Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Особенности коррекционной работы с детьми с РАС

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Подготовил: Ларина Наталья Геннадьевна,

учитель-дефектолог,

МБОУ «Новопетровская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции аутизма у детей, это связано с ростом количества людей с РАС.

Дети, страдающие аутизмом, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке.

Нет единой точки зрения на коррекционную работу с аутистичными детьми. Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны.

Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов.Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.

Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой. В случае западных подходов речь формируется, но она механическая, состоит из набора речевых штампов.

Поэтому и возникает необходимость определить методы и формы коррекционной логопедической помощи учащимся с расстройствами аутистического спектра, исходя из контингента обучающихся нашей школы.

В нашей школе обучаются 10 учащихся с расстройствами аутистического спектра:

Так, например, мальчик с аутистическими чертами с развитой речью. Он читает, решает примеры, строит фразы и свои умозаключения. Он пребывал в «своём» мире, особенного желания общаться с детьми не было. Обучение и общение с детьми и взрослыми за 4 года дало свои результаты: мальчик общается с ребятами, с педагогами.

Одним из основных проявлений аутизма являются особые отклонения в речевом развитии. Их основной общей чертой является недоразвитие коммуникативной функции речи.

При всем разнообразии речевых расстройств, можно выделить основные особенности речи у детей с РАС:

Основные задачи логопедической работы при аутизме:

- дифференциация речевых нарушений, обусловленных аутизмом и сопутствующими синдромами;

- установление эмоционального контакта с ребенком;

- активизация речевой деятельности;

- формирование и развитие спонтанной речи в быту и в игре; развитие речи в обучающей ситуации.

Коррекционная работа с аутистичными детьми проводится комплексно, группой специалистов. Она включает в себя психологическую и педагогическую коррекцию, а также систематическую работу с родителями.

Этапы коррекционно-развивающей работы:

1 этап – диагностический, основная цель которого определить возможности и потребности каждого ребенка.

Оказание коррекционной помощи начинается с обследования речи, целью которого является точное определение доступного ребенку уровня речевого навыка, а также взаимодействия с окружением.

Протокол первичного обследования речи.

Параметры обследования

Фиксируемые

данные

Обследование импрессивной стороны речи

Спонтанная ситуация

Понимание высказываний, содержащих аффективно значимые слова

Выполнение инструкций в контексте ситуации

Выполнение инструкций вне контекста ситуации

Направленное обследование

Понимание названий предметов

Понимание названий и действий

Понимание названий и качеств предметов и т.д.

Обследование экспрессивной стороны речи

Спонтанная ситуация

Вокализации, внегортанные звукообразования

Подражание

Выражение желаний

Собственные высказывания

Направленное обследование

Подражание

Произносительная сторона речи

Лексика

Грамматическая структура речи и т.д.

2 этап – составление плана работы и индивидуальной программы коррекционного воспитания и обучения и дальнейшая их корректировка в течение учебного года.

3 этап – коррекционные занятия

Направления логопедической коррекции при аутизме в нашей школе перекликается с работой психолога и дефектолога. Наша совместная работа проводится по следующим направлениям:

- Развитие высших психических функций;

- Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений и ориентации;

- Развитие дыхания, голоса и артикуляционной моторики;

- Развитие импрессивной речи;

- Развитие экспрессивной речи.

. О некоторых направлениях я расскажу подробнее

1. Развитие высших психических функций

Установка эмоционального контакта. Необходимо «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то, фиксироваться на приятных для ребенка ощущениях и сглаживать неприятные.

Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребенком – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок нас «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам. Мы используем различные сенсорные игры, проведение которых даёт также новые прекрасные возможности для установления контакта (всё зависит от предпочтений – вода, песок, вкладыши Монтессори и т.д.)

Для формирования у аутистичного ребенка способности понимать речь мы используем в работе рисование. Рассказывая и рисуя, привлекаем внимание, вырабатываем произвольное внимание.

2. Развитие общей и мелкой моторики. Этому направлению мы уделяем особое внимание, ведь давно доказано что речь напрямую зависит от развития моторики.

Развитию общей моторики способствуют физминутки, речевые игры с движением, я читаю текст, а дети выполняют соответствующие движения. Развитие моторики пальцев рук, пространственных представлений и пространственной ориентации предполагает построение из кубиков домиков, башен; работу с разборными игрушками, мозаикой; составление предметных разрезных картинок; складывание из палочек геометрических фигур; раскрашивание рисунков по контуру; пальчиковую гимнастику.

3. Развитие дыхания, голоса, артикуляционной моторики.

4.Развитие импрессивной речи возможно только тогда когда частично сформировано произвольное внимание.

У детей с РАС у одних понимание обращенной речи в пределах бытовой ситуации, а у других оно практически отсутствует. Развитие импрессивной речи предполагает:

1) Понимание элементарных инструкций (на, дай, возьми, положи, открой, закрой) в процессе обыгрывания игрушек и действий с предметами..

2) Накопление пассивного предметного словаря. Ребенок должен запомнить названия предметов, которые его окружают.

Не все дети на начальных этапах работы понимают изображение предметов на картинке. С такими детьми работа ведется с использованием игрушек.

3) Понимание названий действий. Важной составляющей является накопление пассивного глагольного словарного запаса. Глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам или близкие ему люди (спит, ест, идет, сидит, стоит, бежит, прыгает и т. д.). Обучение пониманию действий лучше начинать с выполнения этих действий самим ребенком. Далее переходим к сюжетным картинкам. Сначала учим детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, например: мальчик стоит, сидит, ест, пьет и т. д.

5.Развитие экспрессивной речи

Поскольку экспрессивная речь детей с РАС состоит из отдельных плохо произносимых звукоподражаний или односложных слов-корней, основная моя задача - вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области