Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ Раздел 1. Теоретическая механика

Задания для самостоятельной работы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования и молодежной политики

Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ

(Раздел 1. Теоретическая механика)

Автор:

Сивилькаев Вадим Михайлович,

высшая категория

2021

Аннотация

Методическая разработка является методическими указаниями для выполнения обязательных практических работ студентами очной формы

обучения по дисциплине «Техническая механика» по специальностям Техникума и направлена на повышение качества образовательной подготовки студентов, а также, предназначена для передачи положительного опыта и профессионального совершенствования работы преподавателей.

Данные методические указания помогут преподавателям дисциплины

«Техническая механика» разобраться в методической продукции и выбрать для себя нужный алгоритм своей методической работы

Содержание

Лист

Введение……………………………………………………………………………………………………..4

1. Основные положения ........................................................................……6

2. Информационное обеспечение……………………………………………………………10

2. Практическая работа №1

«Определение усилий в стержнях плоской фермы» ............................12 Практическая работа №2

«Определение опорных реакций простых балок».................................25

4. Практическая работа №3

«Определение опорных реакций консольных балок…………………………..31

5. Практическая работа №4

«Определение координат центра тяжести плоского сечения

геометрической формы» ....................................................................... 37

6. Практическая работа №5

«Определение координат центра тяжести плоского сечения,

составленного из прокатных профилей» .............................................. 43

7. Практическая работа №6

«Определение коэффициента устойчивости тела, опирающегося

на плоскость» ........................................................................................... 50

Заключение………………………………………………………………………………………………….86

Введение

Учебная дисциплина «Техническая механика» относится к общепрофессиональному циклу и предназначена для реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО).

Целью учебной дисциплины является формирования базовых знаний для освоения специальных дисциплин по специальностям Техникума.

Одной из форм организации учебного процесса является практическое занятие. Эффективность использования отведенного времени определяется целесообразным подборам заданий, рациональной методикой их выполнения и, безусловно, хорошей теоретической подготовкой.

Сформулированные ниже цели составляют основу практических работ студентов:

Методические указания по выполнению обязательных аудиторных практических работ включают в себя:

- название работы

- цель

- состав задания

- порядок выполнения

- основные положения

- методику решения

- пример расчета

- многовариантные исходные данные

- основные источники

- контрольные вопросы

Номер варианта соответствует списочному номеру в учебном журнале.

Без выполненных и зачтенных практических работ итоговая оценка не выставляется.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Вид, функции и цели практической работы.

С модернизацией среднего профессионального образования (СПО) появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Для формирования ключевых компетенций студентов широкое применение находит такой вид аудиторной самостоятельной работы, как практическая работа, выполняемая под руководством преподавателя по заранее намеченному плану. В процессе решения поставленных задач, студент воспринимает и осмысливает изученный учебный материал, выполняет практическую работу и формулирует основные выводы.

Практическая работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

Цели практической работы:

Рабочая программа предусматривает выполнение студентами практических работ в объеме часов, что составляет 30% от общего количества аудиторных часов.

Эффективность использования этого времени определяется целесообразным подборам заданий, необходимых для формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Сформулированные ниже цели относятся к решению задач, составляющих основу практических работ студентов:

Перечисленные выше цели нельзя рассматривать изолированно друг от друга, но все-таки, как при выборе самих заданий, так и при выборе методики их решения необходимо исходить из превалирующего значения одной цели над другой

1.2.Методическое обоснование содержания и подбора заданий.

В связи с поставленными целями весьма большую роль играет подбор заданий для практических работ. Объем и содержание работ разработаны в соответствии с рекомендуемым перечнем, предусмотренных Программой.

Расчетные схемы, поперечные сечения их элементов, виды внешних нагрузок наиболее характерны для конструкций и сооружений, встречающихся в каждой специальности.

Задания, выносимые для практической работы, относятся ко второй группе сложности, в которых физическая сущность вопроса достаточно ясна и методика решения в известной степени стандартна.

Подбор заданий базируется на так называемом номенклатурном списке, в котором указаны все вопросы, подлежащие освещению и иллюстрации.

В соответствии с рабочей программой по технической механике студент должен выполнить работы по ключевым темам, что составляет 30% от учебной нагрузки по рабочему учебному плану, в том числе:

по теоретической механике:

Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил

Тема 1.4. Плоская система произвольно расположенных сил

Тема 1.5. Центр тяжести

Тема 1.6. Устойчивость равновесия

Трудности выполнения заданий не могут служить причиной для их исключения, поэтому, для развития мыслительной способности, творческого подхода к техническим вопросам и повышения рейтинга, студент может получить дополнительные консультации.

1.3. Порядок отчетности

выставляется

1.4. Порядок оформления

Порядок оформления практической работы должен быть максимально приближен к требованиям оформления задач.

Должна содержать:

1.5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные источники (ОИ)

Таблица 1

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство,

год издания

1

Техническая механика

Сафонова Г.Г., Артюховская Т.Ю., Ермаков Д.Е.

Москва. ИНФРА-М. 2019г.

4

Сопротивление материалов

Улитин Н.С.

Москва. Высшая школа. 1975г.

5

Конспект лекций.

Дополнительные источники (ДИ)

Таблица 2

1

Руководство к решению задач по теоретической механике

Аркуша А.И.

Москва. Высшая школа. 2018г.

2

Сопротивление материалов

Ицкович Г.М.

Москва. Высшая школа. 2001г.

3

Основы расчета элементов конструкций в примерах

Михайлов А.М.

Москва. Высшая школа. 1980г.

4

Сборник задач по технической механике

Сетков В.И.

Москва. Академия. 2019г

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема 1.2. Плоская система сходящихся сил

Определение усилий в стержнях плоской фермы

Цель: - закрепить знания условий равновесия плоской системы сходящихся сил и приобрести практические навыки в определении внутренних усилий стержневых систем

Состав задания:

- определить усилия в стержневой системе аналитическим методом

- определить усилия в стержнях 1 и 2 графическим методом

- сравнить результаты двух решений

- определить относительную погрешность двух решений

1. Порядок выполнения

в стержнях 1 и 2

1.8. Оформить выполненное задание в виде отчета (формат А4)

2. Основные положения

Система сил называется сходящейся, если их линии действия пересекаются в одной точке

Равновесие системы сходящихся сил обеспечивают геометрическое и аналитическое условия равновесия.

Геометрическое условие равновесия (одно):

- замыкаемость силового многоугольника есть единственное (необходимое и достаточное) геометрическое условие равновесия плоской системы сходящихся сил.

Аналитические условия равновесия (два):

- алгебраическая сумма проекций всех сил на ось Х равна нулю

- алгебраическая сумма проекций всех сил на ось Y равна нулю

При определении усилий в стержневых системах необходимо помнить:

знак «-»

3. Методика расчета

3.1. Аналитическое решение

Определение усилий в многостержневой системе производится последовательным вырезанием узлов системы и рассмотрением их равновесия.

При этом необходимо помнить, что исходя из количества уравнений равновесия (их два) можно рассматривать равновесие того узла, где сходятся не более двух неизвестных усилий. Это условие определяет порядок вырезания узлов.

1. Ввести обозначение стержней и узлов. Стержни обозначить цифрами

(1, 2, 3 и т. д.) , узлы - буквами (А, В, С и т. д.).

2. Выбрать точку (узел) равновесие которого рассматривается

3. Отбросить внешние связи узла и изобразить все действующие на

него активные силы и реакции связей

4. Выбрать рациональное расположение осей координат - одну ось

направить по какому- либо неизвестному усилию, другую ось - ей

перпендикулярно.

5. Составить уравнения равновесия, используя следующие условия:

6. Решить эти уравнения относительно неизвестных величин

7. Сделать вывод о работе стержня. При этом надо руководствоваться

тем, что если в результате вычисления усилие имеет положительное

значение, то стержень растянут, если отрицательное - стержень сжат

8. Указать знаки усилий на схеме стержневой системы

3.2. Графическое решение

- если направление усилия на расчетной схеме совпадает с направлением данного усилия на силовом многоугольнике, то стержень испытывает растяжение, если направления противоположны, то - сжатие

Относительная погрешность не должна превышать 5

8. Составить сравнительную таблицу усилий в стержнях системы

Сравнительная таблица результатов решений

№ п/п

Решение

1

Аналитическое

2

Графическое

3

Относительная погрешность,

4. Пример расчета

Задание.

- определить усилия в стержневой системе аналитическим

методом

- определить усилия в стержнях 1 и 2 графическим методом

- сравнить результаты двух решений

- определить относительную погрешность двух решений

в стержнях 1и 2

1. Аналитическое решение

Узел В.

- назначаем оси координат: ось Х направляем по усилию ось Y - перпендикулярно к ней

Угол получаем из геометрических размеров расчетной схемы

Знак (-) показывает, что стержень ВЕ испытывает сжатие

(растяжение)

Узел D

Направление известного усилия показываем истинным.

Направление неизвестных усилий предполагаем растягивающими и направленными от узла

(растяжение)

(сжатие)

Узел Е

известного усилия показываем истинным (к узлу). Направление неизвестных усилий предполагаем растягивающими и направленными от узла.

Решаем систему уравнений:

(растяжение)

(сжатие)

2. Графическое решение

Сравнительная таблица результатов решений

№ п/п

Решение

, кН

1

Аналитическое

-28,3

20

2

Графическое

-27,8

19,8

3

Относительная погрешность,

1,8

1

Исходные данные к практической работе №1

Таблица вариантов заданий

Схема

Вариант

1

45

73

53

2,0

2

52

46

58

2,5

3

38

53

71

3,0

4

54

71

37

2,0

5

64

54

48

2,5

6

35

45

65

3,0

7

47

66

56

2,0

8

39

72

48

2,5

9

53

58

60

3,0

10

63

54

43

2,0

11

46

55

62

2,5

12

55

82

40

3,0

13

38

56

46

2,0

14

42

50

66

2,5

15

40

58

70

3,0

16

51

55

74

2,0

17

50

66

35

2,5

18

66

51

40

3,0

19

56

64

46

2,0

20

44

70

50

2,5

21

57

62

38

3,0

22

64

50

44

2,0

23

58

49

40

2,5

24

48

63

55

3,0

25

37

80

65

2,0

26

60

37

57

2,5

27

65

70

55

3,0

28

85

50

30

2,0

29

96

60

48

2,5

30

70

35

50

3,0

Основные источники (ОИ):

1. Сафонова Г.Г., Артюховская Т.Ю., Ермаков Д.Е. Теоретическая механика.

Москва. ИНФРА-М. 2010г. §§ 1.2.8. Стр. 20 – 22

2. Сетков В.И. Техническая механика для строительных специальностей. Москва.

Академия. 2010 г. § 1.3.2. Стр. 53 – 57

3. Конспект лекций

Контрольные вопросы

Заключение

При изучении общепрофессиональных дисциплин практические занятия занимают преимущественное место. Практическое занятие – это активная форма организации учебного процесса, дополняющая теоретический курс или лекционную часть учебной дисциплины и предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя практических работ.

Сущность практической работы студентов, как специфической педагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, практическая работа есть особая система условий обучения, организуемых преподавателем.

Организация практического занятия включает в себя три этапа:

При выдаче заданий к практической работе, проводится инструктаж по выполнению заданий, который включает цель задания, его содержание, объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценок. В процессе инструктажа обращается внимание на возможные типичные ошибки, встречающиеся при выполнении задания.

Эффективность всей самостоятельной работы студентом во многом определяется уровнем самоконтроля. Основные объекты самоконтроля студентов в системе их труда:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области