ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Вопросы патриотического воспитания всегда были актуальными в нашей стране. И это абсолютно естественно, ведь патриотизм вообще объединяет в себе все те отношения, которые относятся к государству. Без этого страна была бы не страной, а просто территорией, населяемой жителями, никак не народом, а просто жителями.
Вопрос патриотического воспитания в России является довольно актуальным по тому, что наблюдаемые кризисные ситуации в некоторых регионах заставляют все больше задумываться о необходимости распространения объединяющих идей, аккумулирующих высшие ценности России.
Патриотизм является одной из самых главных общечеловеческих ценностей. В словаре русского языка «патриотизм» объясняется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни, при этом патриотизм занимает далеко не первые места, что очень неправильно, поскольку именно с детства нужно прививать человеку любовь к Родине, традициям страны, в которой он живет.
Патриотическое воспитание заключается в освоении наследия традиционной отечественной культуры, формировании отношения к стране и государству, поэтому начиная с младшего дошкольного возраста работу по патриотическому воспитанию ведётся через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.
В среднем дошкольном возрасте работа по патриотическому воспитанию проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка, а уже в старшем дошкольном возрасте - через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
Развитие и поддерживание интереса детей старшего дошкольного возраста к традициям, обычаям, праздникам русской культуры должно формироваться через организацию интегрированной познавательной деятельности (в соответствии с ФГОС ДО), в которую входят увлекательные беседы о доброте, милосердии, семье, родине, наследии прошлого, творческие задания, фольклорные игры, тематические занятия, утренники, посвященные любимым русским праздникам: Пасхе, Рождеству, Троице и др.
Учитывая содержание духовно-нравственных и патриотических норм в работе с детьми старшего дошкольного возраста, педагоги должны знакомить детей с русскими народными сказками, с фольклором (песенками, потешками, прибаутками), со старинными обрядами и ритуалами.
Говоря об отечественных традициях в процессе патриотического воспитания старших дошкольников, нельзя забывать и о таком направлении в работе, как приобщение к народному творчеству. Ознакомление детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств.
В годовой план ДОУ следует внести участие детей в фольклорных и православных праздниках, так как именно православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.
К примеру, перед праздником Святой Троицы можно проводить такие воспитательные мероприятия как беседы, концерты, видео-лекции, а на занятиях по ИЗО можно приобщить детей к плетению веночков из живых цветов и созданию букетов из березовых веточек с ленточками.
Формирование патриотических чувств проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Так, можно проводить мероприятия, посвященные Троице совместно с родителями – водить хороводы, устроить конкурс на лучший венок и пр. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
В заключении стоит отметить, что патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе дошкольных учреждений. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у педагогов есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Список использованной литературы