенышей с помощью жестов.

Взрослое животное – это размах рук. Детеныши – ладони находятся на маленьком растоянии друг от друга.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Тема недели- «Веселой зимой и мороз не злой» в технике Скрайбинг

Цель: Заучивание стихотворения А.Кузнецова «Пришла зима веселая»

Задачи: 1.Формировать умения повторять текст стихотворения по нарисованному изображению картинок , используя технологию скрайбинг (рисованный скрайбинг). Обучать детей выразительно читать стихотворение.

2.Развивать память, внимание, умение слушать своего товарища.

Ход занятия:

Воспитатель знакомит детей с темой недели «Зима, зимние забавы».

*Скажите можно ли зимой весело проводить время на улице, в лесу? (ответы детей)

*Какие забавы вы знаете?(ответы ребят)

*Я вам предлагаю сейчас разучить стихотворение ,в котором прячутся ответы на мои вопросы.

Воспитатель читает текст стихотворения.

Пришла зима веселая, с коньками и салазками,

С лыжнею припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На елке разукрашенной

Фонарики качаются,

Пусть зимушка веселая

Подольше не кончается.

Воспитатель: Чтобы его выучить нам быстрее, предлагаю вам варианты картинок к стихотворению. Я вам буду рисовать к каждой строчке иллюстрацию, а вы повторяйте текст, следите за картинкой.

Воспитатель рисует на доске, иллюстрируя текст.

Развитие речи в подготовительной группе.

Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

Цель:Создание условий для ознакомления с русской народной сказкой «Снегурочка» с последующей зарисовкой.

Задачи:1.Формировать умения оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.

2. Обучать детей пересказывать сказку на основе построения наглядной модели.

3.Развивать воображение, связную речь, творческие способности.

4 .Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

1.Организационный момент:

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Мы сегодня с вами совершим небольшое путешествие в волшебную зимнюю сказку. Чтобы нам попасть туда, давайте сначала отгадаем загадки.


Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Шёл он долго, шёл он тихо,

Иногда кружился лихо.

Землю в белое одел

И мгновенно присмирел. (Снег)

Что за снежный человек,

Нос - морковка, тело - снег,

Вырос посреди двора,

Где гуляет детвора,

Нарядился в пуховик

Белоснежный. (Снеговик)

Я - внучка Мороза и Вьюги,

Являюсь сюда каждый год!

Со мною снежинки-подруги

Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)

2.Работа над сказкой «Снегурочка»

Чтение сказки «Снегурочка»

Беседа по содержанию

- Понравилась ли вам сказка?

- Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

- Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

 - Красивой получилась у стариков доченька?

 - Какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать, ни пером описать)

 - Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)

 -  Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

 -  Какая она была? (веселая)

(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)

Посмотрите, какие вы все добрые, радостные. Молодцы.

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.

Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.

 - Почему же Снегурочка становилась такой грустной?

 - Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?  

 - Во что, превратилась Снегурочка?  

 - Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле?  (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной?  - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.

 - Кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

 - Что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

- Какие ещё зимние игры и забавы вы знаете?

- Какую пользу принося нашему организму игры на свежем воздухе?

3.Физминутка

4. Дидактическая игра: «Собери картинки правильно» Дети собирают картины по порядку.

В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру  

Д/И «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! )

5.Моделирование (Рассказывание сказки по схеме)

- А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)

- Грустный конец у этой русской народной сказки?

-Почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)

 - Можно придумать и сделать так, чтобы Снегурочка не исчезла?

 - Как?

 - Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)

- Молодцы, как вы здорово придумали

6.Драматизация сказки

7. Арт -терапия

Сейчас предлагаю нарисовать сказку, чтобы вам хотелось изобразить или кого?

   8. Рефлексия.

Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вам понравилась сказка? Вспомните интересные слова из сказки.

Вот работы конец, а кто хорошо работал, молодец.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области