Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование регуляций рисовальных движений руки детей дошкольного возраста

Показать важность и значимость формирования регуляции рисовальных движений руки детей дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной курсовой работы заключается в формировании рисовальных регуляций руки детей дошкольного возраста. Важнейшим этапом развития личности ребёнка является именно дошкольный возраст. В данный период дети приобретают знания, умения и навыки, осваивают новое. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность.

Изобразительная деятельность является важнейшем фактором в формировании личности ребенка. Это она дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Взрослый должен воспитать умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) художественное развитие ребёнка предполагает:

-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

-формирования элементарных представлений о видах искусства;

-реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительно, конструктивно-модельной)

Изобразительные возможности дошкольников в передаче окружающего ограничены. Не все, что ребенок воспринимает, может служит темой для его рисунка. Ребенку младшего дошкольного возраста трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений. Дошкольный возраст - это важнейший период развития творческих способностей дошкольника. Если не уделять этому особое внимание, не заниматься с ребёнком у которого возникают трудности, у него может пропасть интерес к этой деятельности из-за неудач. Развитие творческих способностей детей играет существенную роль в успешном решении проблемы формирования творческой личности. Ведь только человек творческий способен изменить нашу сегодняшнюю жизнь к лучшему, только он может перестроить общество по законам добра и красоты.

Ограниченный опыт и возможности маленького ребёнка не позволяют ему самостоятельно постигнуть сложную сферу человеческой культуры. Для этого ему необходим взрослый, который сможет помочь ему активизируя учебно-воспитательный процесс так, чтобы ребёнок проник в мир изобразительного искусства и чтобы оно вызывало в нём чувство сопричастности, что способствует эстетическому развитию, формировании культуры чувств. В современных условиях педагогического процесса, уделяется недостаточное внимание развитию формирования рисовальных регуляций у детей, из-за загруженности воспитателя множественным видам документаций, без которых, в данное время, в детских садах не может осуществляться воспитательно-образовательный процесс. Поэтому, к сожалению, не во всех детских садах воспитатели уделяют должное внимание формированию рисовальных регуляций руки дошкольника. Ведь изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве.

Таким образом нами было установлено объективно существующее противоречие между необходимостью формирования регуляций рисовальных движений руки детей дошкольного возраста и недостаточно разработанным методическим материалом по теме исследования.

Отсюда вытекает проблема, которая заключается в необходимости разработки методического материала по формированию регуляций рисовальных движений руки детей дошкольного возраста, посредством изобразительной деятельности.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования регуляции рисовальных движений руки у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методы и формы организации изучения образовательной деятельности, способствующие формированию регуляций рисовальных движений руки у детей дошкольного возраста.

Цель курсовой работы: показать важность и значимость формирования регуляции рисовальных движений руки детей дошкольного возраста и разработать методические аспекты формирования регуляций рисовальных движений руки детей дошкольного возраста в изодеятельности.

Задачами исследования стали:

1.Изучить сущность понятия «рисовальных движений руки», особенности их развития на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы.

2.Охарактеризовать влияние изобразительной деятельности на формирование регуляции рисовальных движений руки у детей дошкольного возраста.

3.Выявить методы и приёмы обучения изодеятельности, способствующей формированию регуляции рисовальных движений руки детей дошкольного возраста.

4.Разработать методический материал по формированию регуляции рисовальных движений руки детей дошкольного возраста, посредством изобразительной деятельности.

Для решения поставленных задач потребовалось применение следующих методов исследования:

Методологическую базу исследования составляют: концепции и подходы к реализации и формированию регуляции рисовальных движений руки детей, к реализации творческих способностей, всесторонне исследуемые учёными при рассмотрении формирования рисовальных навыков как составной части образования дошкольников в частности теории рассматривающей единство и взаимосвязь обучения и воспитания. Макаренко, Ушинский, Выготский; современные теории воспитания И.П. Подласова, А.В. Сластёнина, Н.А. Морева; результаты педагогических исследований по формированию у детей дошкольного возраста рисовальных регуляций Е.А. Флерина, Е.М. Таршилова, Т.С. Комарова, А.В. Бакушинский, В.Б. Косминская.

Теоретической основой исследования является: фундаментальные, научные труды в области изобразительной деятельности Г.Г. Григорьевой, Л.С. Выготской, Е.М. Таршилова, Е.И. Васильевой, Н.Б. Халезовой, Т.Г Казаковой.Теоретическую базу составил анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому развитию, учебных программ, пособий, материалов ФГОС ДОО, синтез обобщения свойств исследуемых явлений.

Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать как методическое пособие при организации обучения детей дошкольного возраста правильному формированию регуляции рисовальных движений на занятиях рисования. Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение и список литературы.

В первой главе «Теоретические основы формирования регуляции рисовальных движений руки дошкольника» раскрыта тема теоретических основ по данному вопросу, такие как: сущность понятия «рисовальные движения руки», особенности их формирования; влияние изобразительной деятельности на формирование регуляций рисовальных движений руки дошкольников.

Вторая глава практической направленности «Методические аспекты формирования регуляции рисовальных движений руки дошкольника в изодеятельности». В ней раскрыта тема использования методов и приёмов обучения дошкольников изодеятельности, разработка методического материала по заданной теме, решение выявленной проблемы.

В заключение сделаны выводы по результатам исследования и даны рекомендации разработанные на основе проведённой работы.

В приложении представлены материалы, подтверждающие работу автора.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

РЕГУЛЯЦИИ РИСОВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ РУКИ ДОШКОЛЬНИКА.

1.1. Сущность понятия «рисовальные движения руки», особенности их формирования.

Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности их формирования и развития те же, что и любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническим навыкам и умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если педагог учтет физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования. С этой целью воспитателям необходимо познакомиться с психологией формирования навыков и умений. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Развитие движении руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами.

Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процесс разнообразной деятельности. Уже к трем годам движения руки ребенка достигают значительного развития. Но рука еще недостаточно подвижна. Не всегда движения целенаправленны, точны подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, тонко координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений ребенка.Часто приходится слышать утверждение, что ребенка не надо учить способам изображения, что он, испытав интерес к творческой деятельности, сам найдет нужные приемы, а обучение технической стороне засушивает созидательный процесс. Вероятно, кто-то из детей и может найти нужный способ, но, во-первых, далеко не всегда, тем более что многие только в дошкольных учреждениях начинают овладевать художественной деятельностью, а во-вторых, нельзя развить способности у всех, полагаясь лишь на возможности некоторых и не учитывая развитие остальных. Изобразительная деятельность может успешно осуществляться лишь тогда, когда дети постепенно овладевают способами рисования, лепки, аппликации. Мы заботимся о том, чтобы все малыши смогли овладеть этими способами и испытать радость творчества.

Приобретая знания, навыки, дети чувствуют себя комфортно и их радуют собственные умения. Освоение необходимых умений очень важно для ребенка, обучение должно вызывать интерес, не быть сухим и формальным. В овладении малышом способами изображения мы видим одно из наиболее важных условий развития детского творчества. Известно, что любой деятельностью, в которой закреплен общественно-исторический опыт, в том числе и деятельностью художественной, ребенок может овладеть, только усваивая от взрослых соответствующие способы работы. Далеко не каждый ребенок может самостоятельно выделить способы деятельности. Для успешного осуществления творчества в рисовании, лепке, аппликации необходимо овладение обобщенными приемами создания изображения, которые позволяют воплощать любое задуманное содержание. Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков, это сковывает его самостоятельность. Задумав что-то изобразить и не найдя нужных способов, ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, неуверенность в себе, дискомфорт.Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения, руки, связанные с процессом изображения. Рука ребенка должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя. Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его.

На эту особенность изобразительной деятельности указывали и художники и психологи — исследователи детского рисунка. Еще Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает». Определяя способность к рисованию, советские исследователи В. И. Киреенко, А. Г. Ковалев, Н. П. Сакулина подчеркивают необходимость развития глаза и руки, координированности их действия.

В рисунке ребенка-дошкольника, носящем плоскостной линейный характер, форма предметов передается линией контура. Она воспроизводится при помощи движения руки определенной направленности, зависящей от формы изображаемого предмета. Это движение сходно с действием, которое осуществляется при ознакомлении с формой (движение руки когда ребенок обводит предмет по контуру), и для каждой вышеназванной группы будет специфичным. Это и определяет те формообразующие движения, с помощью которых ребенок может передавать предмет в рисунке.

Рассмотрим вопрос, как обучать детей формообразующим движениям чтобы, осваивая их, ребенок овладевал обобщенными способами и мог свободно воспроизводить любые предметы и явления окружающей жизни.

В массовой практике обучения рисованию в детских садах и школах все еще используется такой путь, когда Воспитатель, предлагая детям изобразить тот или иной предмет или встречаясь с затруднениями при рисовании предмета, выбранного им самим, показывает соответствующие способы изображения: «Посмотрите, как надо рисовать яблоко», «Бараночку надо рисовать - так» — и на доске или на отдельном листе бумаги за столом, где сидит ребенок, демонстрирует нужный прием, каждый раз, когда перед детьми возникает задача нарисовать предмет, который они ранее не изображали (даже если раньше они изображали предметы такой же формы). Подобный путь, даже если он начинается с рассматривания, обследования предмета, не может быть признан рациональным и соответствующим современному уровню требований к организации процесса воспитания и обучения детей. Он ведет не к развитию ребенка, а к механическому повторению показанного педагогом способа деятельности. В результате ребенок на каждом занятии приобретает умение изображать один конкретный предмет: яблоко или шар, флажок или дом, мишку или зайчика. Такое обучение не имеет развивающею характера; оно приучает ребенка действовать только по подсказке, лишает самостоятельности, сковывает творческие возможности.

Для успешного развития личности ребенка, а именно такую задачу мы ставим, обучая детей графическим умениям и навыкам, необходимо, чтобы он овладел не просто способами деятельности, а обобщенными способами изображения. Итак: обобщенные способы изображения мы связываем с общностью формы предметов и их частей. Усвоение обобщенных способов возможно при условии овладения формообразующими движениями, когда ребенок одновременно с приемом изображения одного предмета будет понимать, что так можно изобразить любой предмет, сходный по форме.

Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же движение карандашом, ручкой, кисточкой при изображении разных предметов, ребенок постепенно приобретает соответствующий опыт и понимает его обобщенное значение. Начинать формирование этого способа (в рисунке, лепке, аппликации) нужно с момента организации восприятия предмета, включающего движение руки по форме предмета. При этом для ребенка очень важно, чтобы движение по контуру предмета совершалось последовательно, чередуясь двумя руками; обведение предмета не только одной рукой, которой рисует малыш, но и другой, закрепляет образ движения в коре головного мозга и способствует более быстрому усвоению изобразительного движения. Движение, которым Воспитатель (а затем дети) обрисовывают предмет по контуру в процессе ознакомления с ним, и движение, воспроизводящее контур изображаемого объекта в рисунке, схожи по своей направленности. Эти сходство и специфичность действий позволяют ставить вопрос о возможности формирования обобщенных способов рисования, необходимых для изображения предметов, которые относятся к определенной группе.

От степени развития моторики руки, овладения детьми обобщенными формообразующими движениями в младшей и средней группах детского сада зависит уровень изобразительного творчества на дальнейших возрастных этапах. Именно владение общими приемами обеспечивает ребенку самостоятельность и умение творчески решать любую изобразительную задачу. Поэтому уже со второй младшей группы занятие, на котором дети должны рисовать предмет, требующий нового формообразующего движения, следует начинать с обследования объекта изображения, включающего поочередные движения обеих рук и определения его формы.

Вот, например, как можно учить ребенка рисовать предметы круглой формы. На одном из первых занятий детям предлагается изобразить колечки. До этого никаких предметов круглой формы они на занятиях не рисовали (разумеется, опыт изображения предметом круглой формы у некоторых ребят уже есть). Воспитатель должен рассмотреть с детьми колечки, предложить определить их форму, если дети будут затрудняться обвести кольцо пальцем по контуру. Очень важно, чтобы каждый ребенок «прошелся» по контуру колечка (или любого другого предмета кругло формы, который ему предстоит рисовать). Тогда он не только видит движение, но и производит его рукой, воспринимает кинестезически. Однако на занятии организовать такую индивидуальную работу часто не представляется возможным, ведь детей много и процесс может затянуться. Поэтому проведите обследование раньше, в процессе игр, дайте каждому ребенку возможность обвести колечко. Делать это надо не формально - дидактично, а в виде игры («Найди, у кого колечко», «Надень колечко на пальчик» и др.).

Глядя на то, как осуществляют движение по контуру Воспитатель и другие дети, ребенок мысленно делает то же самое, при этом его восприятие активно. На занятии предложите всем детям показать круговое движение пальцем в воздухе (рукой с карандашом, кистью), а затем продемонстрируйте на доске способ изображения или пригласите к доске (мольберту) кого-то из малышей. Сопровождайте все действия словами, подчеркивающими связь способа изображения и с формой предмета, и с движением рук по его контуру при обследовании: «Кругленькое колечко, рисовать его надо так же, как обводили пальчиком». После основной работы рекомендуется вызвать к доске двух-трех ребят и попросить их показать, как они будут рисовать. Можно разрешить всем выйти к доске и порисовать на ней мелом. Детям это нравится, и они быстрее усваивают нужный способ изображения. Затем, сев за столы и взяв в руки карандаши (кисти) маленькие художники могут еще раз показать в воздухе, как они будут создавать круглые колечки, и начинают рисовать на листе бумаги (рисовать можно, даже стоя у столов или мольбертов).

При показе движения, которым предмет обводят по контуру в воздухе, а затем показе жестом способа изображения важно обращать внимание детей на необходимость зрительного контроля. Мы заметили, что часто ребята, рисуя круги в воздухе, не контролируют их взглядом. В результате формообразующее движение искажается. Такие действия не приносят пользы. Малый двигательный опыт не позволяет пока ребенок осуществлять кинестезический контроль, нужное движение еще «не вошло в руку». В таком случае оно осуществляется беспорядочно и е является формообразующим. Точному движению, как и зрительному контролю над ним, детей надо учить («Смотри, как рисует твоя рука и что получается»).

Конечно, воспитатель должен помнить, что осуществлять этот процесс надо не в сухой назидательной форме, а живо, эмоционально, учитывая особенности дошкольником, их желание учиться. В целом Воспитатель должен действовать, соблюдая все основные приемы работы с детьми: направлять действия малышей, поощрять тех, у кого получились круглые колечки, напоминать не очень ловким правильный способ действия. В случае необходимости следует показать формообразующее движение индивидуально, на отдельном листе бумаги. Если оказывается, что этого недостаточно, можно использовать для обучения некоторых детей (ведь уровень развития моторики у всех разный) метод «пассивных движений». Он заключается в том, что взрослый берет руку ребенка с карандашом или кистью в свою руку и производит нужное движение вместе с его рукой. При этом ребенок ощущает направление движения и следит за тем, что получается. Целесообразно сопровождать работу словами: «Вот так твоя рука рисует кругленькое колечко».Подобную работу следует проводить на любом первом занятии, посвященном освоению нового формообразующего движения. Принципиально важное значение для формирования обобщенных способов изображения имеет методика последующих занятий.

Второе занятие, на котором детям предлагают нарисовать предмет той же формы, надо вновь начинать с обследования предмета, определения его формы с включением движения рук по контуру. Но прежде чем говорить о способе изображения предмета, попросите ребят вспомнить, что круглый предмет они уже рисовали. Если у детей возникают затруднения, Воспитатель называет предметы сам, можно показать соответствующие рисунки. Затем необходимо повторить с детьми все пройденное на следующем занятии. Важно активизировать опыт детей, вызвать кого-то к доске для показа формообразующего движения. Действия ребенка следует сопровождать объяснением. Нужно, чтобы не только формообразующее движение осуществлялось верно, но и чтобы малыш правильно держал карандаш (кисть), умел пользоваться красками. Действия товарища дети воспринимают не как прямое обучение способу изображения (что бывает при показе взрослым), а как напоминание. Дети активно участвуют в этом процессе. Как правило, каждый готов выйти к доске и продемонстрировать свои умения. Как и на первом занятии, можно предоставить детям возможность всем вместе порисовать на доске. Такой подход развивает самостоятельность, инициативность малышей. Ребенок привыкает к необходимости активизировать свой опыт, а не ждать от педагога готовых приемов действий.

На всех последующих занятиях дети продолжают усваивать, что между формой предмета и способом ее передачи в рисунке есть прямая связь, что все предметы или их части одинаковой формы рисуют одним способом. При этом важно постоянно обращаться к имеющемуся у ребенка опыту. Данная методика также используется при обучении детей лепке и аппликации.

Использование в рисовании того или иного формообразующего движения для воспроизведения предмета, его пространственных свойств должно вытекать из анализа формы объекта. Детей надо постоянно учить самостоятельно определять формообразующее движение («Как можно нарисовать это?»), исходя из тех знаний и представлений, которые они получат в процессе обучения.и

Следует подчеркнуть, что работа по обучению детей обобщенным способам изображения необходима для того, чтобы подвести ребенка к свободному осознанному рисованию, приносящему радость. Усваивая обобщенный характер определенных действий, дети легко используют их при создании любых изображений. По-настоящему творческий характер рисование, лепка, аппликация приобретут лишь тогда, когда дети смогут легко и свободно – разумеется, на своем уровне – изобразить любом предмет, который им понравился, привлек их внимание. Полученные таким образом умения становятся для детей личностно значимой мотивацией деятельности, определяют положительное отношение к ней. Занятия по рисованию, лепке, аппликации доставляют малышам радость и способствуют дальнейшему формированию и развитию творческих способностей. Руки юного творца становятся умелыми, только когда в детском саду проводятся систематические интересно организованные предметные занятия.

На основании высказывания Микеланджело: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает» можно сказать, что формирование у детей ещё в юном возрасте регуляций рисовальных движений необходимо, ведь без имеющихся умений, ребёнку станет не интересно рисовать постоянно одно и тоже, и у ребёнка пропадет интерес к художественному развитию самого себя.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области