САМООБРАЗОВАНИЕ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Развивающие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности (рисунок, аппликация) интересен другим( родителям, родным и близким) и необходим им самим( для игры и в качестве подарка).
Формировать позицию созидателя, способствовать воспитанию у них чувства гордости и удовлетворённости продуктами своего труда.
Актуальность
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.
Сентябрь
Продолжать знакомить детей с техникой «пальчиковая живопись»
- Осеннее дерево
- Ветка вишни
Оформление уголка в раздевалке для родителей.
Октябрь
Продолжать знакомить с техникой «Отпечаток ладони»
- Синичка
- Рыбки
Ноябрь
Познакомить с приемом печати по трафарету
- Волшебный лес
2. Консультация для родителей «Значение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей ребёнка»
Декабрь
1.Продолжать учить детей рисовать методом «тычка» жесткой кистью
-Морозко
- Зайчик
2.Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей"
Январь
1.Продолжать знакомить детей с техникой «Оттиск пробкой»
-Елочка
-Новогоднее платье
2. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования дома»
Февраль
1.Продолжать учить детей рисовать поролоновой губкой
-Снеговик
-Сова
2.Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования как приобщение детей к художественному творчеству»
Март
1.Познакомить детей с новой техникой рисования по сырой бумаге.
-Млечный путь
-Цветы
2. Выставка рисунков детей
Апрель
1.Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование ватными палочками
Рисование по замыслу
2.Консультация для родителей «Рисуем ватной палочкой»
Май
1.Продолжать учить рисовать зубными щетками.
- Весенний лес.
2.Итоговая выставка детских работ
Список литературы
1.Алексеевская Н.А.Карандашик озорной. – М.: «Лист»,1998. (Через игру к совершенству).
2.Белобрыкина О.А.Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. – Новосибирск: Изд-во НГПИ,1993.
3.Бембель Т.О.Ваш ребёнок хочет рисовать: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь,2000.-111 с.: ил.
4.Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.Занятия с детьми дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ «Сфера»,1999.-80 с. – Серия «Вместе с детьми».
5.Григорьева Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.:2009.
6.Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007.
7.Давыдова Г.Н.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2007.
8.Денисова М.Ю.Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования/М.Ю.Денисова– Мозырь: Белый ветер,2011. с.:ил.;
9.Казакова Р.Г., Сагайнова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В.Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера,2006.(Серия «Вместе с детьми»).
10.Казакова Р.Г., Сагайнова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В.Занятия по рисованию с дошкольниками /Под ред. Р.Г.Казаковой – М.: ТЦ Сфера,2008.-(Серия «Вместе с детьми»).
11.Казакова Т.Г.Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», Педагогика и методика дошк. бразования»/Т.Г.Казакова – М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС,2006. ил.-(Педагогика и воспитание).
12.Ковалько В.И.Школа физкультминуток :Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.:ВАКО,2007.
13.Кожохина С.К.Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности –М.:ТЦ Сфера,2002.
14.Комарова Т.С.Как научить ребёнка рисовать/В помощь учителю.Изд.3-е перераб.и доп. – М.:АО «Столетие»,1998.
15.Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А.Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2010. (Библиотека воспитателя).
16.Майорова Ю.А.Необычное рисование для детей. Рисование ладошками. – Специальный выпуск газеты «Солнечный зайчик».-2009. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед.уч-щ по спец.03.08 «Дошк.воспитание»/Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др.; Под ред. Т.С.Комаровой.- 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1991.
17.Никитина А.В.Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Посоьие для воспитателей и заинтересованных родителей/А,В.Никитина. – Санкт-Петербург: САКО,2016.
18.Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазёров/авт.-сост. М.В.Кудейко.2-е изд. – Мозырь:Содействие,2007.
19.Новикова И.В.Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. – Ярославль: Академия развития,2012.
20.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
21.Сакулина Н.П., Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,1982.
22.Силивон В.А.Когда ребёнок рисует: Кн.для воспитателей дет.садов. – Мн.: Нар.асвета,1990.-71 с.: ил.
23.Фатеева А.А.Рисуем без кисточки/А.А.Фатеева; худож. А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития,2007.-96 с.: ил.-(Детский сад: день за днём. Практическое приложение).
24.Флёрина Е.А.Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – Москва: Учпедгиз,1956.
25.Шайдурова Н.В.Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера,2008.(Учебное пособие).
26.Шаляпина И.А.Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2016.