Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Открытый урок «Работа над произведением крупной формы в классе фортепиано»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытый урок

«Работа над произведением крупной формы в классе фортепиано»

Цели урока:

формирование представления об особенностях произведения крупной формы;

формирование умения исполнять произведение крупной формы.

развитие музыкального мышления;

развитие музыкально-слуховых представлений;

накопление исполнительского опыта.

воспитание музыкально-эстетического и художественного вкуса.

Задачи урока:

1. Образовательные:

раскрыть особенности формы изучаемого произведения;

научить объединять музыкальный материал в единое художественное целое.

2. Развивающие:

активизировать слух в области метро-ритма;

развить умение «излагать» материал последовательно, как логическую цепь музыкальных событий;

расширить объем исполнительских навыков.

3.Воспитательные:

воспитание чувства классической формы как способа передачи художественного содержания произведения;

воспитание умения слушать и анализировать услышанное.

Тип занятия: комбинированный урок.

Форма занятия: индивидуальный урок-беседа.

Методы реализации поставленных задач: словесно-пояснительный, частично-поисковый, практический.

Урок был проведен с обучающимися 2-го класса Мантуленко Софией и 5 класса Гриненко Александры.

План урока:

а. Работа над вариациями.

б. Работа над сонатиной.

III. Слуховой сравнительный анализ нового материала.

1V. Домашнее задание.

Ход урока.

Вводная часть. «Музыка - это один из путей воспитания человека, пробуждения в нем любви к искусству, знакомства с музыкальными шедеврами». (Т.Б. Юдовина - Гальперина) Актуальность темы. Произведения крупной формы – вариации, сонатины, рондо, классические сонаты, - являются обязательной составляющей репертуара ученика – пианиста ДМШ. С самыми несложными из них (сонатинами, вариациями) учащийся соприкасается уже в конце первого класса. Задача педагога заключается в том, чтобы не только познакомить ученика с произведениями композиторов разных эпох, их музыкальным стилем, но и научить его понимать внутренний, глубинный смысл музыки, скрытый за нотными знаками.

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что, исполняя музыкальное произведение крупной формы – сонатину или вариации, - ученик не всегда представляет себе смысл его названия. При знакомстве с «Сонатиной» или «Вариациями» учащемуся необходимо рассказать о том, что это произведение крупной формы. Слово «крупная» ему понятно. Произведение действительно отличается от изучаемых пьес большим объемом. А вот что такое «форма», следует объяснить (на доступном ребёнку языке). «Музыкальной формой» называют строение музыкального произведения. Форма определяется содержанием произведения. Существуют произведения малой формы, такие, как пьесы и этюды, в которых рассказывается про какой- то конкретный образ и есть произведения более объемные, в которых много частей, и рассказывается в них про разных героев, и про то, что с ними происходит. Такие произведения могут иметь названия: «Соната», «Концерт», «Симфония». Несмотря на то, что эти произведения инструментальные, т.к. в них нет слов, они могу быть очень интересными и о многом нам рассказать. Главное - научиться понимать язык музыки, уметь читать музыкальные произведения как литературные. Учебный процесс, который строится на интересе, рождает те качества, без которых невозможно научиться игре на фортепиано. Интерес стимулирует желание преодолеть трудности».

Чтобы в будущем подготовить ученика к осмысленному исполнению сонат, с детьми младшего школьного возраста следует начинать работать с наиболее простой и доступной для понимания ребенка формы -Вариации.

Основная часть.

Прежде чем перейти к практической части нашего урока, я предлагаю прослушать русскую народную песню «На горе- то калина».

Итак, на тему именно этой рус. нар. песни советский композитор, музыкальный писатель и общественный деятель Д.Б. Кабалевский написал Вариации.

-Как ты думаешь, Соня, что означает слово «вариация»?

( Слово вариация означает изменение, вариант.)

-Правильно. От латинского variatio -означает изменение, разнообразие. Вариации -это музыкальная форма, в которой тема (иногда две темы и более) излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, и др. Следуя друг за другом, Вариации образуют вариационный цикл. Использование композиторами в качестве темы русских, украинских и других народных песен, делает вариации особенно привлекательными.

-Как строится произведение, которое мы будем играть?

(Тема и 5 вариаций)

-Я предлагаю прослушать Вариации в исполнении ученицы.

(Играет Тему, в.1, в.2, в.4)

-Теперь поработаем конкретно над каждым разделом и начнем с Темы.

(Ученица играет Тему)

-В какой тональности, размере написана тема?

(Фа мажор, размер две четверти)

-С помощью какого музыкального штриха написана тема?

(Легато, т.е. связно, певуче)

-Правильно, певучая песенная мелодия темы, поэтому добиваемся целостности в исполнении мелодической линии. Выстраиваясь из отдельных фраз в единое целое. А в какой руке звучит тема?

(В левой руке)

-Попробуем сыграть тему со словами. (Играет и поет

На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
Ну кому какое дело, малина!)

-А теперь полностью Тему в указанном темпе и динамике. (Темп аллегро -быстро, динамика mf -не очень громко)

(Играет)

-Теперь переходим собственно к самим вариациям, т.е. видоизменениям темы. Итак, сыграй, пожалуйста, 1 вариацию (Играет)

-Что в ней изменяется?

(Тональность, размер, темп, динамика без изменения, изменился штрих с легато на стаккато, что означает отрывисто)

-Правильно. Как ты охарактеризуешь эту вариацию?

(Характер игривый, легкий)

-Да, Характер игривый, скерциозный, образ данной вариации подчеркивается штрихом стаккато, исполняемого легко и остро.

-А в какой руке проходит тема в этой вариации? (В правой)

-А левая - представлена октавным сопровождением.

-Переходим ко второй вариации, сыграй ее.

(Ученица играет 2 вариацию)

-Что здесь изменятся?

(Тональность и размер без изменения, опять изменился штрих с стаккато на маркато, что означает подчеркивая. И характер изменился)

-Правильно заметила. Характер действительно изменяется. Другое настроение, тема звучит уверенно и смело, появляются новые технические трудности, мелодия плавно переходит из одной руки в другую, единство линии - основная трудность в этой вариации.

-Далее заслуживает внимание вариация IV - мелодическая линия, представленная аккордовой фактурой, штрих тэнуто является разновидностью маркато (подчеркивая, акцентируя), и важно почувствовать тембровую окраску темы.

-Как ты думаешь, зачем мы сейчас так тщательно разбирали каждый раздел вариации?

-Для того, что средства музыкальной выразительности влияют на характер отдельно каждой взятой вариации и музыкального произведения в целом.

Ознакомившись с данным произведением, ученик закрепил строение вариации по форме, выучил нотный текст, работали над различными техническими трудностями, продолжили работу над звуком.

Б.) Что же такое соната? Название она получила от латинского слова sonare, что означает звучать. Изначально сонатами называли различные инструментальные произведения. Позднее словом соната стали обозначать крупное циклическое произведение, состоящее из трёх или четырёх частей. Небольшие по размерам, нетрудные для исполнения сонаты называют сонатинами. Первая часть пишется в так называемой сонатной форме. По строению она напоминает драматическую пьесу и имеет три крупных раздела: экспозицию, разработку, репризу. Экспозиция – то же, что и завязка в пьесе. Она содержит изложение основных музыкальных тем: слушатель как бы знакомится с участниками действия. Чаще тем бывает две, и они контрастны по отношению друг к другу. Первую тему называют главной, вторую – побочной. В разработке основные темы видоизменяются. Композитор развивает их, варьирует, как - будто с героями происходят какие – то события. Реприза – 3 раздел – повторение, но не точное, так как П.п. звучит в тональности Г.п. Трудности усвоения сонатной формы обусловлены сменой образного строя партий: их мелодики, ритмики, гармонии, фактуры.

1. Сонатина С-dur (соч. 36 №3) отмечена богатством фактуры, тембровыми и динамическими находками.

2. Анализ формы. Сонатина представляет собой классическую сонатную 3-хчастную форму. В первой части (экспозиции) содержится последовательность нескольких разнохарактерных партий. Главная партия (12 тактов) - период неповторного строения, типа развёртывания, одноголосный, неквадратный. Побочная партия (5 тактов) - тональность G-dur.

Заключительная партия (9 тактов) - период неповторного строения, тональный план - от тоники С-dur к доминанте G-dur.

Разработка (9 тактов) - по форме напоминает интермеццо с подвижным динамическим планом. В репризе побочной партии - разрастается и переходит в кульминацию (заканчивается в тональности G-dur, побочная партия - в основной тональности С-dur).

3. Определение образного и динамического характера тем.

- Саша, скажи В каком характере у нас записана ГП?

Главная партия – носит жизнерадостный, восторженный, блестящий характер. С ученицей просмотреть штрихи (лиги, стаккато, акценты).

- Саша, что ты можешь сказать про характер ПП? (- это нежная, изящная тема.)

Она приводит к виртуозной, игривой заключительной партии в тональности G-dur.

Разработка по объему непродолжительная, основана на собственном тональном материале. Характер непрерывного движения, действия, волнение придает тональную неустойчивость, на фоне тремоло в левой руке звучат модулирующие секвенции в правой руке, что создает атмосферу возбуждения, душевного подъема.

Но в конце звучат вопросительные интонации, происходит эмоциональный спад. (проработать)

Реприза повторяет экспозицию, но нужно обратить внимание на развитие главной партии, которая приводит к эмоциональному накалу.

4. Работа над техникой исполнения.

Для выполнения художественных задач необходимо детально работать над нотным текстом, техническими трудностями, штрихами:

1) правой рукой освоить артикуляционные задачи: легато с точно выраженными длительностями;

2) пальцевое стаккато;

3) точное исполнение акцентов;

5. Динамический план сонатины.

Динамика зависит от характера исполняемой партии, моменты развития формы, фразеровки момента.

Пассажи из 16-х нот полезно поучить:

1) медленно, активными пальцами, полнозвучным «нон легато»;

2) лёгким подвижным sf исполнять упругой легкой рукой. Движения пальцев почти неощутимы.

3) с пунктирным ритмом.

Подведение итогов:

В заключении хочется сказать, что каждый из композитор, пользуются широким диапазоном выразительных средств, применяют жанровые, интонационно – ритмические, ладо – гармонические формы. Что касается вариаций, то каждая вариация имеет свой образный колорит, свое пианистическое изложение. Здесь мы находим близкие к теме интонационные обороты, характерные приемы пианистического изложения, при усвоении которых ученица приобретает необходимые полезные навыки для его исполнительского развития.

Домашнее задание:

Тему вариаций выучить наизусть: выверить в неудобных местах аппликатуру, устранить ритмические дефекты. Поработать над дифференциацией звучания левой руки, над устранением неровности, педальной «грязи», над динамическим развитием темы.

Разобрать нотный текст первых трех вариаций.

Саши, необходимо подчистить текст, проработать шестнадцатые длительности на упражнения, какими мы сегодня пользовались; держать один темп всего произведения.

Список литературы.

1.Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище.- М.: Классика - XXI,2002

2.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. - М.: Советский композитор,1089

4.Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Выпуск 2 ред. Любомудрова Н., Сорокин К., Туманян А.- М.: Музыка 1966г.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области