Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


НОД "Осень"

Цель развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования. Задачи Образовательные уточнить и систематизировать знания детей о времени года «осень» закреплять умение составлять стихотворение по схеме синквейна знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования расширить словарный запас познакомить с техникой «отпечатывания сухих листьев» учить детей отражать в рисунке осенние впечатления продолжать учить детей подбирать необходимые цветовые решения осенняя палитра. Развивающие расширять знания детей об осени развивать эстетическое восприятие колорита в природе умение детей работать дружно, не мешая, а помогая друг другу развивать чувство формы, ритма, композиции развивать воображение, креативное мышление. Воспитывающие воспитывать любовь к природе эмоциональную отзывчивость на красоту осени интерес и положительное отношение к нетрадиционному рисованию стремление к достижению результата взаимопомощь по ходу работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность – рисование) с детьми подготовительной группы.

Тема: «Осень» (Нетрадиционная техника «отпечаток сухими листьями»).

Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие».

Вид деятельности: изобразительная (рисование).

Тип деятельности: интегрированная.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».

Цель: развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Образовательные: уточнить и систематизировать знания детей о времени года «осень»; закреплять умение составлять стихотворение по схеме синквейна; знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; расширить словарный запас; познакомить с техникой «отпечатывания сухих листьев»; учить детей отражать в рисунке осенние впечатления; продолжать учить детей подбирать необходимые цветовые решения (осенняя палитра).

Развивающие: расширять знания детей об осени; развивать эстетическое восприятие колорита в природе; умение детей работать дружно, не мешая, а помогая друг другу; развивать чувство формы, ритма, композиции; развивать воображение, креативное мышление.
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; эмоциональную отзывчивость на красоту осени; интерес и положительное отношение к нетрадиционному рисованию; стремление к достижению результата; взаимопомощь по ходу работы.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением «Осени», осеннего леса; карточки-символы по синквейну, сухие листья, краски, стаканчики с водой, салфетки, кисточки, тонированная бумага формата А4, музыкальное сопровождение П. И. Чайковский цикл «Времена года» «Осень», музыка к песни О. Осиповой «Наступила осень», посылка.

Предварительная работа: загадывание загадок и разучивание физкультминуток, чтение художественных произведений; рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, сбор осенних листьев для гербария и поделок.

Ход НОД

Воспитатель (воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком) 
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
(Звучит осенняя мелодия, воспитатель приглашает детей на стульчики).

Воспитатель: Ребята присаживайтесь на стульчики. Я хочу рассказать вам стихотворение Алексея Николаевича Плещеева:

Осень наступила,

Высохли цветы.

И шумят уныло

Голые кусты.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Вянет и желтеет

Травка на лугах.

Только зеленеет

Озимь на полях.

Воспитатель: О каком времени года идет речь в этом стихотворении.

Ответы детей: (Осень).

Воспитатель: Правильно ребята в этом стихотворении автор рассказывает об осени.

Ребята, назовите, пожалуйста, признаки осени.

Ответы детей: (На улице становится прохладно. Листопад. Часто идут дожди. Птицы улетают на юг. Люди собирают урожай овощей, фруктов, грибов).

Воспитатель: Осень - это самая красивая пора, когда на улице очень много разноцветных красок; желтыми, оранжевыми, красными. Ребята, а кто из вас знает, сколько месяцев длится осень

Ответы детей: (Три).

Воспитатель: Перечислите их, пожалуйста.

Ответы детей: (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Месяц сентябрь — начало осени, октябрь — называется золотой осенью. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: (На улице листопад).

Воспитатель: А ноябрь - поздней осенью.

Вдруг слышаться стук в дверь.

(Воспитатель открывает дверь, там стоит коробка, обклеенная листьями).

Воспитатель: Ребята, - это же посылка от Осени. Давайте посмотрим, что в ней. (Воспитатель заглядывает внутрь). Ребята, в этой посылке листочки и тонированные листы бумаги.

Игра «С какого дерева листок?»

(Я буду показывать вам лист, а вы называть с какого он дерева).

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

Воспитатель: Молодцы! А какую, очень трудную работу мы проделываем с вами каждую осень на своих участках, и в этом нам помогают грабли.

Ответы детей: Убираем участок от листьев.

Воспитатель: Правильно убираем листву с участка, а трудная она по тому, что ветер хулиган срывает с деревьев новые листочки и снова выстилает осенний ковер. У меня, есть загадка об этом.

Листья жёлтые кружатся,

Наземь ковриком ложатся.

Жёлтых листьев хоровод

Осенью случается.

Танец этот — каждый год.

Как он называется? (Листопад)

Воспитатель: Молодцы ребята отгадали загадку. А давайте споем песню на слова и музыку О. Осиповой «Наступила осень».

Песня «Наступила осень».

Воспитатель:Ребята, мы с вами умеем составлять нерифмованные стихи с помощью синквейна. Давайте вспомним вместе эту технику и расскажем про осень. Итак, синквейн - это нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Синквейн строится так:

1.Первая строка - тема синквейна, одно слово, отвечающее на вопрос кто? что?

2.Вторая строка - два слова-признака ,отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие?

3.Третья строка - три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? что сделает?

4.Составляем предложение с данным словом.

5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.

Давайте попробуем.

Дети вместе с воспитателем составляют синквейн на тему «Осень».

1.Осень.

2.Золотой, прекрасный.

3.Наступает, радует, дарит.

4.Осенние листья красиво опадают.

5.Время года.

Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

Воспитатель: Ребята, скоро закончится осень и наступит, какое время года? А как нам сохранить красоту осенней природы? Что мы можем сделать? (нарисовать осень).

Да, ребята, этими листьями можно рисовать! Представляете! Вы когда-нибудь видели картины, нарисованные листьями?
А хотите попробовать сами создать такую картину? (Да)
Вот, представьте, себе, как удивятся ваши родители, когда вы расскажите им, что картина нарисована не кисточками.
Давайте нарисуем картину листьями и удивим ваших мам и пап!
Пусть ваш осенний пейзаж будет такой же красочный и разноцветный.

(Дети садятся за столы).

Что такое пейзаж?  (пейзаж – это картины, на которых изображена природа.)

Кто рисует пейзажи? (художники-пейзажисты)

Ребята, посмотрите, сколько картинок, как же определить, на каких изображен пейзаж, вы поможете? (дети выбирают картинки с изображением пейзажа)

Скажите, ребята, какое время года изображено на картинках? (осень). Как вы догадались? (художник использует желтые, красные, коричневые, оранжевые, зеленые цвета). Каких красок больше? (желтых, оранжевых, коричневых). Давайте рассмотрим картинки. Что вы можете сказать о том, как художник расположил на своем рисунке те или иные элементы пейзажа? Скажите, почему здесь деревья большие, а здесь маленькие? (потому что эти деревья находятся близко к нам, а эти далеко) 

Воспитатель: А вот теперь настало время превратиться в настоящих художников, чтобы написать осенний пейзаж.
- Перед вами лежат тонированные листы бумаги. А на подносах лежат листья. С помощью листьев вы будете рисовать осенний пейзаж.

Возьмите один из них, рассмотрите.
- На что похож листок? (на маленькое дерево)
- В середине листа проходит большая прожилка, как вы думаете что это? (ствол).
- От ствола в разные стороны проходят маленькие прожилки, с чем их можно сравнить? (с ветками)
- А сам листок, что напоминает? (крону дерева)
- Теперь смотрите внимательно, я покажу вам, как нарисовать лес.

Мы будем делать печати листьями:
- нужно взять листок, положить его на клеенку, с помощью кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест;
- взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на тонированный лист, прижать его, стараясь не сдвигать с места;
- затем взять за черенок и осторожно снять его с листа, положить на поднос;
- А траву мы нарисуем, проводя прямые линии листьями, а так же и небо.
- А опавшую листву методом «тычка» смятыми листьями.
Прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнёмся. Возьмите в каждую руку по листочку и повторяйте за мной.
Физкультминутка «Осень»

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки.

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Самостоятельная деятельность под музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» «Осень», дети начинают рисовать.

Воспитатель: Давайте разомнём наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

(«Шагают» пальчики по столу).

Дети рисуют самостоятельно осенний лес сухими листочками.

Итог занятия:

(Воспитатель просит положить рисунки детей рядом)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось?
Вы очень постарались, у вас получился замечательный пейзаж!
Какой необыкновенный сказочный лес вырос у нас. Расскажите, какое дерево вы нарисовали? В нашем сказочном лесу растут разные деревья – молодые и нежные, сильные и могучие!

Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? Что вам больше всего понравилось? В какую игру играли? А какое стихотворение мы сочинили? И что с вами рисовали?

Мне очень понравилось, какими вы были сегодня внимательными, старательными и дружными. Спасибо за работу.

Рассмотрение иллюстраций картин «Осень»

Воспитатель: Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукции русских художников.

Глядя на эти картины и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее.

Физкультминутка «Что такое листопад»

Представьте, что ваши кисти рук – листья, раздвиньте пальчики и посмотрите, листья какого дерева напоминают вам ваши руки (клена). Сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими. (вос-ль проверяет напряжение пальцев).

Хорошо. А теперь листочки повисли: расслабьте руки.

Повторим упражнение еще раз. Теперь покажем, как качаются листики на ветру. Выполняйте вместе со мной. (руки согнуты в локтях, кисти слегка свисают и качаются из стороны в сторону)

Теперь листики дрожат на ветру. (быстрые движения пальцев) поднимите листочки к солнышку и медленно опустите вниз.

Игра «Узнай по описанию».

(Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы).

Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что) - (Солнце)

Тяжёлые, серые, тёмные, дождливые (что) -(Облака)

Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что) – (Дождь)

Холодный, пронизывающий, сильный, порывистый (что) -(Ветер)

Жёлтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные (что) -(Листья)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

Игра «Подбери признак».

(Дети подбирают признаки к слову «осень»).

Осень (какая) -(холодная, дождливая, золотая, щедрая, красочная)

Назвать приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). 
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).

Мини-викторина «Лесная».

 Для вас - викторина. Кто быстрее ответит на мои вопросы?

- Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

- У кого щеки вместо мешка? (У бурундука.)

- А бывают ли перелетные животные? (Да, летучие мыши.)

- С каких деревьев зелеными опадают осенью листья? (С ольхи, сирени.)

- Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка.)

- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Листья осины, рябины, черемухи.)

- Куда на зиму исчезают лягушки? (В тину, в мох.)

- У какого зверя в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

Густы поля

Мокнет земля.

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осень)

- Ребята, как вы думаете, о каком времени года мы сегодня с вами поговорим. (Об осени.)

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Правильно, ребята. Сентябрь обычно называют ранней осенью. Начало октября, первые десять дней этого месяца, называют золотой осенью. А время со второй половины октября до конца осени называют поздней осенью. У этих периодов осени много отличий. Например, ранней осенью часто бывает тепло, как летом, особенно днём в солнечные дни.

- Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.)

- Что происходит осенью с деревьями? (Опадают листья.)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья (листопад – 2 слова листья опадают).

(Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не достаточно, листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

(Трава пожухла, засохла, потому что стало холодн, и не хватает солнечного света.)

- Каким цветом становятся листья? (Оранжевые, желтые, красные.)

А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно 

- Что делают птицы осенью? (Улетают в тёплые края).

- Почему?

- Как называются эти птицы?

(Такие птицы называются перелетными.) 
А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

- Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком, и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму- медведь, еж; другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса, третьи – белка, еж делают запасы на зиму.)

- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

- Что происходит днем и ночью? (Дни становятся короче, а ночи – длиннее.)

- Правильно, ребята! Мне очень понравилось объяснение, которое вы дали. Золотой осенью тоже бывают ясные солнечные и теплые дни. Меньше становятся цветов. Травы меняют свою окраску, желтеют и начинают засыхать. Постепенно исчезают насекомые. Перелетные птицы улетают в теплые края. А когда лес потеряет листву и деревья станут голыми, наступит поздняя осень. Это период осени самый холодный.

- А как вы думаете, осень это весёлое или грустное время года? (Грустное.)

- А почему? (Потому что природа как бы замирает, прощается с яркими красками лета.)

Составление описательного рассказа по схеме «Осень»

- Осенью солнышко светит, но не греет;

- Осенью часто идут дожди, небо пасмурное;

- Люди собрали урожай;

- Листья на деревьях пожелтели и стали опадать;

- Люди стали теплее одеваться, так как похолодало;

- Звери запасают корм на зиму (белочки запасают грибы и шишки, медведь готовится к зимней спячке);

Дети по цепочке составляют рассказ. Затем рассказ пересказывают 3-4 ребёнка.

- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)

Штриховка «Листьев» (раздаю детям шаблоны листьев, дети обводят и заштриховывают листья)

А теперь ребята, бросьте листья на землю. Падающие листья укрыли всю землю и получился осенний ковер!

Итог:

- О каком времени года мы с вами говорили на занятии?

- Чем мы занимались с Вами сегодня?

- Что Вам больше всего запомнилось, понравилось на занятии?

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области