Алла Владимировна Зайцева
учитель – логопед МДОУ «ЦРР – д/с № 139» г. Магнитогорск
ПУТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора у дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно в дошкольном возрасте научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Особенно актуальной является проблема формирования связного высказывания у детей с особыми образовательными потребностями, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определенными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно- ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для этих детей и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов.
Формирование связной речи у таких детей приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Для успешной коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития реализуем следующие задачи:
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- усвоение норм построения связного развернутого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями- фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения и др.);
- формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа - сообщения;
- обучение лексико- грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
Богатый словарный запас является основной базой для формирования связной речи у наших детей. С этой целью обогащаем словарь ребенка новой лексикой, объясняем каждое новое слово и вводим в активный словарь через словесные игры и упражнения, упражняем в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений.
Очень важно научить детей четко, правильно называть предметы, предметные картинки «что это?», при правильном ответе ребенок забирает картинку себе;
Обязательно упражняем детей в словоизменении и словообразовании: как называется суп из фасоли ? (фасолевый), «Чья голова, чей хвост?»(коровья, коровий)
Словесные игры развивают, формируют мышление и речь детей в доступной, занимательной форме. Они проводятся в кругу семьи, в детском саду, в свободное время как отдых, как развлечение.
Следующим этапом работы над связной речью является формирование у ребенка навыков правильного построения предложений. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, учим их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и свободной речи. Важно научить детей отвечать на вопросы полными предложениями:
Дошкольники должны отвечать на разные вопросы; куда? зачем? когда? с кем? какой? почему? и сами упражняться в постановке вопросов по картинкам и в жизненных ситуациях: «Спроси меня» (про погоду, про папу и т.п.)
Обращаем внимание на использование детьми предлогов в речи(в, на, под, возле, около, из-за). Дети любят играть в игру «Где спрятался предмет?»
Для того что бы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни специально обучаем его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи. Учим пользоваться простыми и распространенными предложениями.
Для того, чтобы ребенок научился последовательно высказываться, упражняем его в составлении разнообразных рассказов, предлагая для этого полезные и интересные виды работ:
Полезные игры, развивающие описательную речь:
При систематическом использовании различных лексических игр дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за словом, наблюдать за речью своих друзей, активно использовать полученные навыки и знания в жизни.
В практике работы с детьми дошкольного возраста используем различные вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность, при которой ил по поводу которой происходит речевой акт. Важность этого фактора отмечали педагоги С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин.
В качестве второго вспомогательного средства Ткаченко Т.А. выделила моделирование плана высказывания. Известный психолог Л.С.Выготский, говорил о важности последовательного размещения в предварительной программе всех конкретных элементов высказывания, а также того, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
На начальном этапе обучения детей Ткаченко Т.А. рекомендует использовать упражнения, где присутствуют оба этих фактора. Упражнения расположены в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертывание» плана высказывания;
Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетиескую деятельность мозга.
Навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр.
Одним из средств развития умения составлять творческие рассказы являются сюжетные картины, потому что:
Таким образом, реализация поставленных задач по развитию связной речи в системе предложенных средств, является основой для формирования таких целевых ориентиров у детей дошкольного возраста на этапе завершения дошкольного образования, как умение достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, формирование предпосылок грамотности.
Список литературы