Зелева Ирина Николаевна,
воспитатель бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад № 302»
Формирование понятий «добро» и «зло» через ознакомление со сказками.
Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления личности ребёнка, когда формируются основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле, Родине. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание дошкольника рассматривается как одна из наиболее актуальных проблем в современной педагогике.
В современном мире в детской среде происходит постепенное размывание нравственных ценностей. На смену духовности, морали, нравственности приходят культ богатства и получения удовольствий любыми способами. В подростковом возрасте причиной многих бед является неумение отделить хорошее от плохого, определить нравственные ценности и ориентиры жизни. Именно поэтому еще в дошкольном детстве необходимо закладывать прочный фундамент моральных ценностей.
В воспитании нравственных качеств важную роль играет формирование у детей таких понятий как «добро» и «зло», именно, через призму этих понятий ребёнок учится оценивать свои и чужие поступки. В дошкольном возрасте у ребёнка ещё недостаточно сформирована система ценностей. И именно поэтому нам, взрослым, необходимо объяснить и привить ребёнку те жизненные позиции и выбрать тот нужный поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой для развития его нравственности, духовности, культуры поведения в обществе.
Сказка входит в жизнь ребёнка в раннем возрасте и сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства. Сказка для ребёнка - это особое средство постижения жизни, познания реальной действительности, осмысление некоторых жизненных явлений, моральных установок общества. Образность сказки, её условность хорошо усваивается ребёнком. Сказка вводит ребёнка в мир необыкновенных событий и превращений, происходящих с героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. Кроме того, не один ребёнок не любит наставлений, а сказка никогда не учит напрямую. Она как бы намекает на то, как лучше поступить в той или иной ситуации.
Старший дошкольный возраст - наиболее ответственный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоения морально-нравственных требований, приучения к их выполнению. В связи с этим огромное значение приобретает определение целей и задач духовно-нравственного воспитания посредством сказок.
Целью проводимой работы является систематизация и углубление моральных представлений детей о добре и зле посредством сказок.
В ходе работы решаются следующие задачи:
Для реализации поставленных задач мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными и авторскими сказками.
На начальном этапе мы проанализировали развивающую предметно- пространственную среду в группе и предложили родителям пополнить уголок художественной литературы новыми произведениями. Так же был обновлён и пополнен театральный уголок "В гостях у сказки", в котором были собраны необходимые атрибуты и реквизит, декорации, перчаточные и пальчиковые куклы, настольные театры по разным сказкам, театр на ложках и дисках.
Были подготовлены консультационные материалы на темы: «Нужны ли детям сказки?», «Воспитание сказкой», с которыми родители могли ознакомиться в родительском уголке.
Ежедневно, во второй половине дня, мы с детьми читали сказки, обсуждали прочитанное, анализировали поступки героев с точки зрения общепринятых моральных ценностей. Беседовали с детьми на такие темы как «Добро и зло - твой нравственный выбор», «Добрые и злые поступки», «Добро сильнее зла». В ходе бесед мы побуждали детей рассуждать о категориях добра и зла, развивали способность давать оценку не только чужим, но и своим поступкам, формировали представление о том, что добрые поступки всегда будут вознаграждены по достоинству.
Театрализованная деятельность являлась неотъемлемой частью работы со сказкой. Участие в инсценировке позволяло ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого-нибудь персонажа. Это помогало детям преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Через образы сказочных героев, мимику, жесты дети старались передать своё отношение к персонажу сказки, его поступкам.
Мы играли с детьми в словесно-дидактические игры «Расскажи сказку по иллюстрации», «Закончи сказку на новый лад», где побуждали детей не только к пересказу уже знакомой сказки, но и старались создать условия для творческого самовыражения. С помощью дидактических игр: «Добро и зло», «Два волшебника», «Цветик-семицветик», мы обобщали представление детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызывали желание совершать добрые поступки.
Активное участие дети принимали в творческой деятельности: рисовании, лепке, конструировании. Образы сказочных героев и своё отношение к ним дети старались передать с помощью различных художественных средств.
В рамках этой работы был проведён «День добрых дел», в ходе которого мы закрепили представления детей о доброте, как важном человеческом качестве, вспомнили пословицы и поговорки о доброте, поговорили о словах-ключиках, которые могут открыть путь к любому сердцу. Родителям же предложили сделать фото и видео на тему «Дети - помощники родителей», на основе которых была создана видеотека.
Таким образом, систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию дала положительные результаты:
- дети стали отзывчивее, добрее и внимательнее к окружающим людям и друг к другу;
- расширились представления детей о доброте, справедливости, сострадании и о зле, жадности и лживости;
- дети научились анализировать и давать оценку своим и чужим поступкам.
Подводя итог проделанной работы, можно с уверенностью сказать, что дети как "губка" впитывают все, чему их учат, поэтому очень важно, чтобы знания эти базировались на духовно-нравственных ценностях. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо начинать работу с раннего детства. Именно сегодня, в современном мире, необходимо возрождать в подрастающем поколении духовность, милосердие, гуманность. И этому способствуют сказки, обращающие детские сердца к добру, великодушию, чести и совести.
Список литературы: