Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа совершенствования уровня готовности старших дошкольников к обучению грамоте в условиях дошкольной организации

Цель программы совершенствование уровня готовности детей подготовительной группы детского сада 6-7 лет к обучению грамоте. Задачи программы 1. Сформировать у детей понимание терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звук», «звуковой анализ слова». 2. Обучить основам звукового анализа 2-, 3-, 4- и 5тизвуковых слов последовательно вычленять все звуки в слове по порядку, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова. 3. Познакомить детей со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги. 4. Учить составлять предложения по картинкам, опорным словам и по модели, определять количество и последовательность слов в предложении. 5. Совершенствовать фонематический слух. 6. Развивать графические навыки, зрительное восприятие и мелкую моторику. 7. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Программа совершенствования уровня готовности старших дошкольников к обучению грамоте в условиях дошкольной организации

Концептуальные основы программы.

От того, как ребенок подготовлен к обучению грамоте, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Поэтому необходимо совершенствовать готовность детей к обучению грамоте уже в подготовительной к школе группе в детском саду.

Программа совершенствования уровня готовности старших дошкольников к обучению грамоте в условиях дошкольной организации рассчитана на детей 6-7 лет. Она разработана на основе требований ФГОС ДО, основной образовательных программ «Детство» и «От рождения до школы», парциальных авторских программ программа Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» [18] и Е.В. Колесниковой «От звука к букве: Формирование аналитико-синтетической активности» [13], а также с учетом рекомендаций следующих авторов: Т.В. Александровой [1], Н.С. Варенцовой [7], Н.В. Дуровой [11],
М.Д. Маханевой [16], А.Е. Соболевой [24], О.С. Ушаковой [27], О.В. Чистяковой [32], В.Д. Юрчишиной [34] и др.. Обучение детей 6-7 лет строится на основе пособия «По дороге к азбуке», части 3,4 (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,
Т.Р. Кислова) – образовательная программа «Школа 2100».

Программа представляет собой комплексную методику усвоения детьми законов русской графики, первых правил письма, а также важнейших слухо-артикуляционных, зрительно-двигательных и рукодвигательных операций графического действия. Этому способствует развитый фонематический слух, являющийся необходимым условием для формирования орфографической зоркости, сформированные в памяти детей четкие зрительно-двигательные образы буквенных знаков и качественное усвоение норм графики.

Цель программы: совершенствование уровня готовности детей подготовительной группы детского сада (6-7 лет) к обучению грамоте.

Задачи программы:

1. Сформировать у детей понимание терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звук», «звуковой анализ слова».

2. Обучить основам звукового анализа 2-, 3-, 4- и 5тизвуковых слов: последовательно вычленять все звуки в слове по порядку, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова.

3. Познакомить детей со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги.

4. Учить составлять предложения по картинкам, опорным словам и по модели, определять количество и последовательность слов в предложении.

5. Совершенствовать фонематический слух.

6. Развивать графические навыки, зрительное восприятие и мелкую моторику.

7. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Программа совершенствования уровня готовности старших дошкольников к обучению грамоте в условиях дошкольной организации основывается на основных дидактических принципов:

– принцип систематичности и последовательности обучения грамоте;

– принцип взаимосвязи речи с другими сферами психического развития ребенка – познавательной, коммуникативной, эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, нравственной и др.;

– принцип от простого – к сложному;

– принцип учета возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет);

– принцип наглядности: использование яркой и доступной пониманию детей наглядности;

– принцип деятельностного подхода: использование в работе с дошкольниками разных видов детской деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной, изобразительной, двигательной и т.д.), а также игровых методов и приемов.

Совершенствование уровня готовности старших дошкольников к обучению грамоте в условиях дошкольной организации проводится по специально разработанному календарно-тематическому плану (таблица 2).

Таблица 2 – Календарно-тематический план ООД по совершенствованию уровня готовности к обучению грамоте для подготовительной к школе группы

Тема

Задачи

Методы и приемы

СЕНТЯБРЬ

1. Слово и звук

Ознакомить терминами «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звук», «звуковой анализ слова». Развивать графические навыки, зрительное восприятие и мелкую моторику.

Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Дидактическая игра: «Что забыл нарисовать художник?»

2. Звучащие слова, обозначающие предмет

Формировать понимание терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звук», «звуковой анализ слова». Совершенствовать фонематический слух. Учить делить двух и трехсложные слова на части (слоги), преобразовывать слова, состоящие из одной-двух частей, в слова двух- и трехсложные.

Словесное упражнение «Какое слово заблудилось?»

ОКТЯБРЬ

1. Звучащие слова, обозначающие действия

Сформировать понимание терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный и согласный звук», «звуковой анализ слова». Совершенствовать фонематический слух. Продолжать учить делить слова на части; придумывать слова с заданным слогом.

Игра «Нарисуй себя взрослым».

2. Какой это звук?

Обучить основам звукового анализа 2-, 3-, 4- и 5тизвуковых слов: последовательно вычленять все звуки в слове по порядку, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова. Совершенствовать фонематический слух.

Упражнения на развитие внимания и памяти.

Дидактические игры «Различай и повторяй», «Наборщик слов».

НОЯБРЬ

1. Слова, обозначающие признаки

Обучить основам звукового анализа 2-, 3-, 4- и 5тизвуковых слов: последовательно вычленять все звуки в слове по порядку, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Дидактическая игра «Расскажи какие».

2. Звуковая линейка

Обучить основам звукового анализа 2-, 3-, 4- и 5тизвуковых слов: последовательно вычленять все звуки в слове по порядку, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова. Совершенствовать фонематический слух.

Дидактическая игра «От слова к звукам».

Продолжение таблицы 2

ДЕКАБРЬ

1. Лесная поляна (изменение формы слова)

Познакомить со слогом, со слоговой структурой слова.

Игры «Измени слово», «Чем похожи эти слова?».

2. Лесная поляна (анализ и составление предложений)

Познакомить со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги. Учить составлять предложения по картинкам и по модели, определять количество и последовательность слов в предложении.

Дидактическая игра «Слово-предложение».

ЯНВАРЬ

1. Делим слово на слоги

Формировать умения делить слова на слоги.

Дидактическая игра «Сколько слогов в слове».

2.Предложение

Продолжать формирование понятия «предложение». Учить составлять предложения по модели, определять количество и последовательность слов в предложении.

Игровое упражнение «Дождик»

ФЕВРАЛЬ

1. Слоговой анализ слов

Формировать умения делить слова на слоги. Совершенствовать фонематический слух. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

Дидактическая игра «Чем отличаются слова?».

2. Состав предложения

Учить составлять предложения по картинкам, определять количество и последовательность слов в предложении. Развивать графические навыки, зрительное восприятие и мелкую моторику.

Дидактическая игра «Путаница».

Пальчиковая игра.

МАРТ

1. Виды предложений по интонации

Учить составлять предложения по опорным словам и по модели, определять количество и последовательность слов в предложении. Развивать графические навыки, зрительное восприятие и мелкую моторику.

Дидактическая игра «Найди родню».

Пальчиковая игра.

2. Слоги и звуки

Формировать умения делить слова на слоги.

Развивать графические навыки, зрительное восприятие и мелкую моторику.

Дидактические игры «Узнай, что это?» и «Наборщик слов».

Пальчиковая игра.

АПРЕЛЬ

1. На рыбалке

Закрепить умения слогового и звукового анализа слов. Совершенствовать фонематический слух.

Дидактическая игра «Угадай, какой это звук».

2. Друзья

Обобщить умения составлять предложения по картинкам, опорным словам и по модели, определять количество и последовательность слов в предложении.

Закрепить познавательный интерес к русскому языку.

Дидактическая игра «Составь предложение».

МАЙ

1. Загадочный круг

Закрепить полученные умения обучения грамоте, графические навыки. Совершенствовать фонематический слух. Развивать мелкую моторику.

Дидактическая игра: «Логический поезд». Пальчиковые игры.

2. Догадайся сам

Закрепить умения звукового анализа, составления предложений и познавательный интерес к русскому языку.

Дидактические и пальчиковые игры. Пальчиковая игра.

Работа по программе ведется в двух направлениях:

1) освоение фонетической стороны речи с целью формирования у детей умений проводить звуковой и слоговой анализ слов, анализировать и составлять распространенные предложения;

2) подготовка руки к письму – овладение графическими умениями и пишущими инструментами.

Программа включает 18 организованных образовательных деятельностей (ООД) по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы. ООД проводятся с сентября по май, каждый месяц – по 2 ООД. Длительность одной ООД – 30-35 минут, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям организации образовательной деятельности для детей 6-7 лет.

Каждая ООД из составленной нами программы включает в свою структуру задания и упражнения, направленные на:

1) расширение представлений детей о слове, звуках и буквах, слогах и предложении;

2) развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия;

3) развитие мелкой моторики графических навыков;

4)формирование умений проводить слоговой и звуковой анализ слов и анализ предложений.

Конспекты трех ООД представлены в приложении Б.

Развитие фонетической знаковой стороны речи проводится в следующим образом: дети составляют из цветных фишек слова, подбирают по заданным моделям различной звуковой конструкции 2-х, 3-х, 4-х, и 5-ти звуковые слова, знакомятся с анализом предложения, состоящего из 3-5 слов, и его графическим моделированием.

Звуковой разбор слов способствует осознанию детьми слогового принципа русской графики, обуславливающей позиционный принцип чтения. Читая свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов, учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной. Обучая детей делить слова на слоги, учим выделять в слове ударный слог, ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели.

При делении слова на слоги можно выделенные слоги прохлопать, прошагать, простучать, посчитать касанием подбородка к ладошке, изобразить на модели с помощью цветных фишек. Дети с удовольствием расселяют слова по слоговым домикам. Дарят героям сказок игрушки с определенным количеством слогов в названии, ищут предмет с заданной слоговой структурой, подбирают к слоговой схеме слова. Дети учатся дифференцировать слова по вопросам. Знакомятся со словами, обозначающими предметы (имена существительные), действия (глаголы), признаки (имена прилагательные и наречия), с предлогами, которые служат для связи слов в предложении. Обозначают их условными фишками.

Дошкольники учатся составлять предложения из 2-5 слов. Делят предложения на слова, называют их по порядку, составляют схему, переставляют слова, добавляют и заменяют слова в предложении.

В плане подготовки руки к письму детей знакомят с графическими элементами и буквами русского алфавита. При овладении графическими навыками, дети занимаются обведением предметов по контуру, прохождению по лабиринтам по кривым и запутанным линиям, штриховкой предмета внутри контура, копированием и дорисовыванием фигуры. Так развивается мелкая моторика пальцев рук и, дошкольники осваивают основные элементы письменных букв. При ознакомлении с буквами воспитатели используют разнообразные игровые задания и упражнения, например: «На что похожа буква»; «Нарисуй букву в воздухе»; «Покажи букву на пальчиках»; «Выложи букву из палочек»; «Найди в кассе букв, в алфавите»; «Посели букву в домик на «улице букв» и т.д..

Все ООД по обучению грамоте проводятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть основами чтения и письма, с интересом наблюдать за особенностями слов, звуков, слогов, предложений, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, что побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов.

В конце учебного года (апрель и май) с целью закрепления представлений о звуковой структуре слова и умений пользоваться моделированием при звуко-слоговом анализе слов и предложений проводятся ООД с использованием звуковой линейки и схем, с помощью которых дети самостоятельно воссоздают модели звуковой структуры слова, подбирают слова по звуковым моделям слова и схемам предложений, которые им дает воспитатель.

Таким образом, разработанная нами программа обеспечивает совершенствование уровня готовности старших дошкольников к обучению грамоте в условиях дошкольной организации по следующим направлениям:

1) освоение фонетической стороны речи и развитие фонематического восприятия и слуха;

2) формирование умений проводить звуковой и слоговой анализ слов, анализировать и составлять распространенные предложения;

3) овладение элементарными графическими умениями.

Кроме того, у старших дошкольников воспитывается познавательный интерес к русскому языку, слову, закладываются основы системы знаний о языке и формируются потребность научиться читать и писать, овладеть родным языком, совершенствовать свою речь.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области