Тема: Стимулирование контактности – необходимое условие развития речи дошкольников
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие». Актуальность проблемы развития умения общаться у дошкольников определяется тем, что число контактов с миром взрослых и сверстников у современного ребёнка постоянно увеличивается, а эффективность и успешность таких взаимодействий зависит от уровня речевого развития детей. Умелое владение родным языком в различных ситуациях общения выступает средством свободной коммуникации. В то же время само общение является условием для развития речи ребёнка и освоения культуры речевого общения.
Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Коммуникативные способности крайне важны, поскольку все мы живем в рамках общества, и, так или иначе, взаимодействуем с ним и другими его представителями. Для того чтобы достичь успеха в работе и личной жизни, нам необходимо уметь правильно и корректно общаться, вести диалог, хорошо распознавать свои и чужие эмоции и так далее.
Уровень речевого развития многих современных дошкольников не соответствует возрастной норме. Педагогам, все чаще приходится сталкиваться с отставанием, задержками и нарушениями в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Главной причиной является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, лишение их содержательных (живых) способов общения. Многие взрослые недооценивают роль звучащего слова в развитии и воспитании детей раннего возраста. Общение взрослого с ребёнком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций. Неудовлетворенность потребностью в общении малыша с родителями, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, тяжелой адаптацией к детскому саду, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевой и познавательной активности. Ребёнку необходимо создать условия развития коммуникативно - речевых умений и способностей:
- организация комплексных занятий, основанных на игровых технологиях;
- моделирование коммуникативных ситуаций;
- использование дидактических игр;
- индивидуальная работа;
- познавательные беседы;
- совместная работа.
В центре внимания педагогов находится задача развития связной речи. Именно в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения). В связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребёнка. А также отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.
Основная форма деятельности ребёнка - игра. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Играя, ребёнок легче всего воспринимает определённую информацию и передаёт её другому.
Игра помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных способностей дошкольников:
- развивать связную речь детей в процессе создания сюжетного рассказа, сказки, используя различные приёмы.
- учить детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жесты, мимику, средства интонационной выразительности.
- развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение внимание.
- воспитывать коллективизм, сотрудничество.
Любые игры соревновательного характера учат ребенка работать в команде, сотрудничать с другими людьми при достижении общей цели. Развивается чувство коллективизма и ответственности не только за себя, но и за других, особенно младших. Кроме того, поскольку в таких играх подразумевается победа или поражение, это хорошая тренировка для контроля своих эмоций: победитель должен вести себя тактично, а проигравший достойно принимать поражение. Подмена игровой деятельности учебной, введение дополнительных занятий в дошкольных образовательных организациях приводит к тому, что дети мало общаются друг с другом, не могут полноценно овладеть коммуникативными средствами. Недостаток общения приводит к неумению учитывать поведение игрового партнера, стремление разрешить конфликтную ситуацию «силовым» способом.
В современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста - формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учётом их возрастных особенностей и возможностей. Чрезвычайно важно строить работу по развитию и коррекции коммуникативного поведения на том опыте, который ребёнок способен осознать и отразить в речи.
Таким образом, коммуникативная компетентность дошкольников во многом определяется развитием речи. Речь как один из ведущих феноменов психического развития детей влияет на регуляцию поведения и деятельности каждого ребенка в социуме. Дошкольники, имеющие осознанную и качественную речь, к старшему дошкольному возрасту владеют следующими коммуникативными навыками и умениями: навыки сотрудничества и взаимопонимания, умения слушать, слышать, воспринимать и понимать информационный материал, навыки ведения диалогической и монологической речи.