Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПУТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Формирование связной речи у детей с ЗПР

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Алла Владимировна Зайцева

учитель – логопед МДОУ «ЦРР – д/с № 139» г. Магнитогорск

ПУТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора у дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно в дошкольном возрасте научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Особенно актуальной является проблема формирования связного высказывания у детей с особыми образовательными потребностями, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно- ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов.

Формирование связной речи у таких детей приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Для успешной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития реализуем следующие задачи:

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

- формирование навыков построения связных монологических высказываний;

- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

- усвоение норм построения связного развернутого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями- фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);

- формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа - сообщения;

- обучение лексико- грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. С этой целью обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь через словесные игры и упражнения, упражняем в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений.

Очень важно научить детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки «что это?», при правильном ответе ребенок забирает картинку себе;

Обязательно упражняем детей в словоизменении и словообразовании: как называется суп из фасоли ? (фасолевый), «Чья голова, чей хвост?»(коровья, коровий)

Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.

Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, учим их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и свободной речи. Важно научить детей отвечать на вопросы полными предложениями:

Дошкольники должны отвечать на разные вопросы; куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: «Спроси меня» (про погоду, про папу и т.п.)

Обращаем внимание на использование детьми предлогов в речи(в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?»

Для того что бы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни специально обучаем его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи. Учим пользоваться простыми и распространенными предложениями.

Для того, чтобы ребенок научился последовательно высказываться, упражняем его в составлении разнообразных рассказов, предлагая для этого полезные и интересные виды работ:

Полезные игры, развивающие описательную речь:

При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью своих друзей, активно использовать полученные навыки и знания в жизни.

В практике работы с детьми дошкольного возраста используем различные вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой ил по поводу которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали педагоги С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин.

В качестве второго вспомогательного средства Ткаченко Т.А. выделила моделирование плана высказывания. Известный психолог Л.С.Выготский, говорил о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также того, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

На начальном этапе обучения детей Ткаченко Т.А. рекомендует использовать упражнения, где присутствуют оба этих фактора. Упражнения расположены в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертывание» плана высказывания;

Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетиескую деятельность мозга.

Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр.

Одним из средств развития умения составлять творческие рассказы являются сюжетные картины, потому что:

Таким образом, реализация поставленных задач по развитию связной речи в системе предложенных средств, является основой для формирования таких целевых ориентиров у детей дошкольного возраста на этапе завершения дошкольного образования, как умение достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, формирование предпосылок грамотности.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области