Тимушева Екатерина Михайловна
МБОУ «СОШ» с.Объячево
Учитель биологии, классный руководитель
e-mail:timukatya@yandex.ru
Тема: Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС
«Мой двор»
Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Новые стандарты регламентируют все основные направления деятельности образовательного учреждения, определяют уклад школьной жизни.
Новые стандарты ориентируют образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства. Ведущей компонентой стандартов являются требования к результатам освоения основных образовательных программ: предметным, метапредметным, личностным.
В информационном обществе на первый план выходят не знания, а умения ими пользоваться. Наш выпускник по окончании школы в современном обществе должен быть успешен. А это значит, что наш выпускник должен соответствовать портрету выпускника школы, определенного ФГОС.
Научная идея, цель создания модели воспитательной системы класса - помочь каждому ученику стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком.
В настоящее время на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. В этом немаловажную роль играет организация внеурочной деятельности в классе. Личность ребенка, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по новому строить и воспитательную работу с учащимися, Особенностью данной программы внеурочной деятельности «Мой двор» становится то, что ученики являются субъектом учебной и воспитательной деятельности за счет их участия в исследовательской и проектной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности с родителями.
Результатом такой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний и способов деятельности.
Целью проектной деятельности «Мой двор» является создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности, создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, родителей и детей.
Задачи программы:
Программа проектной деятельности кружка «Мой двор» рассчитана на один год (6 класс). Основное направление воспитания – социализация. Происходит воспитание гражданина, патриота своей малой Родины, воспитание семейных отношений, экологическое и общекультурное воспитание.
Создав программу «Мой двор», я нашла, как мне кажется, очень удобный вариант личностно-ориентированной совместной и самостоятельной деятельности детей, учителей и родителей. Дети при таком подходе к самостоятельной деятельности развиваются не стихийно, а целенаправленно. Я успешно внедряю новые подходы в воспитании, а родители могут участвовать в жизни класса тогда, когда у них есть желание и возможность войти в нашу «открытую систему». Таким инструментом взаимодействия для нас стала проектная деятельность «Мой двор». Она позволяет не только развивать свободную творческую личность, но и оформить деятельность ее в виде «культурно значимого продукта», помогает развивать свою познавательную активность, установить позитивные межличностные отношения друг с другом. Родителям дается возможность прожить вместе с ребенком радостные моменты его «открытий», помогает созданию в семье общих интересов, дел. Общение родителей и детей становится познавательно наполненным, интересным, развивающим. Ребята с удовольствием идут в школу. Важно, что совместная деятельность взрослых и детей развивает уверенность в своих силах, способностях, гордость за своих родителей. Психическое и физическое здоровье всегда в норме.
Актуальность проектной деятельности в условиях новой школы не оспорима. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, одно из условий реализации основной общеобразовательной программы. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, лично-ориентированный и деятельностный подходы к развитию личности.
Основные направления воспитательной компоненты:
Социальное - способствует осознанному принятию основных социальных ролей, соответствующих детско-подростковому возрасту в классе, в семье, в обществе, формированию собственного стиля поведения, взаимодействию со сверстниками, старшими, младшими, родителями, усвоению опыта позитивного социального поведения, норм и правил общественного поведения.
Общеинтеллектуальное - дает понимание необходимости и важности образования и самообразования, необходимости знаний для развития личности человека и общества, их роли в жизни, труде и творчестве, развивает умение заниматься разнообразными видами деятельности. Представлено программой научного общества учащихся и программами кружков внеурочной деятельности.
Общекультурное – воспитывает ценностное отношение к прекрасному, прививает эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развивает способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, в общественной жизни.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности класса;
- опора на ценности воспитательной системы воспитательной модели класса;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Ожидаемые результаты реализации программы:
У ребят должны сформироваться умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности, умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезы, навыки сбора и обработки информации, правильное оформление полученной информации, Понимать терминологию в области исследования. Выработать умения по представлению созданной работы.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа построена логически от овладения учащимися основ исследовательской деятельности к изучению составных частей исследования. Занятия в кружке учат детей наблюдать, активно мыслить, вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проектная деятельность «Мой двор» предполагает участие в кружке всех ребят класса. Проекты, созданные детьми – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, формирование личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной общеобразовательной программы общего образования.
Результатами совместной с родителями деятельности детей должны стать- личностно или общественно значимый продукт: макет своего двора, презентация «Мои любимые уголки двора», фотоальбом «Моя семья», альбом «Это- я», кормушки для птиц, презентация «Кому во дворе зимой нужна моя помощь?», сочинения про мам, видеоролик «Наши мамы», концерты для мам, бабушек, пожилых людей села, выставка рисунков о маме, Альбом памяти, посвященный участникам ВОВ, детям войны и труженикам тыла, членов семей класса, выступления на конференциях.
Особенностью кружка «Мой двор» является их направленность на обучение детей приемам совместной деятельности с родителями в ходе реализации проектов.
Учащиеся приобретают умения: исследовательские, социального воздействия, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные, менеджерские.
Формы проведения занятий: групповые, парные, индивидуальные, привлечение родителей. Занятия проводятся раз в месяц в кабинете №20, библиотеке, во дворах детей. Проектная деятельность предполагает наблюдение, сбор информации, экскурсии, встречи с семьями, другие мероприятия. Сбор информации предусматривает использование интернета, СМИ, энциклопедий, справочников, красной Книги России и Красной Книги Коми республики, воспоминания членов семей, архивные документы МО «Прилузский».
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Личностные и метапредметные результаты
Личностные.
У учеников будут сформированы:
Регулятивные
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Познавательные
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Коммуникативные
Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
Место проектной деятельности «Мой двор» в учебном плане.
Программа «Мой двор» создана на основе требований ФГОС ОООП. Курс входит в общую программу воспитания школы и воспитания внеурочной деятельности класса. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ» с. Объячево на проведение занятий отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Календарный план реализации программы кружка для 5 класса «Мой двор»
Срок реализации проекта | Название проекта | Формы деятельности | Участники | Значимый продукт |
Сентябрь- октябрь | Проект «Мой двор» | -Понятия «Проект», «Исследовательская работа» «Презентация» - Презентации двора «Мой любимый уголок». -Защита презентаций. - Изготовление моделей дворов. | Обучающиеся класса, родители. | - Презентации «Мой двор» -Мини конференция, защита презентаций «Мой двор» -Выставка модели дворов |
Ноябрь | Творческая работа «Моя родословная». | -Знакомство с понятиями «Родословная», «генеалогическое дерево» -Составление эмблемы моей семьи. -Составление родословной семьи. Самопредставление: «Это – я». Пишут о себе в форме рассказа, стихов и т.д. -Написание сочинений про маму ко Дню мам. -Выставка портретов мам. | Классный руководитель, дети и их родители. | - Эмблема семьи. Родословная семьи Коллективный альбом «Это – я». Выставка рисунков «Вот моя мама». |
Декабрь | Круглый стол «Профессии моих родителей» Родительское собрание на тему: «Традиции семьи». Совместное празднование нового года в классе. | -Составление плана действий -Сбор информации. -Составление мини альбома о профессиях родителей. -Анкетирование родителей и детей. -Описание одного из праздников, проводимых в семье. -Подготовка сценария праздника, проведение праздника. | Обучающиеся класса, родители. | Мини альбом «Профессии моих родителей» Анкеты родителей и детей Презентация семейного праздника. Сценарий праздника, фотографии праздника |
Январь | Проект – кормушка: «Кому нужна моя помощь зимой?» | Составление плана действий изготовления кормушки -Презентация «Птицы моего двора зимой» -Изготовление кормушек. -Защита проектов. | Обучающиеся, родители. | Модели кормушек. Презентация «Птицы моего двора» |
Февраль | «Животные моего двора». Родительское собрание: «Роль папы в семье» | -Составление плана реализации проекта. -Презентация животных моего двора. -Рассказ о животных (история появления животного в семье, уход за животными, необходимая техника для ухода за животными, составление рекламы животного) Анкетирование пап. | Обучающиеся, родители Папы. | Презентации «Животные моего двора» Рассказ про животного. Рекламные щиты про животного (стихи, высказывания) Сценарий собрания |
Март. | Марафон Милосердия. | Поздравление бабушек. Чаепитие в классе. Концертная программа. Игра «Угадай мелодию» | Бабушки, дети класса д | Сценарий «Угадай мелодию» с использованием ИКТ. |
Апрель-май | Проект «Великая Отечественная война в семьях обучающихся класса» | -Сбор информации об участниках ВОВ, тружениках тыла и детях войны с целью составления коллективного Альбома памяти «Великая Отечественная война в семьях моих одноклассников». -Участие в конференции клуба «Эврика» с работами о ВОВ. -Участие в районном конкурсе посвященном ВОВ. | Родители, дети. | Альбом памяти. |
Июнь | Исследовательская работа «Что находится на моей улице» | -В составе ДОЛ -Постановка цели работы, -Составление плана действий. -Сбор информации, фотографирование, составление схем работы. -Оформление работы -Выступление, выводы. | Родители, дети, классный руководитель. | Исследовательская работа ребят. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
Интернет ресурсы: