Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экологическое воспитание дошкольников через природу и творческую деятельность

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Экологическое воспитание дошкольников

через природу и творческую деятельность

«Книга природы

есть неисчерпаемый источник

познаний для человека»

Вольтер

В настоящее время, как никогда, важно донести до наших детей понятие о Добре, Красоте, открыть их души окружающему миру, нашему общечеловеческому дому – Природе. Многие в наше время говорят и пишут о необходимости экологического воспитания детей. Экология – это наука, с помощью ее научим наших детей беречь нашу природу и любить ее.

Научить ребенка любить природу – задача нелегкая. Надо изо дня в день кропотливо, ненавязчиво учить детей подмечать все вокруг, уметь любоваться красотой восхода и заката солнца, небом и т.д.

Предотвращение экологической катастрофы зависит от сформированности экологического воспитания. В современных условиях вопросы экологического воспитания должны быть в центре внимания дошкольного учреждения. Каждый учебный предмет вносит свою лепту в формирование экологической культуры дошкольников. В методической литературе существует множество экологических технологий по ознакомлению детей с природой, по экологическому воспитанию. И в практике работы с детьми накоплен разнообразный, интересный педагогический опыт в данном направлении.

Я же проводила опытную работу по экологическому воспитанию через природу и через изобразительную деятельность одновременно. Практически каждая тема моей работы предполагала формирование определенных знаний о явлениях природы отображение своего отношения к ней в изобразительной деятельности.

Занятие по изобразительному искусству – одно из форм познания ребенком окружающего мира природы. Дети рисуют то, что видят вкруг себя, и то, что чувствуют. Эта фиксация явлений природы и своих чувств помогает глубже проникнуть в тайны природы, увидеть ее красоту, осмыслить ее взаимосвязь предметов окружающей действительности.

Так как экологическое воспитание осуществляется на основе ознакомления с природой, то важен был, исследовательский подход к природе, это помогло восприятию ребенком природы как единого целого.

Самая главная задача состояла в том, чтобы привить детям бережное, отношение к природе, дать им почувствовать гармонию и красоту мира.

Для этой работы, мной были определены следующие основные задачи:

1. Заложить основы экологического воспитания (бережное отношение к природе – не вредить, не загрязнять, а помогать ей)

2. Разбудить в детях желание и умение видеть, слышать и слушать природу, развивать эти качества

3. Раскрыть потенциальные творческие возможности ребенка в областях творческой и трудовой деятельности – живописи, проектной культуре.

Задачи экологического воспитания я решала на основе знакомства с природой по циклам.

Все содержание ознакомления с природой было разбито по темам, и была определена перспектива работы по ним.

Мой опыт работы основан на программе Дзятковской Е.Н. (Дзятковская Е.Н., Дзятковский Д.К. «Мир природы и мир предметов») Содержание же по ознакомлению с природой основывалось на программе Венгера.

Эта программа позволяет воспитателю дать ребенку в увлекательной для него форме знания о природе, ее законах, взаимосвязях объектов. При этом знания не являются самоцелью, они лишь средство для формирования у детей экологического мировоззрения и экологической грамотности.

Обучение - это ни в коем случае не механическое запоминание и воспроизведение материала ребенком. Первостепенным здесь является понимание, умение мыслить самостоятельно, желание жить в гармонии с окружающим миром. Уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он говорит о правилах поведения в природной среде, а тем, как он определяет эти правила. Учитывая психологические особенности дошкольника, отметим, что более актуальными для него являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектами природы.

Предлагаемый взгляд на экологическое воспитание в системе перспективы нашей работы это:

- учить детей задумываться над окружающими предметами и явлениями

- учить ставить вопросы и искать ответы, привыкать думать самостоятельно.

- учить грамотно, объяснять явления природы

Я стремилась привить ребенку бережное, деликатное отношение к природе и умение наблюдать и находить в природе явления, связь между живой и неживой природой. Поэтому первые недели осеннего периода мы посвятили экскурсиям, практическим занятиям .

При наблюдении за деревьями, их яркой окраской, я предлагала детям провести игру «Комплимент»где дети подбирали разнообразные красивые эпитеты к слову «березка» например «стройная», «золотая» и т.д.

Наблюдать за изменением деревьев вошло в привычку, стало потребностью. Когда мы собирали осенние листья, каждый ребенок старался найти свой самый красивый листочек

«Ой, какой красивый листик я нашла!» - восклицала Настя. И все дети бежали к друг другу и показывали свои листочки. С большим букетом возвращались мы с прогулки. А потом из засушенных листьев мастерили разнообразные поделки. Одновременно ставился перед детьми проблемный вопрос «Почему изменилась окраска листьев?» Ответы детей подтверждали, что они понимают простейшие связи между явлениями природы.

Другой вопрос « Что будет с листьями поздней осенью?» вызывал у детей сожаление, что скоро мы не сможем увидеть такой красоты.

Так на одной экскурсии мы решили сложные задачи: не только учить понимать природу, ее красоту, вызвать желание не только беречь, но и создавать эту красоту.

Дети с удовольствием выполняли творческие работы. Так, например, из сухих растений они придумывали свои композиции и приклеивали их на бумагу. В их работах выражалась любовь к тому, что они делали. Прививался вкус, так как подобрать растения в композицию требует включения эстетической стороны мироощущения.

Очень много фантазии проявляется у детей при выполнении творческих работ. Большое место отводилось тому, чтобы дети думали на занятиях и умели обосновывать свои ответы, приводить доводы, доказательства, даже неправильное решение задачи имеет определенную ценность: дети учатся рассуждать, осуществлять поисковую деятельность. Для меня было важно научить чувствовать и понимать природу, постичь ее законы – от самого маленького до самого большого.

Весьма существенно при изучении программного материала то, что в дошкольный период необходимо сформировать у детей целостное представление о природе, ее многообразии закономерностях, явлениях, и их взаимосвязях.

Основные сведения о природе, объектах живой и неживой природы дети получают из наблюдений в ходе экскурсий. Итогом каждого занятия на природе является анализ и обобщение взаимосвязей живой и неживой природы.

Рассмотрим к примеру мое занятие на тему « Живая и неживая природа»Дети учились видеть явления природы с положительной и отрицательной стороны. Ребята были особенно увлечены в процессе игры «Хорошо или плохо?» На вопрос «Река – это хорошо или плохо?» дети доказывали, что река это хорошо, потому что можно купаться, пить поливать растения. Каждому ребенку доводилось думать самостоятельно, каждый мог пробовать себя, высказывать свои суждения, не боясь ошибиться. Равнодушных на занятии не было.

Очень интересны и целесообразны игровые задания, которые связаны с показом мультфильма – сказки «О том, как древние люди представляли себе нашу Землю» или же сочинение сказки: «Какой мир для рыб?», «Какой мир для камней?», и т.п.

Параллельно с работой по ознакомлению с природой проводилась работа по изобразительной деятельности. Необходимо формировать восприятие ребенком природы как целого, сформировать представление о природе, добре и красоте, как об основных ценностях, чтобы они стали таковыми для ребенка.

Рисовали на тему «Наша Земля». Каждый рисовал свой уютный уголок, свой мир, каким ребенок себе его представляет. Кто то рисовал свою дачу, кто то горы и реки, кто то город. Работы получились красочными , отличались индивидуальным раскрытием темы.

Предварительно я с детьми не беседовала, важно было увидеть (выявить) их знания, почувствовать их отношение к окружающему миру, увидеть мир их глазами. Из рисунков можно было увидеть, что многие дети знают, что наша земля круглая.

Так же мы с детьми мастерили различные поделки из природного материала. При подборе материала мы стремились к тому, чтобы материал был «неживой», старый, «заброшенный». Старый – потому, что он « не живой» - ему « не больно». А живую природу нужно беречь и любить. В попутных беседах дети проникаются бережливостью, чувством любви и сострадания ко всему живому.

Так как поделки изготовлялись из заброшенного материала, детям давалась такая установка, что сейчас мы этот материал «оживим». После того как поделки были готовы, дети любовались на свою работу как на «живую». Так например, работа «Аквариум» которую дети выполнили из засушенных листьев, мха и камешков. Дети вырезали из листьев формы рыбок и клеили. Когда работа была готова, дети непроизвольно стали придумывать сказки.

«Оживляли» камни, эту работу мы выполняли в ходе прохождения темы «Горы». Камни все были серого цвета, и дети подбирали к ним метафоры. Говорили «холодные», «ледяные», «гладкие». Тут детям было предложено «оживить» камни. Мы «превратили» камешки в цветы, насекомых и т.д.

На занятиях по ряду игр проводились также опыты. Дети учились поисковой деятельности. Предварительно велось наблюдение, беседы. Перед детьми ставилась проблемная задача: «Круглая ли Земля?», «Как это доказать?» Для наглядности на глобусе (место: Санкт – Петербург) был закреплен флажок. При вращении глобуса флажок «поплыл» и вскоре описав окружность, вернулся на тоже самое место. После демонстрации дети сами повторяли опыт – сами прикрепляли флажок к любому месту на поверхности глобуса и наблюдали. Ставился проблемный вопрос «Почему бывает день и ночь?»

В поисках ответа мы так же проводили опыт с глобусом и настольной лампой. Предположили что лампа это – Солнце, а глобус – Земля. Солнце стоит на месте, а планета Земля вращается. Вместе с детьми нашли Санкт -Петербург на глобусе закрепили флажок и медленно повернули глобус флажком к лампе. В Петербург «приходит» день. Продолжая вращать глобус, дети увидели, что город оказался в тени значит «наступила» ночь.

Позже детям было предложено закрепить 2 – 3 флажка на противоположных частях глобуса и посмотреть при вращении, где наступает день, а где ночь. У ребят практическая работа вызывает большой интерес, каждому хочется подойти и самому показать и рассказать, как он это понимает.

Во время обсуждения вопроса «Круглая ли наша планета Земля?». У детей так же возникал вопрос «А сразу ли люди знали, что планета круглая?», «Что она вращается и происходит смена дня и ночи». Мною детям были рассказаны легенды, в которых отражается, как древние люди представляли себе нашу Землю, какой она формы, кто ее держит, как возникает день и ночь. После дети в рисунках передавали услышанное.

Считаю, что намного лучше, когда занятие комплексное. Такие занятия легче воспринимаются детьми, информация, полученная на занятиях оставляет глубокий след в памяти детей. Дети с интересом занимаются, а самое главное – не устают, поскольку происходит частая смена деятельности. В течении года постоянно проводятся наблюдения, и дети с интересом наблюдают, рассказывают и зарисовывают то, что они увидели.

Важно отметить, что в результате проделанной работы у детей был разбужен интерес к активной художественной деятельности, эмоциональное отношение к природе и бережное отношение к ней.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области