Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Теремок» комбинированного вида Программа по саморазвитию Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста. Разработала воспитатель: Маштакова Т. В. г.о.г. Шахунья 2019-2022 г. Индивидуальный план работы по самообразованию. Ф.И.О. педагога: Маштакова Татьяна Витальевна Образование: среднее профессиональное Специальность: воспитатель детей дошкольного возраста Стаж педагогической работы: 2 года Квалификационная категория: Курсы повышения квалификации: Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОСДО. 07.08.2020 г. Тема: Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста. Дата начала работы над темой: сентябрь 2019г Предполагаемая дата окончания работы: май 2022г. Цель: формирование у детей старшего возраста широких образных представлений и эстетического восприятия окружающей действительности через разнообразную художественную деятельность. Задачи: Повысить собственный уровень знаний путём технологии развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями; Подготовить диагностику на начало и конец учебного года; Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу; Оформить в группе центр активности ; Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Учимся штриховать» ; выступление на педагогическом совете; Подготовить материал и провести открытое занятие для педагогов. Пояснительная записка Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего дошкольного возраста «Рисование — линейная графика», решая вопросы формирования школьно значимых функций у воспитанников, перекликается с другими образован иными программами, целью которых является создание гармоничной развитой личности ребенка. Данная технология предусматривает не просто развитие линейно -графических навыков, но и освоение выразительных возможностей графических средств, их воплощение в сюжетные, орнаментальные, пиктографические и шрифтовые композиции, позволяющие обеспечивать преемственность развития ребенка как на сенсомоторном, так и на смысловом уровне. Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего дошкольного возраста может реализовываться автономно, в качестве основной программы, на специально отведенном занятии; может быть включена в качестве отдельных заданий в другие образовательные программы, направленные на подготовку ребенка к школе и формирование у него школьно значимых навыков и умений. Изменения в сфере образования в связи с введением ФГОС предъявляют к школе жесткие требования. А так как детский сад является первым звеном в непрерывном образовании, то соответственно, изменяются, возрастают требования к качеству подготовки дошкольника к обучению в школе. Подготовка к школе – очень важный период, и от того, как он пройдет, зависит дальнейшая судьба ребенка в начальных классах. Вопрос готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей и ориентированных на практику специалистов: психологов, педагогов, физиологов. В связи с этим изучаются и обосновываются критерии готовности к школьному обучению. (Они отражены в Целевых ориентирах во ФГОС). Новые требования к подготовке к новым условиям диктуют воспитателю введение новых форм, подходов, технологий. Перспективное годовое планирование занятий с детьми Перспективный план самообразования педагога: Содержание 2.Пояснительная записка Изменения в сфере образования в связи с введением ФГОС предъявляют к школе жесткие требования. А так как детский сад является первым звеном в непрерывном образовании, то соответственно, изменяются, возрастают требования к качеству подготовки дошкольника к обучению в школе. Подготовка к школе – очень важный период, и от того, как он пройдет, зависит дальнейшая судьба ребенка в начальных классах. Вопрос готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей и ориентированных на практику специалистов: психологов, педагогов, физиологов. В связи с этим изучаются и обосновываются критерии готовности к школьному обучению. (Они отражены в Целевых ориентирах во ФГОС). Новые требования к подготовке к новым условиям диктуют воспитателю введение новых форм, подходов, технологий. 3.Цель программы: формирование у детей старшего возраста широких образных представлений и эстетического восприятия окружающей действительности через разнообразную художественную деятельность. Задачи: 1.Изучить психолого-педагогические особенности и специфику художественно-творческому развитию детей старшего возраста. 2.Изучить методики использования технологии «Рисование – линейная графика» в подготовке детей к письму детей старшего возраста. 3.Разработать перспективный план, иллюстративный и информационный материал по данной теме. 4.Организовать и провести мониторинг по художественно-творческому развитию детей старшего возраста. 5.Создать условия для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на подготовка руки к письму через разнообразную изобразительную деятельность 7.Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников. 8.Повысить уровень взаимодействия ДОУ и семьи по теме саморазвития; 9.Применить новую технологию «линейная графика» в образовательный процесс. 10.Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет. 4.Предполагаемые результаты Для педагога: 1.Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста; 2.Разработан перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников. 3.Разработан учебно-методический комплект: картотека упражнений; консультации для родителей и воспитателей, презентация. 4.Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме саморазвития. 5.Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей. Для воспитанников: Для родителей: 1.повышение компетентности родителей по вопросам развития у детей линейно –графических навыков через разнообразную изобразительную деятельность; 2.вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников 5.Этапы реализации программы Программа по саморазвитию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности: I этап – подготовительный Сроки: сентябрь 2019-май 2020у.г. На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) Задачи этапа: II этап – основной Сроки: октябрь 2020-май 2021уч.г, сентябрь 2021-апрель 2022уч.г Задачи этапа: На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме саморазвития. План включает комплекс различных форм саморазвития: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентация педагогического опыта и др. Реализация системы работы по использованию упражнений с применением технологии «Рисование – линейная графика» Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями. III этап – заключительный Сроки: апрель –май 2022уч.г. Задачи этапа: На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы. 6. План деятельности по теме саморазвития Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития. 6.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» Нормативно-правовые документы: Научная и методическая литература: 1. Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г. •Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964. •Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство. – 1998. •Бабак О.М. О возрастном развитии мышц кисти // Труды IV научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биомеханике. – М.: АПН, 1955. •Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2002. •Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2001. •Максимова М.В., Кузьмина М. А.. Вышивка. Первые шаги.– М.: Эксмо, 1996. •Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. •Н.Ю. Шуваева «Рисование – линейная графика» Технология развития линейно-графических наавыков у детей старшего дошкольного возраста. – Нижний Новгород НИРО, 1-2 часть, 2017. |