Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект «Создание оптимальных условий в ДОУ для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольника, посредствам музейной педагогикимини-музеи».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект: «Создание оптимальных условий в ДОУ для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольника, посредствам музейной педагогики(мини-музеи)».

Автор проекта: Ахметзянова Н.А., воспитатель,

высшая квалификационная категория

Сургут 2020 год

Паспорт проекта

Наименование учреждения и место реализации проекта

МБДОУ № 33 «Аленький цветочек»

Адрес учреждения

ХМАО- Югра, г. Сургут, ул. Геологическая 19/1

Тема проекта

«Создание оптимальных условий в ДОУ для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольника, посредствам музейной педагогики(мини-музеи)»

Автор проекта

Ахметзянова Надежда Александровна, воспитатель, высшая квалификационная категория

Тип проекта

Практико-ориентированный, информационно-познавательный

Продолжительность проекта

Долгосрочный; 09.01.2021-31.05.2021

По содержанию

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитания

По характеру контактов

Открытый, осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьёй

Участники проекта

Дети всех возрастных групп, воспитатели, специалисты, родители воспитанников, социальные партнёры

Цель

Создание условий в ДОУ для развития духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников, посредствам музейной педагогики (мини-музеи).

Задачи

Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры.

Формировать систему ценностей ребенка.

Приобщать к историческому, культурному наследию.

Воспитывать толерантность, гражданственность, патриотизм.

Развивать познавательные, творческие, эмоциональные и речевые процессы.

Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

Развивать сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект

Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о крае, стране, городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, приобщение к культурным ценностям, посещению выставок, музеев. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма и нравственности.

Социальная значимость

«Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика – это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей – есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей – сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люд».  Януш Корчак

Если духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет воспитатель и от него зависит воспитание духовно – нравственной личности ребёнка. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом». В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Практическая значимость

Практическая значимость заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

Новизна

Применение инновационной педагогической технологии «музейная технология» (создание мини-музеев) для формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты

Для детей

-сформировано на высоком уровне ( в зависимости от возраста ребёнка) духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

Для педагогического коллектива

-усовершенствованы методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

-создана целостная система работы с педагогами, родителями, социальными партнёрам (мини-музеи)

Для родителей

-привлечено внимания семьи к проблеме духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитания дошкольников.

Продукт проекта

Мини-музеи в группах младшего дошкольного возраста:

-«Чудеса шерсти», «Моя страна-моя Россия», «В гостях у сказки», «Деревянная игрушка», «Русская народная кукла», «Мои любимые питомцы»

Мини-музеи в группах среднего дошкольного возраста:

«Русская матрёшка», «Космос», «Поздравительные открытки», «Игрушки наших бабушек, родителей», «Животный мир нашего края», «Растительный мир нашего края», «Красная книга ЮГРЫ»

Мини-музеи в группах старшего дошкольного возраста:

«Русь самоварная», «Хантыйские куклы», «Война глазами детей»

«Чёрное золото Югры», «Русская изба», «Хантыйское жилища», Хлеб-всему голова».

Мини-музеи для учителей музыки и физической культуры:

«Русские музыканты и композиторы», «История развития спорта в нашей стране», «Спортивные игры и упражнения коренных народов Севера» и др.

Примечание: примерные название мини музеев в группах. Педагоги и специалисты исходя из целей и задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей, ориентируясь на познавательный интерес и возрастные особенности конкретной группы, самостоятельно могут выбирать приоритетное направление проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей в своей группе, результатом которой станет создание мини-музея.

Дальнейшее развитие проекта.

Взаимопосещение мини-музеев детьми дошкольного отделения МБОУ гимназии Ф.К. Салманова. Посещение мини-музеев детьми других детских образовательных учреждений (социальное партнёрства).

Создание на территории дошкольного отделения гимназии музея под открытым небом «Хантыйский чум» для формирования гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Также, к перспективам развития проекта можно отнести распространение опыта на другие образовательные учреждения, проведение на базе МБОУ гимназия им. Ф.К. Салманова мероприятий по обмену опытом.

Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

Прививая духовную оседлость,

Так как без корней в родной местности,

Стороне человек похож на иссушенное

Растение перекати-поле».

Академик Д. С. Лихачёв.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая человечество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, и поэтому, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня общество как никогда нуждается в духовно – нравственном развитии. Это подчеркивается и в новом «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования». Впервые за последние двадцать лет задачи формирования духовно – нравственных и социокультурных ценностей рассматриваются в качестве ключевых. Дошкольный возраст самый эмоциональный и восприимчивый период детства, самый благоприятный для формирования духовно-нравственных основ. Воспитание состоит не в одних наставлениях, которые дети часто пропускают и которые действуют только на ум, но более всего в личном влиянии воспитателя, в его живом примере, в его личных качествах, которые так или иначе обнаруживаются в процессе его жизни и деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования необходимо создание нормально функционирующей системы духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях, построенной на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающей потребностям развития личности ребенка. Так ФГОС ДО, а также Федеральный закон от 29.12.2015 годы N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» одной из главных задач в воспитании провозглашают «создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Проблема

Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о крае, стране, городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, приобщение к культурным ценностям, посещению выставок, музеев. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма и нравственности.

Обсуждение с родителями данной темы выявило, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что не только воспитатели, но в большей степени родители ответственны за воспитание детей. Что суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни, а осознание значимости родины, семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе.

Решением этой задачи может стать создание мини-музеев. Задача ДОУ и родителей зародить у дошкольника уважение к своей нации и к представителям других национальностей. Воспитать любовь к родному дому, семье, малой родине. Усвоение знаний о культуре и истории родной страны. Формирование сопричастности к народным традициям, в обогащении их представлений об истории и традициях страны, родины восприятия общечеловеческих ценностей. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» Н. И. Пирогов

При написании проекта я опирались на следующие нормативные документы:

- федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями) от 13.03.1995 г.

- федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19.05.1995г.

- федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества"» от 05.04.2013 г.

- национальная доктрина образования в Российской Федерации

- концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»  

- конституция Российской Федерации

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  СанПиН 2.4.1.3049-13.

Новизна: применение инновационной педагогической технологии «музейная технология» для формирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через создание мини-музеев в детском саду.

Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия для формирования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста , предметом деятельности является процесс создания мини-музеев в детском саду для формирования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальность создания проекта

Духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста имеет сегодня чрезвычайную значимость и актуальность. Негативные тенденции, которые в совокупности правомерно характеризуют кризис нравственности и без духовности проявляются в следующих проблемах:

-налицо общий рост социальной агрессии, которая проявляется в детско- родительских отношениях в форме культа силы и ограниченности общения;

- семья в большинстве случаев пассивно наблюдает, как развивается ребенок, передав свои обязанности образовательному учреждению;

-родители, лишенные патриотических чувств и ощущения ответственности перед семьей, обществом, государством, не прививают в семье базовых ценностей;

-дети и родители сжигают свои ресурсы в компьютерных играх и путешествиях в «виртуальную реальность»;

- у детей произошла утрата ценностных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, все чаще мы сталкиваемся с детской ожесточенностью, бездуховностью, черствостью детей, отсутствием интереса к традициям, культуре и истории Отечества;

- у детей дошкольного возраста идет искажение нравственного сознания, прослеживается эмоциональная, душевная, волевая незрелость;

- педагоги не могут найти и успешно внедрить инновационные формы и методы в работу с детьми и родителями при реализации программ по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.

Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Формирование духовно- нравственного и гражданско- патриотического воспитания детей через создание мини-музеев в детском саду».

Социальная значимость.

«Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но уже теперь, сегодня уже люд».  Януш Корчак

Если духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет воспитатель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом». В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Практическая значимость.

Практическая значимость заключается в возможности применения его в повседневной практике любого образовательного учреждения.

Цель: создание условий в ДОУ для развития духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольников, посредствам музейной педагогики (мини-музеи).

Задачи проекта:

Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры.

Формировать систему ценностей ребенка.

Приобщать к историческому, культурному наследию.

Воспитывать толерантность, гражданственность, патриотизм.

Развивать познавательные, творческие, эмоциональные и речевые процессы.

Обогатить предметно-развивающую среду ДОУ.

Развивать сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

-сформировано на высоком уровне ( в зависимости от возраста ребёнка) духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

Для педагогического коллектива:

-усовершенствованы методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

-создана целостная система работы с педагогами, родителями, социальными партнёрами

Для родителей:

-привлечено внимания семьи к проблеме духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитания дошкольников.

Продукт:

мини-музеи в группах младшего дошкольного возраста:

-«Чудеса шерсти»

-«Моя страна-моя Россия»

- «В гостях у сказки»

-«Деревянная игрушка»

-«Русская народная кукла»

-«Мои любимые питомцы»

Мини-музеи в группах среднего дошкольного возраста:

«русская матрёшка»

-«Космос»

-«Поздравительные открытки»

- «Игрушки наших бабушек, родителей»

-«Животный мир нашего края»

-«Растительный мир нашего края»

-«Красная книга ЮГРЫ»

Мини-музеи в группах старшего дошкольного возраста:

-«Русь самоварная»

-«Хантыйские куклы»

- «Война глазами детей»

«Чёрное золото Югры»

-«Русская изба»

-«Хантыйское жилища»

«Хлеб-всему голова».

Мини-музеи для учителей музыки и физической культуры:

«Русские музыканты и композиторы»

«История развития спорта в нашей стране»

«Спортивные игры и упражнения коренных народов Севера» и др.

Примечание: примерные название мини музеев в группах. Педагоги и специалисты исходя из целей и задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей, ориентируясь на познавательный интерес и возрастные особенности конкретной группы, самостоятельно могут выбирать приоритетное направление проектной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей в своей группе, результатом которой станет создание мини-музея.

Аннотация

Данный проект предполагает создание оптимальных условий в ДОУ для формирования духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания дошкольника, посредствам музейной педагогики (мини-музеи).

Духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка – это воспитание его отношений с миром, с другими людьми, с самим собой. посредством одухотворения и гармонизации этих отношений.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Понятие «гражданское воспитание» является относительно новым для дошкольного образования. Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решении государственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.

Музейная педагогика — научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему; а также область научно-практической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям. Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

Деятельность в рамках проекта ставит своей целью создать условия в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств у детей, посредствам музейной педагогики. Создать систему работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, путем изучение и внедрения музейной педагогики.

Воспитательно-образовательная работа с детьми предполагает формирование нравственно-патриотических качеств личности.

Ведущее место в системе нравственно-патриотического воспитания занимает работа с родителями.

Предполагается использование новых форм работы с семьями воспитанников (применение технологии «Музейная технология»), педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания и развития ребенка, совместные с родителями обучающие и развлекательные мероприятия, включение родителей, как участников в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Педагоги выступают как основное связующее звено между детьми и родителями. Предполагается постоянное совершенствование педагогического мастерства воспитателей ДОУ, вооружение их теоретическими знаниями в области нравственно-патриотического воспитания и развития детей дошкольного возраста, внедрение в практику работы с детьми и родителями вариативных форм образования и инновационных педагогических технологий (музейной педагогики).

Инновацией данного проекта является использование в работе учреждения таких методов и приемов(«Музейная технология» создание мини-музеев), которые позволят воспитателям, родителям и детям быть активными участниками образовательного процесса.

Для эффективности работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников определили следующие принципы:

- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в проекте означает:

— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

— признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.

Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе по вопросу нравственно-патриотического воспитания.

Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.

Для реализации использовались следующие методы:

- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью);

- методы формирования нравственного сознания (убеждение, разъяснение, внушение, беседа);

- методы стимуляции чувств и отношений (пример, поощрение)

При реализации проектов главным составляющим считаю создание мини-музеев, которые выполняют большую функцию: накапливают материал, дают возможность детям к исследованию и самостоятельному познанию. Мини-музеи направлены на активное освоение детьми культурного богатства своего своей Родины. Мини-музей является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности, он приобщает их к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, с ними можно играть и, при большом желании даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Дети с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них. Мини-музей постоянно пополняется. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми. Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В работе с детьми и родителями используются следующие технологии:

- музейная технология (создание мини-музеев для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста)

- информационно-коммуникативные технологии (повысить профессиональный уровень педагогов и компетентности родителей);

- личностно-ориентированные технологии (это позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя);

- игровая технология;

- педагогическая технология (подбор форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств);

- технология проектной деятельности (исследования, творчество, информация).

- проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагога и детей.

Теоретическая база проекта.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (работы М.Ю.Коваль, О.В.Дыбиной).

Это связано, прежде всего, с глубинными изменениями, которые постепенно привели «к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов обучения и воспитания подрастающего поколения» во всем образовательном пространстве России.

Целью работы дошкольного учреждения является создание единого образовательного пространства на основе федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим задача этнокультурного образования (система воспитания и обучения) подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость.

Музей как форма работы, способствует решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

«Музей» происходит от греческого и латинского слов – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам . «Музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры - первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества» .

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музеи рассматривают как социально-эстетический феномен культуры (Н.Г.Макарова, Т.А.Алешина); социокультурное пространство российской провинции (А.Л.Филатова); оценивают в качестве информационно-коммуникативной системы (С.В.Пшеничная).

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, они более свободно оперируют образами.

Знакомство с музеем позволяет развить у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Анализ педагогической литературы позволил отметить, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости.

Под нравственно-патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Современные исследователи (О.И.Ковалева, Л.В.Кокуева и др.) в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Педагог в этом процессе сам выступает, как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому.

Исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного села, города (а через него - Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова, Е.П. Арнаутова и др), осознанием ребенком самого себя, как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В. Крулехт) и т.д.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизма «от ума» не бывает, он бывает только «от сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Музейная технология была адаптирована к условиям нашего детского сада в соответствии с возрастными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста, с целью повышения эффективности работы по формированию их патриотических чувств.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 20 недель: с «09.01.2021» по «31.05.2021_»

№ п/п

Этапы

Цель

Сроки

1.

Поисковый

 Создать условия для вхождение в проблемную ситуацию: для детей, родителей, педагогов (мотивационный компонент)

-анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предполагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;

-выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

-формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Январь 2021год

2.

Аналитический

 Сбор информации:

 -подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

-выбор тема проекты духовно-нравственного либо гражданско-патриотического содержания, который будет реализовываться в группе (продукт этого проекты станет мини-музей)

-изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

-пополнение предметно-развивающей среды;

-подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

-привлечение родителей к проектной деятельности через информационный уголок.

-привлечь родителей к сбору экспонатов в мини музей, иллюстраций, открыток, фотографий из семейного архива.

-индивидуальные беседы «Давайте работать по проекту».

-подборка консультаций по теме проекта.

Февраль2021 год

3.

Практический этап

совместная ( педагоги, дети, родители)

реализация идеи первого и второго этапа, то есть: создание мини- музея ( оформление, изготовление

оборудования, сбор экспонатов, их группировка, оформление коллекций, уголков самостоятельной

деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и т.д.). А так же работа педагога с

детьми и родителями ( реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных

образовательных программ и т.п.)

Март-апрель2021 год

3.

Обобщающе - результативный этап

Анализ достижения целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Проводится торжественное «официальное» открытие

музея с приглашением родителей, детей других групп, сотрудников музеев, других гостей

Разрабатываются экскурсии ( взрослыми для детей, детьми для детей, детьми для взрослых),

организуются праздники, спектакли, дни музеев, дни открытых дверей, выставки детских рисунков и

поделок. Среди педагогов организуются конкурсы на лучший музей.

Май 2021 год

4.

Презентация проекта

Диссеминация опыта по формированию духовно-нравственного и патриотического воспитания дошкольников посредтсвам создание в группах детского сада мини-музеев.

Май 2021 год

Условия реализации проекта.

 Техническое обеспечение:

В МБОУ гимназия Ф.К.Салманова дошкольное отделение созданы достаточные материально-технические условия для реализации задач, поставленных данным проектом. Имеются современные технические средства обучения: аудио-видеотехника, интерактивные доски, проекторы, экраны, средства наглядности. В достаточном количестве художественная литература и педагогическая литература.

Методическое обеспечение:

Использование комплекса методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы.

Информационное обеспечение:

Функционирование сайта МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова - освещение реализации проекта, мероприятий.

Риски и пути преодоления рисков.

риски

Пути преодоления рисков

Отсутствие качественной курсовой переподготовки по гражданско-патриотическому воспитанию.

Повышение квалификации на дистанционных курсах, мастер-классы, участие семинарах, конкурсах по данной проблеме

Подготовка материалов и создание мини-музеев в группах потребует дополнительного времени и усилий

Четкое планирование работы, использование различных информационных источников

Поверхностная заинтересованность родителей и педагогов в работе над проектом, отсутствие опыта работы по созданию мини-музеев по формированию духовно-нравственного и патриотического воспитания детей

Проведение лектория, мастер –классов для родителей и педагогов, диссеминация опыта по данной теме между педагогами и родителями

Недостаток финансового обеспечения

Участие в конкурсных проектах

Дальнейшее развитие проекта.

Взаимопосещение мини-музеев детьми дошкольного отделения МБОУ гимназии Ф.К.Салманова. Посещение мини-музеев детьми других детских образовательных учреждений (социальное партнёрства).

Создание на территории дошкольного отделения гимназии музея под открытым небом «Хантыйский чум» для формирования гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Также, к перспективам развития проекта можно отнести распространение опыта на другие образовательные учреждения, проведение на базе МБОУ гимназия им. Ф.К. Салманова мероприятий по обмену опытом.

Мониторинг уровня духовно-нравственного воспитания.

 В процессе мониторинга по выявлению уровня духовно-нравственного воспитания детей используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности

Предлагаю использовать следующий диагностический комплект:

для изучения осознания детьми         нравственных норм:

- Методика «Закончи историю» автор Р.Р.Калинина (приложение №1)

для определения самооценки        понимания эмоционально-оценочных суждений степени самопринятия и следования социальным нормам и правилам.

- Тест «Лесенка» В.Г.Щур (приложение №2)

- Методика «Какой Я?» (приложение№3)

 -Рисунок «Плохой и хороший ребенок» (приложение №4)

для изучения         эмоционального отношения к нравственным нормам        

- Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В.Выбойщик (приложение №5)

 Для оценки уровень развития нравственной направленности         личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии и поведении со         сверстниками.

-Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина (приложение №6)

-Методика «Круг» (приложение №7)

Мониторинг уровней нравственно-патриотического воспитания.

Эффективность реализации проектов определяется результатами, полученными в ходе проведения педагогической диагностики,(путем наблюдения и бесед) сравнении результатов выполнения диагностических заданий до и после использования реализации содержания проекта.

Предлагаю использовать мониторинг уровней развития нравственных и патриотических качеств у дошкольников Ястребцова А. О. (приложение №8).

Заключение.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине. 

Мини-музей в группе позволит сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты будут используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея могут проводиться кратковременные выставки, которые можно назвать «экспресс-выставками».

Мини-музеи станут неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада по формированию духовно-нравственного и патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Будут способствовать воспитанию отношения детей к истории Родины для формирования их морального облика, представлений о моральных ценностях, способствует осознанию и развитию таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение.

Кроме этого, работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 

Смета использования грантовой поддержки.

Индивидуальный Предприниматель

Шишминцев Александр Сергеевич

(3462) 22-11-4422-14-00

ИНН 860202186566

р/с 40802810040080000403

НЕФТЕЮГАНСКИЙ ФИЛИАЛ

БАНКА «ВБРР» АО

г. НЕФТЕЮГАНСК

к/с 30101810400000000611

БИК 047173611

628415, ХМАО-Югра, г. Сургут, просп. Пролетарский, д.1, кв.71

От 26.10.2020г

п/п

Наименование

Ед.изм

Кол-во

Цена за ед.,

Стоимость,

руб, без НДС

руб без НДС

Стенд 1000х1200мм,

1

полноцветная интерьерная

Шт

15

3 400,00

51 000,00

печать, полочки ПВХ 3 шт

Планшет-вывеска,

2

полноцветная интерьерная

шт

15

1 000,00

15 000,00

печать, ПВХ 3мм,

1000х500мм

Итого

66 000,00

Исх № 560

Примечание: В МБОУ гимназия Ф.К.

Салманова дошкольное отделение функционирует 15 групп поэтому количество комплектов 15. Количество комплектов может быть уменьшена, в случаи участия в проекте меньшего количества групп (исключить группы младшего дошкольного возраста, дети данной возрастной группы могут быть посетителями мини-музеев других групп).

Список литературы.

Приложение №1

Методика «Закончи историю» автор Р.Р. Калинина.

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

Примеры ситуаций:

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Приложение №2

Методика «Лесенка» В. Г. Щур

Цель методики- исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Процедура проведения:

Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Стимульный материал

Инструкция

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».

Процедура проведения

Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.

Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

 Интерпретация результатов

Неадекватно завышенная самооценка

Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».

Завышенная самооценка

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».

Адекватная самооценка  

Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

Заниженная самооценка  

Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Приложение №3

Методика «Какой Я?» (дошкольный возраст)

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл. 3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла.

Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Таблица 3  Протокол к методике - «Какой Я?»

№ п/п

Оцениваемые качества личности

Оценки по вербальной шкале

да

нет

иногда

не знаю

Хороший

Добрый

Умный

Аккуратный

Послушный

Внимательный

Вежливый

Умелый (способный)

Трудолюбивый

Честный

Приложение №4

Рисунок «Плохой и хороший ребёнок»

Материал: лист бумаги, разделённый на три части, и четыре карандаша: красный, синий, чёрный, коричневый.

Инструкция: «Лист разделён на три части. Нарисуй в первой части плохого ребёнка чёрным и коричневым карандашами. Во второй части — хорошего ребёнка красным и синим карандашами, а в третьей части — себя любыми карандашами, которыми захочешь».

Анализ рисунка:

Более полное представление можно получить сопоставив все данные вместе: величину каждого рисунка, степень детализации фигуры, наличие социальных признаков: глаз, ушей, рта, тщательность исполнения, наличие жирных линий, обводок, исправлений. И еще то, какой пол у эталонных фигур хорошего и плохого ребёнка, соответствует ли он полу ребёнка. В нашей культуре и девочки и мальчики плохим рисуют обычно мальчика. А это уже материал для коррекционной работы на занятиях.

Приложение №5

МЕТОДИКА «СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ»

Шкалы: эмоциональное отношение к нравственным нормам

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.
Описание теста
Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.
Инструкция к тесту
Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

ТЕСТ

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Обработка предложена Р.Р.Калининой.

• 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
• 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
• 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
• 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

Приложение №6

Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина

Методика предназначена для оценки уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками.

Проведение исследования

Для проведения методики необходимы геометрическая мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур.

В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. В пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это будут дети малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой. Взрослый говорит им: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте, мы по этой картинке сложим узор.

«Попробуйте!».

 Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того, как взрослый видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составите вот этот рисунок».

Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся между детьми поровну.

Для проведения исследования обычно достаточно двух-трех картинок (не считая тренировочной картинки-образца).

Во время выполнения задания детьми задача взрослого лишь фиксировать в протоколе поведение детей.

Обработка данных

При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяют в 4 комплексных параметра (симптомокомплекса):

1. Отрицательная нравственная направленность личности:

2. Положительная нравственная направленность личности:

3.Общительность, контактность ребенка:

4. Заинтересованность в предложенной деятельности:

Баллы суммируются по каждому симптомокомплексу.

Приложение №7

Методика «Круг»

Приложение №8

Мониторинг уровней развития нравственных и патриотических качеств у дошкольников Ястребцова А. О.

Задачи

Предполагаемые результаты

Критерии оценки результатов

Младший возраст

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье.

Имеет представления о своей семье, проявляет доброжелательное отношение к своим близким

называет свою фамилию, имя, пол, возраст;

называет имена своих родителей;

называет других членов своей семьи;

рассказывает о семейных, событиях жизни;

проявляет любовь к родителям, внимателен к ним

Формировать первичные представления о родном городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем;

Имеет представления о родном городе

знает название города, в котором живет;

проявляет интерес к городским объектам (достопримечательности), транспорту.

называет вида транспорта, которые есть в нашем городе.

называет правила поведения на улице, в транспорте;

различает и называет профессии людей, встречающиеся в нашем городе.

Формировать первичные представления о природе нашего

края.

Имеет представления о животном мире нашего края

называет представителей животного мира нашего края;

называет отличительные хорошо знакомые признаки объектов животного мира (птицы - снегирь, синица; животные - волк, лиса; рыбы – щука, окунь и т. д)

Имеет представления о растительном мире нашего края

называет представителя растительного мира нашего края (деревья, кустарники, ягоды);

называет отличительные хорошо знакомые признаки объектов природы (деревья - береза, рябина, осина)

Имеет представление о признаках живой и неживой природы

называет отличительные признаки живого у растений, животных, человека (двигаются, питаются, дышат, растут)

Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы)

называет сезонные изменениях в природе (животные, растения);

называет явления природы, встречающиеся (туман, снегопад и др.)

Старший возраст

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье.

Имеет представления о своей семье, проявляет доброжелательное отношение к своим близким

знает и называет имя, отчество мамы, папы;

называет других членов семьи;

знает и называет профессии родителей;

Формировать первичные представления о родном городе, его достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем

Имеет представления о родном городе, его достопримечательностях.

знает и называет свой город, домашний адрес;

знает и различает символику города (флаг, герб);

знает и называет 3-4 улицы города;

знает и называет 2-3 основные профессии людей, работающих в нашем городе;

называет достопримечательности города, места отдыха, общественные учреждений города;

знает и называет правила поведения в общественных местах города.

Формировать представления о нашем крае, дать представления о полезных ископаемых нашего края

Имеет представления о полезных ископаемых нашего края

знает и называет название нашего края;

различает символику нашего края (флаг, герб);

знает и называет основные

Имеет представления о животном мире нашего края

знает и называет животных птиц,

называет отличительные признаки объектов животного мира

Имеет представления о растительном мире нашего края

знает и называет деревья (различает 4-5 деревьев по листьям, коре, расположению хвойных: берёза пушистая, осина, ель обыкновенная, сосна обыкновенная, кедр);

знает и называет 2-3 кустарника: рябина сибирская, ива корзиночная, черёмуха обыкновенная;

Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы

называет особенности сезонных изменений в природе

Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края

знает и называет полезные ископаемые, добываемые в нашем крае, называет, для чего используются полезные ископаемые, добываемые в нашем крае

Подготовительная к школе группа

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье.

Имеет представления о своей семье, родословной семьи

знает и называет имя, отчество мамы, папы;

называет других членов семьи, степень родства (дядя, тетя и т.д.);

знает и называет профессии родителей;

рассказывает о родословной своей семьи;

знает и рассказывает о семейных традициях, любимых занятиях членов семьи;

проявляет добрые чувства по отношению к родителям, близким родственникам

Формировать первичные представления о родном городе, его достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем

Имеет представления родном городе, некоторых фактах истории, достопримечательностях, традициях

знает и называет свой город, домашний адрес;

показывает на карте свой город;

рассказывает некоторые факты об истории города;

знает и различает символику города (флаг, герб);

знает и называет 4-5 улиц города;

знает и называет 5-6 основных профессий людей, работающих в нашем городе;

называет достопримечательности города, места отдыха;

называет и понимает назначение общественных учреждений города;

знает и называет правила поведения в общественных местах города;

знает и называет городские традиции

Формировать представления о коренных жителях (шорцах) нашего края, значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Сибири; дать представления о полезных ископаемых нашего края.

Имеет представления о нашем крае, его столицу и символику, о коренных жителях нашего края

знает и называет название нашего края, может показать его на карте;

различает символику нашего края, объясняет значение их символов (флаг, герб);

называет коренные народы,(шорцы)

Имеет представления о животном мире нашего края

знает и называет таёжных животных нашего края (бурый медведь, бобёр, олень, белка, ондатра и т.д.); птиц (дятел, сова - хищные птица), кедровка, утка, кукушка и др.

Имеет представления о растительном мире нашего края

знает и называет деревья (различает 4-5 деревьев по листьям, коре, расположению хвойных: берёза, осина, ель, кедр, пихта, лиственница);

знает называет 3 -4 кустарника: можжевельник, рябина сибирская, ива корзиночная, черёмуха обыкновенная;

знает называет ягоды растущие в тайге и на болоте: черника, брусника, клюква, голубика, морошка и др.;

знает называет грибы, произрастающие в нашем крае

Имеет представление о признаках живой и неживой природы

устанавливает сходство и различия между растениями, животными и человеком (двигаются, питаются, дышат, растут, размножаются, чуствуют) и отличия (думает, говорит и т.д.)

Имеет представления о сезонных изменениях в природе

называет особенности сезонных изменений в природе

устанавливает взаимосвязь между сменой условий в неживой природе нашего края с изменениями в жизни растений, животных, птиц, насекомых;

называет правила поведения в природе, направленных на сохранение растений и животных;

знает о природоохранной деятельности человека;

называет по 2-3

Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края

знает и называет полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (уголь, золото)

называет, для чего используются полезные ископаемые, добываемые в нашем крае ,знает и называет профессии людей, принимающих участие в добыче угля

Высокий уровень.Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4–5 улицы, площадь. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ и города, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Может объяснить символику герба РФ и города. Проявляет интерес.

Средний уровень.Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значения флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребѐнок передает настроение, впечатление. Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень.Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Ребенок неправильно определяет символы. Затрудняется рассказать о цветах флагов, символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограничен эмоционально-эстетическая отзывчивость; умение выразить свое отношение к объектам

Приложение №9

Консультация для педагогов

Организация мини-музея в детском саду

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

- родительские собрания;

- консультации

- индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Особенности месторасположения мини-музеев

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.

Помещения

Положительные стороны расположения мини-музея

Отрицательные стороны расположения мини-музея

Групповое помещение

Возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы к воспитателю, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы.

Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея.

Родители не имеют полного представления о работе детского сада.

Раздевальная комната

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет такие же преимущества, что и в групповой комнате.

Общение детей с родителями по темам музея

Постоянный доступ к музею получают дети только одной группы

Помещения для дополнительных занятий

Идеально подходят для размещения некоторых видов мини-музеев. Например, в изостудии уместен мини-музей какого-нибудь вида декоративно-прикладного искусства: дымки, гжели и т.д.

Музей сливается с общим фоном данного помещения.

Требуется проявить большие дизайнерские способности, что музей привлекал к себе внимание детей.

Холлы

Возможность посещать мини-музей в любое удобное время.

Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми.

Мини-музей дает стимул для общения.

Открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

Оформление мини-музеев

Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.

Экскурсионная работа в мини-музее

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области