Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 «Зайчик»
ПРОЕКТ
«Читающая мама - читающий Я!»
(старший дошкольный возраст)
Выполнила воспитатель I квалификационной категории:
Пальчикова Е. А.
Усть – Илимск
2020 - 2022г.
Актуальность.
Истоки познания окружающего мира ребёнком, зарождаются в семье. Колыбельная песня, спетая мамой на ночь, весёлая потешка, сказка, рассказанная бабушкой, прочитанная родителями увлекательная книжка – замечательный образец того, что в данной семье будет царить читательская атмосфера и духовное единство. Мир ребёнка начинается с семьи.
Традиции семейного чтения имеют особое значение в развитии читательского интереса детей. Слушая чтение взрослых, рассматривая вместе с ними иллюстрации в детских книгах, ребёнок активно переживает за главных героев, с интересом следит за развитием сюжета, думает, предполагает, предугадывает дальнейшие события. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует, и наполняет радостью и духовностью прекрасные минуты общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – по-прежнему остаются очень важной частью семейного воспитания. Никакой компьютер, планшет, телевизор и другие источники информации, не заменят живого общения ребёнка и взрослого во время совместного чтения.
Семейное чтение – это важнейший, и самый действенный, способ общения и ненавязчивого воспитания через восприятие художественного слова. Ещё Александр Сергеевич Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок». Именно родители, как главные педагоги в жизни ребёнка. Помогают привить интерес к чтению у детей.
Внашей группе, начале учебного года, была проведена диагностика детей на тему «Готов ли ты к школе. Детская литература». Диагностирование проходило в игровой форме. Каждому ребёнку было предложено выбрать правильный ответ из четырех предложенных. Результаты диагностики показали, что в группе есть дети не знакомые с произведения художественной литературы, рекомендованные для детского чтения в дошкольном учреждении и в семье.
Также было проведено анкетирование родителей на тему «Традиции семейного чтения». Результаты анкетирования показали, что многие родители, по разным причинам не читают детям книги. В семьях отсутствуют библиотеки и книжные уголки для детей. Но есть и семье, где родители ежедневно читают вместе с детьми, но таких семей единицы. Многие родители крайне редко читают детям книги.
Поэтому, проанализировав результаты диагностики детей и анкетирования родителей, я решила углубить работу по этому направлению и стала инициатором проекта «Читающая мама – читающий Я!»
Метод проектов в работе с родителями получает всё более широкое применение. Он с успехом используется в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребёнка через деятельность, а в работе с семьёй – через совместную деятельность детей и родителей.
Особенностью данного проекта является то, что, в проводимых различных видах деятельности, дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет родителям лучше понять своего ребёнка, сплотить семью посредством чтения художественных произведений, вести индивидуальную работу с каждым ребёнком и его семьёй.
Цель проекта
Цель:
- Создание информационно – педагогической поддержки мотивации семейного чтения;
- Организация помощи родителям в осознании ценности детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания детей старшего дошкольного возраста, интеллектуального ресурса развития личности ребёнка, как залог их жизненного успеха.
- Развитие и пропаганда детского чтения в семье, на основе сотрудничества с семьями воспитанников;
- Формирование основ культуры чтения и бережного отношения к книгам.
Задачи проекта:
Новизна проекта заключается в использовании инновационных педагогических технологий (метод проектов), что позволяет развивать познавательный интерес детей, открывает новые возможности в воспитании у дошкольников любви к книгам, комплексного взаимодействия с семьёй через использование совместных социально – значимых проектов.
Предпосылки проекта:
- Наличие социальной потребности в развитии традиций семейного чтения в жизни ребёнка;
- Необходимость укрепления взаимодействия в системе « семья – ребёнок – детский сад»;
- Осознание профессиональной ответственности педагогического коллектива за формирование интеллектуально - нравственных качеств юных читателей;
Гипотеза проекта
Мы предположили, что развитие традиций семейного чтения способствует формированию интереса детей и родителей к книгам и художественной литературе. Совершенствует культуру речи и общения. Развивает воображение, познавательный интерес. Способствует сближению родителей и детей в рамках совместной деятельности, укрепляет семейные связи.
.
Планируемый результат по проекту.
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиций семейного чтения.
3. Обобщение и распространения опыта семейного чтения художественной литературы.
4. Расширить кругозор детей и родителей. Помочь родителям повысить свою компетентность в вопросах воспитания грамотного читателя.
5.Преобразование и пополнение предметно – развивающей среды группы;
Тип проекта: познавательный, практико-информационный.
Продолжительность: долгосрочный
сентябрь 2020 года – март 2022 года.
Участники проекта: дети, родители, детский сад.
Этапы реализации проекта.
1 этап: Организационный
(Сентябрь – октябрь 2020 года).
- Сбор информации по теме проекта;
- Подбор литературы;
- Анализ проблемы, диагностика детей и анкетирование родителей по теме проекта, рассматривание книг в книжном уголке, накопление информации;
- Составление конспектов образовательной деятельности, сценариев литературных праздников, викторин, турниров, КВН;
- Разработка перспективного планирования по взаимодействию с родителями; информирование родителей, консультации родителей по теме проекта;
2этап. Практический.
(ноябрь 2020 года - март 2022 года).
- Внедрение в воспитательно –образовательный процесс эффективных приёмов по развитию интереса детей к детской литературе;
- Создание в группе аудиотеки сказок;
- Акция «Мама читает сказку»
- Создание картотеки настольно – печатных и дидактических интерактивных игр по мотивам любимых сказок;
- Преобразование предметно – пространственной среды группы в рамках проекта;
- Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый сказочный герой»;
- Проведение акции – буккроссинг (перекрёстный обмен книгами)). «Прочитал книгу – передай другому»;
- Отчёт на педагогическом совете по этапам реализации проекта «Читающая мама – читающий Я!» за 2020 – 2021 учебный год;
- Акция «Подари книжку в группу»;
- Оформление фотоальбома «Читающая мама»;
- Выставки, викторины и развлечения по мотивам прочитанных произведений;
- Оформление фотоальбома «Читающая мама»;
- Круглый стол «Поделитесь опытом: «Вечернее чтение в семье»;
- Семинар – практикум для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в развитии традиций семейного чтения «Читающая мама – читающий Я!»;
3 этап. Заключительный (февраль-март)
- Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе;
- Обработать результаты реализации проекта;
- Оформить выставку дидактических пособий и методического материала по проекту «Читающая мама – читающий Я!».
УЧАСТНИКИ | ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ |
Воспитанники, педагоги | Образовательная деятельность; |
Еженедельное обновление книжного уголка в группе в соответствии с календарно - тематическим планированием; | |
Краткосрочный проект «Здравствуй, Пушкин!» | |
Мини проект по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | |
Утренний круг. Беседы с детьми по темам прочитанных дома книг; | |
Игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры (настольно- печатные, интерактивные); | |
Дневное чтение художественной литературы; Рассматривание иллюстраций в книгах; | |
Книжные выставки, создание альбомов по мотивам творчества детских писателей и книг – самоделок; | |
Конкурсы рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений; | |
Мастерская по изготовлению творческих работ; | |
Родители, педагоги | - Анкетирование родителей «Традиции семейного чтения»; - Консультации для родителей (на основе результатов анкетирования) «Как выбрать книгу для малыша?» «Как превратить чтение в удовольствие?», «Какие сказки читать ребёнку на ночь?», «Как читать детям?»; |
Родители, воспитанники, педагоги | - Акция «Мама читает сказку»; |
Выставка «Книга, которую читают мне дома»; | |
- Акция «Буккроссинг»; | |
- Создание фотоальбома «Читающая мама» | |
- Создание картотеки настольно – печатных и дидактических интерактивных игр в группе по мотивам любимых сказок | |
Акция «Подари книжку в группу»; | |
Конкурс рисунков «В гостях у сказки»; | |
Круглый стол «Поделитесь опытом: «Вечернее чтение в семье». |
Литература
1.Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение, 2009 г.
2.Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2005г.
3.Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
4.Доронова Т.Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
5.Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
6.Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
7.Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М.: Просвещение, 2010г
8.Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
9.Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1
14. Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г.
15. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г