Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»
Технологическая карта по развитию коммуникативной деятельности для детей с нарушением речи
«В гостях у сказки»
Подготовила:
Колесникова Елена Владимировна,
учитель-логопед
первой квалификационной категории
п. Зимовники
2020г
Тема: Автоматизация звука Р
Цель: создание условий для автоматизации звука Р в слогах, словах, предложениях .
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять артикуляцию и навык правильного произношения звука Рв слогах, словах, предложениях. и умение его дифференцировать со звуком Л. Упражнять в образовании относительных прилагательных и сложных (двукоренных) слов. Упражнять в подборе антонимов. Упражнять в согласование числительных с существительными в именительном падеже женского рода.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие; развивать артикуляционный и дыхательный аппарат, правильное речевое дыхание; развивать мелкую моторику; развивать умения изображать различные эмоциональные состояния с помощью голоса и мимики.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на литературное произведение; воспитывать желание помогать другим, работая в группе; воспитывать у детей нравственные качества: доброты, отзывчивости, желания помогать другим.
Методы и приемы: беседа, образец правильного произношения, повторное проговаривание, артикуляционные и дыхательные упражнения, создание и постановка проблемной ситуации, моделирование, создание игровых ситуаций, игровые приемы,
Предварительная работа: знакомство с комплексом артикуляционных упражнений; просмотр сказки «Золушка», беседа по сказке; проведение самомассажа «Ручки растираем»; разучивание скороговорок по мнемоквадраты для закрепления сонорных звуков.
Оборудование: карточки с изображением одежды, соленое тесто, стеки, салфетки, кисточки, мольберты, книга со сказками Ш.Перро , магнитофон с записью необходимых звуков,мнемоквадраты со скороговоркой,
Задачи | Деятельность, действия педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
I.Организационный этап (3 мин) | ||
Введение в ситуацию: мотивировать на включение в деятельность. Создать эмоциональный положительный настрой на совместную деятельность. | - Ребята, а кто знает, что такое комплимент? Для чего нужны комплименты? Приходилось ли вам говорить комплименты кому-нибудь? Милые дети, я хочу сказать вам комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грусти, и весь день радуюсь и улыбаюсь. II. Основной этап (25 мин) | Вступают в диалог, высказывают свое мнение. |
Побуждать детей вступать в диалог, используя речь-рассуждение деятельности. | - А вы любите сказки? А что больше вам нравится слушать или смотреть сказки? Почему? А у вас есть любимые сказки? | Ответы детей |
Постановка проблемы и детской цели. | - Вы хотели бы попасть в сказку? А как нам это сделать? Какие способы вы знаете? У меня есть еще один способ с помощью волшебного зеркала. «В зеркало я посмотрюсь, в волшебной сказке окажусь» - Произнесите это заклинание так, как показано на карточке. | Произносят заклинание с разной интонацией и силой голоса. |
Развивать диалогическую речь | Звучит музыка песни «Золушка» автор И.Резник, композитор И.Цветков. -Ой, а что это за музыка? Мне кажется, мы попали в сказку, но не пойму в какую. -Как вы думаете, в какую сказку мы попали? Как вы догадались? Сегодня в сказочном королевстве состоится праздничный бал, на который приглашены все жители. Только Золушка пойти не может, злая мачеха приказала ей сделать столько работы, что и за неделю не справиться. Самое интересное то, что фея заболела и не сможет как обычно помочь Золушке. -Что же делать, ведь Золушка так хотела попасть на бал? Вспомните, какие превращения происходили в сказке? Во что превратилась тыква? А мыши и крыса? Старое платье? Деревянные башмачки? Логопед обобщает: тыкву надо превратить в карету, мешей превратить в лошадей, крысу в кучера, а старое платье и деревянные башмаки в прекрасное бальное платье, и хрустальные туфельки. | Дети слушают музыку Дети высказывают свои предположения. |
Самомассаж Развитие артикуляционной моторики | Прежде чем мы начнем помогать выполнять работу Золушке, давайте с вами подготовимся, чтобы у нас на все хватило сил. Ручки растираем и разогреваем И теплом лицо мы умываем. Грабельки сгребают все плохие мысли Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Тянем подбородок и его щипаем А потом по шейке ручками стекаем. -А сейчас внимание! Музыкальная артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Хоботок», «Качели», «Часики», «Индюк» | Дети делают самомассаж Выполняют артикуляционную гимнастику под музыку |
А вот и Золушка. -Как вы думаете, почему Золушка такая печальная? (Она не надеется уже попасть на бал, ведь у нее много работы) Что мы можем сделать для того, чтобы она стала веселой? | На слайде появляется Золушка, дети рассматривают ее и включаются в разговор с логопедом | |
Упражнять в образовании относительных прилагательных и сложных (двукоренных) слов. | -Чтобы Золушка не грустила, подарите ей хорошие приятные слова. Какая она? -А если у нее были голубые глаза, значит она какая? (голубоглазая) -У нее светлые волосы, значит она какая? (светловолосая) -У нее черные брови (чернобровая) -У нее белое лицо (белолицая) -У нее добрая душа (добродушная) -У нее доброе сердце (добросердечная) | Ответы детей: красивая, милая, ласковая, добрая, трудолюбивая, прелестная, приветливая, скромная, терпеливая Составляют сложные слова |
Закрепить правильное произношение сонорных звуков | -Какие звуки встречаются чаще всего в словах, которые вы подарили Золушке? Вспомните, что нужно для того чтобы правильно произносить звук Р? Выберите символы, которые нам помогут вспомнить, как правильно произносить звук Р. Скажите, а эти символы подходят для звука Л? А что мы еще знаем о этих звуках? -Какие они? -Гласные или согласные? -Твердые или мягкие? | С опорой на схему рассказывают о звуках (если это необходимо). |
Упражнять в подборе антонимов. | А если Золушка у нас добрая, то мачеха какая? (злая) Золушка трудолюбивая, а ее сестра? (ленивая) Золушка вежливая, а мачеха? (грубая) Золушка внимательная, а сестра? (рассеянная) | Дети подбирают антонимы |
Дифференциация звуков Р-Л | Ой, а это что за беспорядок, как вы думаете, кто разбросал эти туфли? Чем мы можем помочь Золушке? Верхняя полочка старшей сестры Лилианы, ее туфельки украшены картинками, в названиях которых есть звук Л. Нижняя полка младшей сестры Марианы, на ее туфельках картинки со звуком Р. Возьмите по одной туфельке и поставьте ее на свое место. Будьте внимательны. На какую полочку вы поставите свою туфельку? Почему? А теперь настала пора волшебных превращений. Повторите за мной волшебные слова: дра-дро-дру. Звучит музыка, учитель-логопед переворачивает картинку, тыква превращается в карету. | Расставляют туфельки на свои места Вступают в диалог, отвечают полными ответами |
Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья | Туфли на место расставили, давайте поможем нашей Золушке убрать в доме. Возьмем веники мы дружно Золушке помочь нам нужно. Мы подтянемся немножко, Вытрем пыль всю у окошка. Не забудем про чулан. А теперь давайте сдуем паутину со всех углов. Мы подуем высоко, Мы подуем низко. Мы подуем далеко, Мы подуем близко -Везде ли у нас чисто? Давайте глазками посмотрим влево, вправо, вверх и вниз. Думаю, пришло время для следующего волшебства. Кла-кло-клу Учитель-логопед переворачивает картинку мышки, превращаются в лошадей. | Выполняют упражнения |
Развитие мелкой моторики Автоматизация звука [ Р] в начале, середине слова Упражнять в согласование числительных с существительными в именительном падеже женского рода. | Сколько дел вы уже сделали, но нам еще надо помочь Золушке на кухне. Как думаете, чем мы тут займемся? Нам надо украсить пирог, перебрать горох с фасолью. Чем быстрее мы с вами сделаем работу, тем больше шансов у нашей Золушки попасть на бал. Кто чем будет заниматься? - Если начинка у пирога из вишен, то она какая? (из груш? слив?, малины? клубники? абрикос?) -Что вы перебираете? -А нам пора заняться стиркой. Посмотрите сколько вещей нам надо перестирать? Что нам надо постирать? (Рубашку, куртку, сарафан, брюки, свитер, шорты). -А если их надо постирать, значит они какие? (грязные). Что у нас грязное? (грязная куртка…) Я буду стирать рубашку, а что постирает Ника? В чем мы будем стирать? (в стиральной машинке). А чем будем стирать грязные вещи? (стиральным порошком) Что постирает Мадина в стиральной машинке? И снова пришло время волшебства: апр, опр,упр Переворачивается картинка, крыса превращается в кучера. Золушка очень любит цветы, но посмотрите, что сделала мачеха с ними? Что нам нужно сделать, чтобы цветы вновь расцвели и стали красивыми? Давайте аккуратно положим бутоны цветов в воду и произойдет волшебство. А что это за цветы? Давайте посчитаем их. Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек. Вы справились со всеми делами Золушки, и наступила пора самого главного превращения. Старое платье превращается в прекрасный бальный наряд. Можно теперь Золушке отправляться на бал? Чего еще не хватает Золушке для того чтобы попасть на бал? (туфлей). Совсем забыла фея оставила туфельки в сундучке, но открыть его сможем только после того как расшифруем скороговорку. Ой, а кто ее порвал? -Можно теперь Золушке отправляться на бал? | Высказывают свое мнение. Работают в группах, одни украшают пирог, другие перебирают фасоль с горохом. Дети вступают в диалог Побуждать детей правильно произносить звук Р в словах, словосочетаниях и предложениях) Высказывают свое мнение, проводят эксперимент Играют в игру «Один-пять» Работа с мнемотаблицами |
III. Заключительный этап (2 мин) | ||
Рефлексия. | На экране появляется Золушка: (видео с бала) Дорогие ребята! Спасибо вам за то, что помогли осуществить мою мечту - попасть на бал. Вы такие умные, добрые, отзывчивые и дружные! Всегда помните, что дружба помогает совершать настоящие чудеса! Желаю вам, чтобы вы никогда не забывали друзей и всегда приходили им на помощь в трудную минуту. -До свидания Золушка. Нам тоже пора возвращаться в детский сад. Возьмите зеркало и произнесите заклинание «В зеркало я посмотрюсь, в детском саду окажусь». -Как нам удалось помочь Золушке отправиться на бал? Какую работу вам понравилось делать больше всего? Почему? А что было бы, если бы мы не помогли Золушке? А вы знаете, кто написал сказку «Золушка»? У этого автора еще очень много интересных сказок. Я хочу вам подарить книгу с новыми сказками Ш.Перро, которую вы можете посмотреть и почитать в группе со своими друзьями. | Смотрят видео |