Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проектная деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий УУД. Проектная деятельность один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания в реальный жизненный, и даже житейский опыт учащихся в реальном времени, сохраняя знания и умения, полученные на этих уроках в копилку сформированных навыков, и в будущем помогая легко решать подобные проблемы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проектная деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности учащихся.

Проектная деятельность один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания в реальный жизненный, и даже житейский опыт учащихся в реальном времени, сохраняя знания и умения, полученные на этих уроках в копилку сформированных навыков, и в будущем  помогая легко решать подобные проблемы. Для определения типа проекта Е.С. Полат разработал следующие типологические признаки:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная;

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект;

Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города);

Количество участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, ребёнок и родитель);

Продолжительность выполнения проекта (минипроект, краткосрочный, долгосрочный).

Таким образом, метод проектов – это инновационный метод обучения школьников, максимально активизирующий деятельность учащихся, решает учебную, развивающую и воспитательную задачи урока. Проектный метод помогает усилить положительную мотивацию учения, очень важен для развития познавательных УУД.

Формирование УУД на уроках технологии в процессе работы над проектом, можно представить в виде таблицы «Формирование УУД учащихся на разных этапах работы над проектом»

Таблица №1 «Формирование УУД учащихся на разных этапах работы над проектом».

Этапы

Формируемые УУД

1

Выбор  темы проекта, обоснование

Регулятивные УУД

целеполагание - как постановка учебной задачи

Коммуникативные УУД

обоснование идеи изделия; аргументированная  защита  своего выбора

2

Определение конечного результата, цель проекта

Регулятивные УУД

прогнозирование – предвосхищение результата

3

Обсуждение и составление плана проекта

Регулятивные УУД

планирование - определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий

Познавательные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД консультация с учителем, обсуждение

Личностные УУД

самоопределение

смыслообразование

4

Сбор информации

Познавательные УУД

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

5

Изготовление изделия

Регулятивные УУД

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы

Познавательные УУД

виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов

6.

Оформление проекта

Познавательные УУД

постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД формулирование собственных мыслей,  обоснование своей точки зрения

7.

Оценка проекта

Регулятивные УУД

оценка саморегуляция

В представленной таблице видно, что не на всех этапах проектирования формируются познавательные УУД. Подробнее рассмотрим одну из тем раздела «Кулинария», 5 класс, мини-проект «Лучший бутерброд».

Для проведения урока по данной теме необходим определенный набор учебных заданий для развития познавательных УУД.

На первом уроке в начале учебного года ученицы знакомятся с тем, что им предстоит пополнить свои знания о традиционных технологиях и познакомиться с новыми, современными их видами. Далее на уроке они изучают раздел «Кулинария». Изучения теоретических тем начинается с тем: «Интерьер кухни, столовой», «Бытовые электроприборы», «Санитария и гигиена на кухне», «Физиология питания», а затем начинаются и комбинированные занятия по темам «Бутерброды и горячие напитки», «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий», «Блюда из овощей и фруктов» и т.д., где есть место и теории и практике. Предварительно учащимся выдаются задания подготовить доклады на темы «История бутерброда», «Польза и вред бутербродов», и т.д.

В день проведения урока при помощи постановки проблемного вопроса учащиеся определяют тему урока. Можно взор детей обратить на доску на которой будут размещены листы в которых зашифрованы 2 иностранных слова, которые они узнают отвечая из ответов на загадки в переводе (Butter + brot ) из которых они формируют тему урока на русском языке «Бутерброд» и записывают на доске. На каждое рабочее место таблица «Первичная обработка овощей» и технологическая карта «Технология приготовление бутерброда». А далее урок уже строится на материале, подобранном ученицами дома из различных источников. Все внимательно слушают, добавляют свои умозаключения, задают вопросы, делают выводы. Учитель при этом направляет обсуждение в нужное русло, заостряет внимание девочек на главном в изучении данной темы.

После заслушивания и обсуждения докладов, учащиеся переходят к следующему этапу учебных заданий для развития познавательных УУД на уроке по изучаемой теме актуализации знаний. Перед началом работы ученицы вспоминают:

Организация самостоятельного выполнения мини-проекта «Лучший бутерброд» может осуществляется по полученным заданием, с которым ранее никогда не сталкивались и представляет собой незавершенную технологическую карту. Ученицам необходимо дополнить технологическую карту на приготовление бутерброда, пользуясь тетрадями и учебниками (выполняют задание индивидуально).

Инструкционная карта приготовления

Хлеб ______________________________________________________________.

Овощи (помидор/огурец) _____________________________________________.

Зелень/салат ________________________________________________________.

Мясопродукты/сыр___________________________________________________.

Ломтик хлеба смазать_________________________________и выложить ингредиенты по желанию.

Следующим этапом учащимся предлагается проявить творческий подход к изготовлению и оформлению проектного бутерброда. Далее учитель организует фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. (Кто считает, что справился с заданием?; Сможете ли вы доказать, что ваша технологическая карта составлена верно?; Какие затруднения вы испытали?; Какова цель урока?)

Ученицы приступают к практической части урока по выполнению мини-проекта. После приготовления проектногого задания, ученицы защищают и дегустируют блюдо.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценивание мини-проектов по теме можно провести в форме вопрос-ответ:

 •Чему научились на уроке?

•На каком этапе приготовления блюда испытывали затруднения?

•Как могут пригодиться вам в дальнейшем приобретенные знания?

Определяют путем голосования лучший бутерброд.

Рефлексия – это не просто интеллектуальная, а довольно сложная духовная деятельность, связанная и с эмоциональной, и с оценочной сферами. 

Ученицам предлагается продолжить предложения:

•Я узнала…

•Я научилась…

•Мне пригодится это…

Для выставления оценок девочкам предлагается оценочный лист, где общая оценка складывается из критериев.

 После такой проработки темы усвоение материала проходит легко.

На уроке прослеживается осмысление новых знаний, обобщение, увязывание имеющихся и полученных знаний с жизненным опытом.

Вот пример тому, как познавательные УУД, используемые на уроке с применением метода проектов, способствуют успешному усвоению знаний.

В проектной деятельности на уроках технологии можно успешно использовать задания для формирования познавательных универсальных учебных действий: - нахождение отличия; сравнение.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области