Классификация игр по подготовке дошкольников к обучению грамоте
Выделение звука на фоне слова
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Где звук?» «Где спрятался звук?» «Узнай звук» «Выдели звук» | Развитие умений определять, где находится звук. Развитие умения устанавливать место звука в слове. Развитие умений находить слова с заданным звуком. Развитие умений выделять первый звук в слове. | Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова). У воспитателя – набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата и фишка. Карточки со словами для воспитателя. Карточка с загадками, на обратной стороне – отгадка. | Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук. Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки и фишки указывают место звука в слове. Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с заданным звуком (еще можно выделять звук из ряда звуков, ряда слогов). Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку. |
Дифференциация гласных и согласных
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Найди место» «Кто больше» «Найди предмет» «Найди картинке место» | Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. | Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка. У воспитателя предметные картинки. Домик с кармашками синего и красного цвета; предметные картинки. | Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с гласного или согласного звука начинается название картинки. Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающихся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов. У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют. У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий или красный). |
Постановка ударения.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Исправь ошибку» «Соберем урожай» | Развитие умения ставить в словах ударение. Развитие умения ставить в словах ударение. | Карточки со словами (для воспитателя). Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины. | Воспитатель произносит слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка. Детей разделить на две команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. Первая команда собирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай. |
Выделение ударного слога.
Название игры | Цель | Оборудование | Ход игры |
«Цветы» «Зоопарк» «Чудесный мешочек» «Купи игрушку» «Молчанка» «Ударный слог» | Развитие умения определять количество слогов в слове. Развитие умения определять количество слогов в слове. Развитие умения определять количество слогов в слове. Развитие умения определять количество слогов в слове. Развитие умения определять количество слогов в слове. Закрепление умений выделять ударный слог. | Предметные картинки (цветы). Три кармашка, на каждой нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов, карточки с изображением животных. Мешочек из ткани с различными предметами, в названии которых 1, 2, 3 слога. Игрушки. Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка). Карточки со словами для воспитателя. | На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов. Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Дети по одному берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут курточку в соответствующий кармашек. Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и дети называют количество слогов в слове. Воспитатель раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названии которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку. Четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку. Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов. Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: выделить и назвать ударный слог. |
Учитель-логопед Петрошевская М.А.