Конспект занятий по развитию речи Речевое развитие в соответствии с ФГОС
Дошкольное образование.
Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Изменения коснулись не только образовательной деятельности, но и профессиональной компетентности педагогов, а также финансирования реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает определенные направления развития детей, которые называются образовательными областями. ФГОС определяет 5 образовательных областей:
1) социально - коммуникативное развитие - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности;
2) познавательное развитие - предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
3) речевое развитие - включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4) художественно - эстетическое развитие - предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру;
5) физическое развитие - включает приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.
Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения);
4) развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия);
5) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей);
6) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения);
7) развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы. В качестве основных компонентов речевой развивающей среды выделяют следующие:
- Речь педагога;
- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т. к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.
В речи детей существует множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
•Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
•Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
В нашем саду в подготовительных группах было открытое занятие на тему «Поход в лес, со спасательной экспедицией» на котором, проводился мониторинг. Педагоги смотрели и оценивали, как дети ведут себя в той или иной ситуации, общался с героями, задавал вопросы, слушал, повторял, так же развитие по компетенциям (личностные, информационные, социально-коммуникативные и т.д.).
Очень хорошо было видно, как у детей развита разговорная речь, мало кто из детей мог правильно сформулировать свою мысль. В наше время много различных инновационных технологий, которые интересны и помогают детям в ребумаги).
-скрайбинг- (от английского scribe – размечать, начертить) – техника презентации, в которой речь иллюстрируется рисунками на белой доске или листе
изобретен британским художником Эндрю Парком для Британской ассоциации по распространению научных знаний.
-синквейн- приём технологии развития критического мышления, малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Синквейн – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации, средство творческого самовыражения.
-мнемотаблица- несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
-арт-терапия- в узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством.
-метод моделирования- это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности.
Вот конспекты занятий по инновационным технологиям, которые проходили у нас в детском саду.
Речевое развитие. Метод «Синквейн»
Группа «Олимпики» 06
В младшей группе идет подготовка к использованию в своей образовательной деятельности, в речевом развитии метода «Синквейн». Метод «Синквейн» используется в дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Мы применили дидактическую игру Домашние животные и их детеныши» Дети запоминаю животных и их детенышей с помощью жестов.
Взрослое животное – это размах рук. Детеныши – ладони находятся на маленьком растоянии друг от друга.
Занятие по развитию речи в старшей группе
Тема недели- «Веселой зимой и мороз не злой» в технике Скрайбинг
Цель: Заучивание стихотворения А.Кузнецова «Пришла зима веселая»
Задачи: 1.Формировать умения повторять текст стихотворения по нарисованному изображению картинок , используя технологию скрайбинг (рисованный скрайбинг). Обучать детей выразительно читать стихотворение.
2.Развивать память, внимание, умение слушать своего товарища.
Ход занятия:
Воспитатель знакомит детей с темой недели «Зима, зимние забавы».
*Скажите можно ли зимой весело проводить время на улице, в лесу? (ответы детей)
*Какие забавы вы знаете?(ответы ребят)
*Я вам предлагаю сейчас разучить стихотворение ,в котором прячутся ответы на мои вопросы.
Воспитатель читает текст стихотворения.
Пришла зима веселая, с коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются,
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается.
Воспитатель: Чтобы его выучить нам быстрее, предлагаю вам варианты картинок к стихотворению. Я вам буду рисовать к каждой строчке иллюстрацию, а вы повторяйте текст, следите за картинкой.
Воспитатель рисует на доске, иллюстрируя текст.
Развитие речи в подготовительной группе.
Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Цель:Создание условий для ознакомления с русской народной сказкой «Снегурочка» с последующей зарисовкой.
Задачи:1.Формировать умения оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку.
2. Обучать детей пересказывать сказку на основе построения наглядной модели.
3.Развивать воображение, связную речь, творческие способности.
4 .Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
1.Организационный момент:
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Мы сегодня с вами совершим небольшое путешествие в волшебную зимнюю сказку. Чтобы нам попасть туда, давайте сначала отгадаем загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Шёл он долго, шёл он тихо,
Иногда кружился лихо.
Землю в белое одел
И мгновенно присмирел. (Снег)
Что за снежный человек,
Нос - морковка, тело - снег,
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора,
Нарядился в пуховик
Белоснежный. (Снеговик)
Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь сюда каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)
2.Работа над сказкой «Снегурочка»
Чтение сказки «Снегурочка»
Беседа по содержанию
- Понравилась ли вам сказка?
- Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)
- Почему старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)
- Красивой получилась у стариков доченька?
- Какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (девица –красавица, красна девица, что ни в сказке сказать, ни пером описать)
- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)
- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
- Какая она была? (веселая)
(Предлагаю детям встать и изобразить радость на лицах)
Посмотрите, какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
- Почему же Снегурочка становилась такой грустной?
- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?
- Во что, превратилась Снегурочка?
- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
- Можно ли сказку «Снегурочка» считать волшебной? - Можно, так как существует превращение - Снегурочка ожила.
- Кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)
- Что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).
- Какие ещё зимние игры и забавы вы знаете?
- Какую пользу принося нашему организму игры на свежем воздухе?
3.Физминутка
4. Дидактическая игра: «Собери картинки правильно» Дети собирают картины по порядку.
В: Но прежде, чем мы попробуем пересказать сказку по картинам, поиграем в игру
Д/И «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было! )
5.Моделирование (Рассказывание сказки по схеме)
- А скажите, пожалуйста, а вы стали бы прыгать через костер? (мотивированные ответы детей)
- Грустный конец у этой русской народной сказки?
-Почему же нам грустно? (Снегурочка испарилась)
- Можно придумать и сделать так, чтобы Снегурочка не исчезла?
- Как?
- Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
- Молодцы, как вы здорово придумали
6.Драматизация сказки
7. Арт -терапия
Сейчас предлагаю нарисовать сказку, чтобы вам хотелось изобразить или кого?
8. Рефлексия.
Давайте еще раз вспомним, какая сказка была у нас в гостях? Кто автор сказки? Вам понравилась сказка? Вспомните интересные слова из сказки.
Вот работы конец, а кто хорошо работал, молодец.