Конспект занятия
по социально-коммуникативному развитию
в средней группе.
Название «Девочка чумазая»
Цель – познакомить детей с правилами личной гигиены.
Задачи:
- формировать знания о предметах гигиены и их назначении (расчёска, мыло, мочалка, зубная щетка и т.д.);
- узнавать эти предметы на картинках;
- активизировать речь детей существительными – названиями предметов гигиены и глаголами – действиями с ними;
- воспитывать у детей опрятность, учить следить за внешним видом;
- вырабатывать потребность к чистоте и порядку.
Демонстрационный материал: карточки с изображением предметов гигиены, алгоритм «Моем руки» (в картинках), макет книги.
Предварительная работа: Проводились беседы: «Зеркало подскажет», «О порядке и беспорядке», «Чтобы дело сладилось» и т.д.
Чтение художественных произведений: А.Л. Барто «Девочка чумазая», К.И. Чуковский «Мойдодыр».
Заучивание стихов и потешек.
Технические средства: ноутбук, колонка с музыкой.
Ход ОД:
Вводная часть
Воспитатель: - Здравствуйте дети! Посмотрите, как много гостей сегодня пришли к вам в гости. Давайте поприветствуем их, пожелаем доброго утра. А какое настроение у вас сегодня? (ответы детей)
Давайте возьмёмся за руки и поделимся друг с другом хорошим настроением.
- Скажите вы любите, когда вам читают книги?
Основная часть
- Сегодня я предлагаю вам попутешествовать по одной книге.
(обратить внимание на макет книги)
- Как вы думаете, о чём эта книга? (ответы детей)
- О ком в ней говорится? (ответы детей)
- Кто догадался, как она называется? (ответы)
- Эту книгу написала А.Л. Барто, а называется она «Девочка чумазая».
- Прежде, чем отправиться в наше путешествие, давайте немного разомнёмся:
Физкультминутка
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На физкультминутку становись.
Кто умеет чисто мыться?
Кто водички не боится?
Это –мы, это – мы,
Это – мы, это – мы!
Умываться мы умеем,
Моем руки, моем шею
Вот так, вот так,
Чистим зубки
Вот так, вот так.
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие!
Посмотри, посмотри!
- Ну, что, теперь давайте откроем книгу и почитаем.
(открываем книгу, там сидит девочка и плачет)
- Здравствуй девочка! Кто ты и как сюда попала?
Девочка: - (здоровается и начинает плакать)
Воспитатель: - Не плачь, успокойся и расскажи нам, что случилось?
Девочка: - (грустным голосом) Меня зовут Оля. Но меня все называют «девочка чумазая». И дружить со мной никто не хочет.
Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала?
Девочка: - Я на солнышке лежала, руки кверху держала, вот они и загорели.
Воспитатель: - А мне кажется, что дело совсем в другом.
- Скажите дети, как вы думаете, почему с Олей никто не дружит? (ответы)
Воспитатель: - Как можно это всё исправить? (ответы)
- Что нам понадобиться для этого?
(На столе разложены карточки с изображением различных предметов, дети подходят, выбирают нужный предмет и объясняют его назначение)
- Я предлагаю вам поиграть в игру « С чего начинается утро». Эта игра подскажет нам, что нужно делать, чтобы выглядеть всегда опрятными.
Игра «С чего начинается утро!»
Дружи и с мылом и с водой.
Откроешь кран – лицо умой.
Три мылом щеки и ладоши.
Старательнее три, подольше!
А чтобы зубы не болели,
Всегда во рту твоём белели
Ты чисти их зубною пастой
Весёлый будешь и зубастый.
Встал возле зеркала. Смотри:
Торчат упрямые вихры.
Бери в помощники расческу
И делай сам себе прическу.
Умыт. Причёсан. Красота!
Теперь вы дети хоть куда!
- Что нам понадобиться для этого?
(На столе разложены карточки с изображением различных предметов, дети подходят, выбирают нужный предмет и объясняют его назначение)
- Дети, но ведь Оля не знает, как правильно мыть руки. Давайте расскажем Оле правило мытья рук, а карточки схемы нам в этом помогут.
(Дети выкладывают алгоритм «Моем руки»)
- Теперь Оля ты много знаешь и сможешь привести себя в порядок!
- А я предлагаю вам всем вместе поиграть в весёлую игру:
(под музыку дети играют в игру выполняя движения в соответствии со словами песни).
Заключительная часть
- Ну, вот ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? (ответы детей)
- Давайте вспомним, что мы делали в путешествии? (ответе ы детей)
- Что нового вы узнали? (ответы детей)
- Что больше всего понравилось в путешествии? (ответы детей)
Самоанализ занятия
Цель данного занятия правильно поставлена и была достигнута.
Перед проведением занятия передо мной были поставлены следующие задачи:
- формировать знания о предметах гигиены и их назначении (расчёска, мыло, мочалка, зубная щетка и т.д.);
- узнавать эти предметы на картинках;
- активизировать речь детей существительными – названиями предметов гигиены и глаголами – действиями с ними;
- воспитывать у детей опрятность, учить следить за внешним видом;
- вырабатывать потребность к чистоте и порядку.
Все задачи были решены.
На занятии использовались наглядные пособия, такие как: карточки с изображением предметов гигиены, алгоритм «Моем руки» (в картинках), макет книги.
Из технических средств использовался ноутбук и колонка для воспроизведения музыки во время игры.
« С чего начинается утро». Эта игра подскажет нам, что нужно делать, чтобы выглядеть всегда опрятными.
На занятии наблюдалась интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Занятие было достаточно насыщенным. Содержание соответствовало возрастным особенностям детей данной группы, а также целевым ориентирам.
На занятии проводилась физическая минутка, двигательная активность (подвижная игра), которые решали задачу здоровьясбережения.
Данное занятие связанно с жизнью детей, так как оно посвящено гигиене и дети каждый день с этим сталкиваются.
Занятие не связанно с временем года.
Данное занятие полностью соответствует тематике недели.
Структурные компоненты занятия были чётко выделены. В начале занятия детям даётся понять, чем они будут заниматься, о чём будут говорить. Педагог знакомит детей с общими правилами гигиены. В конце дети анализируют свою работу, говорят, чем они занимались, что им больше всего понравилось.
Итог занятия проводился таким образом: в конце занятия педагог говорит о том, что путешествие подходит к концу и предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им больше понравилось и т.д.
На занятии использовался сюрпризный момент. Он проявлялся в том, что из макета книги вышла плачущая девочка Оля.
В группе была создана комфортная обстановка для детей, использовались различные наглядные материалы, которые были доступны и понятны детям.
Педагогом создавались условия для реализации индивидуальных потребностей детей.
На мой взгляд занятие удалось. Я с лёгкостью взаимодействовала с детьми, учитывая их возрастные особенности. На занятии проявлялось умение удерживать внимание детей на мне. Дети с удовольствием отвечали на вопросы и проявляли активность на протяжении всего занятия. Это говорит о том, что они были заинтересованы и увлечены, что очень важно как для детей, так и для педагога.