Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами Су-Джок массажа
для детей 4-5 лет
Цель: познакомить детей с лесным обитателем – ежом,
Задачи:
Оборудование, материалы: мультимедийный проектор с экраном, Су-Джок шары с эластичной пружинкой, панно «Лес», макет норы, мягкие поролоновые модули в форме круга для имитации пней, «сухой» бассейн, скамейка, резиновые ежи, массажные коврики, пальчиковые краски.
Предварительная работа: знакомство с движениями и словами пальчиковых гимнастик.
Ход:
Дети входят в группу, встают в полукруг за ширмой.
Воспитатель:
Лес со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Я предлагаю вам отправится в путешествие в лес, где полным полно чудес!
Чтобы нам попасть туда,
Закрываем мы глаза
И говорим волшебные слова.
Один, два, три в лес скорее попади (дети произносят слова)
Ребята, а что за норка там в дали?
Там кто- то прячется, смотри.
Хочешь знать, что там внутри?
На ощупь ты определи.
(дети отвечают на вопросы, определяя на ощупь предметы)
Воспитатель: Какой формы предмет ты нащупал? Какой размер у этого предмета? Какой на ощупь? Твердый он или мягкий? Как ты думаешь, кто там?
Да и в правду чудеса,
Тут секретная нора.
Мы загадку отгадаем,
Кто там спрятался узнаем.
Загадка
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернусь в клубок —
Нет ни головы, ни ног.
Но я маленький пока.
Кто же, угадайте я?
(дети отгадывают загадку)
Это ежата, посмотри.
В клубочек спрятались они.
(Дети берут по одному Су –джок шару в руки)
Воспитатель: Ежата услышали, что мы идем и спрятались в чужой норке. Я думаю родители очень расстроятся, если не найдут своих детенышей. А скажите мне, пожалуйста, как называют маму у ежат? А папу? Где же они живут?
(ответы детей)
Воспитатель: У нас есть помощник - «Волшебный экран»
К волшебному экрану подойдем,
Все узнаем и поймем.
У ежат мама ежиха а папа еж. Ежи живут в лесу. Селятся ежи под корнями деревьев, в заброшенных норах грызунов, в зарослях колючего кустарника или под корягами (слайд с изображением ежихи, ежа, леса)
Чтоб ежат нам не пугать,
С ними нужно поиграть.
Давайте пройдем и сядем на пенечки.
(пальчиковая гимнастика Железнова «Колючий еж»)
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам (по ножкам вниз/по спинке вверх) бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
(дети водят "ёжиком" по ладошкам, затем по ножкам, по спинке друг другу)
Воспитатель:
В лес ежата нас зовут,
Показать, как там живут.
В руки вы ежат берите,
По тропинке все идите.
(идут по массажным коврикам)
На полянку вышли мы,
Как красиво посмотри.
Ежата любят здесь шуршать.
И нас зовут они играть.
А играть они будут с нашими ногами. Присядьте на бревнышко и положите ежонка под свою ножку.
(играют с ежатами под гимнастику Л. Яртова «Перекати поле»)
Плавно переходим с пятки на носок,
Прыгаем как мячики на носочках скок да скок.
Снова ставим на носочки ноги, а потом,
Мы опять на пяточки плавно перейдем.
Плавно переходи с пятки на носок,
Прыгаем как мячики на носочках скок да скок.
Снова ставим на носочки ноги, а потом,
Мы опять на пяточки плавно перейдем.
(су-джок шары кладем под ножку и выполняем действия под музыку)
После такой веселой игры ежата проголодались. А что же едят ежики, как вы думаете?
(ответы детей)
Воспитатель:
К волшебному экрану подойдем,
Все узнаем и поймем.
Еж питается насекомыми, гусеницами, слизнями, червями, мышами или яйцами. Из растений может поедать ягоды и фрукты. Еж — это всеядное животное (слайд с изображением питания ежа)
Давайте найдем для ежат червячков? А где обитают червяки? (ответы детей)
Давайте положим ежат на листочки и пойдем искать червячков. Вот и земля, а в ней, наверное, червячки. Попытайтесь их найти (дети ищут «червяков» - массажные кольца - в сухом бассейне)
Воспитатель:
Вот и червячков нашли
Поиграем с ними мы!
(играют с пружинками под пальчиковую гимнастику Л. Яртова «Прятки»)
Пальчики свои, зажали в кулачек.
Пальцы спрятались в комочек и молчок.
Захотели в прятки пальцы поиграть,
Отправляемся, все пальчики искать.
Здравствуй первый пальчик, я сказал любя.
От меня не прячься, я нашел тебя.
Выходи второй брат, я тебя узнал.
Указатель-пальчик голову поднял.
Разогнулся рядом третий середняк,
Помогает братьям если что не так.
Притаился рядам безымянный брат,
Мой четвертый пальчик, как ему я рад.
Удалец мизинец отыскался сам.
Я теперь о братьях расскажу друзьям.
(повторяется на другой руке)
Молодцы! А теперь пойдем покормим ежат (дети кладут внутрь Су-Джок шара массажные кольца)
Воспитатель:
Вот покушали они,
Дальше по тропинке мы пошли.
Ребята, ежата почувствовали, что рядом враг, поэтому свернулись в клубок. А как они смогли учуять врага, как вы думаете? Кто для ежей враг? Как они спасаются от врагов? (ответы детей)
К волшебному экрану подойдем,
Все узнаем и поймем.
Ежи плохо видят, но они очень хорошо слышат и у них острое обоняние. Враги для ежей это лиса, волк, филин и другие хищные звери. Почуяв опасность, они сворачиваются в клубок или убегают, если есть возможность (слайд с животными и как ёж сворачивается)
От врагов чтоб им уйти,
Ты по травке их кати.
(дети садятся за столы) Воспитатель: На столах у вас лес. Сначала надо прокатить ежонка правой рукой, а потом левой. Главное -не задевать деревья.
(дети выполняют задание под Железнову «Ходит ежик без дорожек»)
Ходит ежик без дорожек по лесу, по лесу.
И колючками своими колется, колется.
А я ежику ежу ту тропинку покажу,
Где катают шишки, маленькие мышки.
(сначала одной рукой, потом другой)
Воспитатель: Молодцы! Вот и норка, мы дошли! А как вы думаете, для чего ежам нужна нора? А вы знаете, какие звуки издают ежи? (ответы детей)
К волшебному экрану подойдем,
Все узнаем и поймем.
Ежи ложатся в спячку на зиму, поздней осенью. Подыскивают глубокую нору. Утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку.Ежи издают звук, похожий на фырканье ФЫР-ФЫР.
Воспитатель: Мама с папой, наверное, заждались ежат. Но, чтобы они вышли, их надо позвать. Давайте все вместе позовём ежа с ежихой (дети произносят звуки). Вот и ежиха с ежом. Родители заждались своих ежат, так как им пора уже готовится к зимней спячке, в своей уютной норе (дети кладут ежей в норку). Да и нам уже пора возвращаться. Закрываем глаза и произносим слова.
Один, два, три в группе очутились мы (дети произносят слова)
Воспитатель:
Дайте мне на все ответ.
Да или конечно нет!
Весь в иголках это еж?(да)
На медведя он похож? (нет)
Ну, а враг его лиса?(да)
С волком дружит иногда?(нет)
Ну, а еж у нас всеядный?(да)
Любит лаять постоянно?(нет)
Издает он звук фыр-фыр?(да)
Может он как апельсин?(нет)
Он в норе всю зиму спит?(да)
Громко, громко он храпит?(нет)
А весной проснется еж?(да)
Он колючий ну и что ж!
Ну спасибо вам ребята,
Помогли найти ответ,
Что здесь верно, а что нет!
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Я хочу узнать, какие эмоции вы получили от путешествия. Только вы мне не расскажите, а изобразите на своих ладошках.
(дети изображают свои эмоции красками на ладошке)