Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


мастер-класс " Путь в неведанное"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБОУ Ивановская СОШ.

Мастер-класс

«Путь в неизведанное»

Составитель: Думан Наталья Юрьевна

учитель начальных классов

Цель мастер-класса: привлечь внимание детей и педагогов к такому виду деятельности как экспериментированию:

- научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов:

-учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения:

- дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность.

Задачи:

• вовлечь педагогов и детей в совместное проведение опытов

• развивать у педагогов и детей умение видеть проблему, решать её и делать выводы;

• воспитывать у педагогов и детей интерес к экспериментально-исследовательской деятельности.

• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Раздаточный материал: к каждому опыту

Ход мастера - класса:

I. Приветствие. Введение в тему. (Слайд 2)

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, дети. Мы рады вас видеть на своём мастер-классе.

Сегодня мы предлагаем поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни.

Скажите, кто из нас ждёт чуда и волшебства? Ответы детей

Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые.

Почему?

- Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?».

-Сейчас мы с вами будем работать в лаборатории, для проведения опытов.

- Кто мне скажет, что такое лаборатория? Где можно узнать, что это слово обозначает? Ответы детей ( в толковом словаре)

-Откройте словарь и прочитайте, как даётся объяснение этому слову.

(оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д)

- А кто в лаборатории работает? ( Лаборанты)

Наша лаборатория готова Вас принять. Предлагаю Вам побыть сегодня лаборантами. Подумайте, как нужно вести себя в лаборатории?

Ответы детей

Уважаемые лаборанты! (слайд 3)

В лаборатории всегда тихо и чисто.

Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории:

<Object: word/embeddings/______Microsoft_PowerPoint1.sldx>

II.  Совместное проведение экспериментирования.

-Правила повторили, можно начинать наши эксперименты.

Опыт 1. «Плавающая скрепка» (слайд 4-5)

Иногда фокусники делают что-нибудь на первый взгляд совершенно невозможное. Но сможет ли фокусник заставить плавать металлический предмет?

И ты сможешь, если проделаешь этот эксперимент.

1 опыт, который называется « Плавающая скрепка» А что такое скрепка?

Скре́пка — канцелярский предмет для скрепления листов бумаги.

Реквизит

Подготовка

Ответы детей.

Результат

Скрепка будет плавать. Почему?

Объяснение детей

Вывод

Скрепка может плавать по поверхности воды благодаря особому свойству воды – поверхностному натяжению, которого достаточно, чтобы выдержать вес скрепки.

Опыт 2. «Вулкан» (слайд 6-7)

Вулканы — это геологические образования на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни.

Вам понадобится:

- 1 лимона (на 1 вулкан)

- пищевая сода

- пищевые красители или акварельные краски

- средство для мытья посуды

- чашка

- деревянная палочка или ложечка (при желании)

- поднос.

1. Срежьте нижнюю часть лимона, чтобы его можно было поставить на ровную поверхность.

2. С обратной стороны вырежьте кусок лимона,чтобы получилось углубление.

3. Поставьте лимон (с вырезанной частью) на поднос и ложечкой "помните" лимон внутри, чтобы выдавить немного сока. Важно, чтобы сок был внутри лимона.

5. Добавьте внутрь лимона пищевой краситель или акварель, но не размешивайте.

6. Налейте внутрь лимона средство для мытья посуды.

7. Добавьте в лимон полную ложку пищевой соды.

Начинаем научное волшебство!

Начнется реакция. Палочкой или ложечкой можете размешивать все, что внутри лимона - вулкан начнется пениться. Чтобы реакция продолжалась дольше, можете добавлять постепенно еще соды, красители, мыло и резервный лимонный сок.

Ответы детей.

Объяснение.

Сода взаимодействует с лимонной кислотой. Происходит химическая реакция, при которой начинает выделяться углекислый газ. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образует цветную мыльную пену.

Физминутка.

Опыт 3. «Кислота надувает шарик» (слайд 8-9)

В этом замечательном опыте мы расскажем, как надуть шарик содой и кислотой. На первый взгляд звучит странно и необычно, но на самом деле все довольно просто.

Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. Сейчас узнаем

Воздушный шар — игрушка небольшого размера. Надувается воздухом или другим газом.

Реквизит: Лимонный сок( лимон), пищевая сода, пустая бутылка небольшая, воздушный шарик.

Подготовка:

1. Сначала насыпаем около трех четырех чайных ложечек соды внутрь шарика. Для удобства используем воронку.

2. В бутылку наливаем немного лимонного сока, предварительно выжать из лимона.

3.Далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку.

Начнем волшебство:

1. Потом резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция.

Результат:

Вы должны увидеть, как кислота начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться.

Ответы детей.

Объяснение:

В нашем опыте происходит взаимодействие соды и кислоты.

В результате химической реакции мы получаем углекислый газ, который покидает жидкую смесь, расширяется и надувает шарик.

Опыт 4. «Медуза в бутылочке» (слайд 10-11)

Воздушный шар — игрушка небольшого размера. Надувается воздухом или другим газом.

Вам понадобится:

- небольшой цветной полиэтиленовый пакет

- прозрачная пластиковая бутылка

- нитка

- ножницы.

1. Положите полиэтиленовый пакет на ровную поверхность и разгладьте его.

2. Найдите центр полиэтиленового листа и сложите его как шарик, чтобы сделать голову медузы. Завяжите ниткой в области "шеи" медузы, но не слишком туго – вам нужно оставить небольшое отверстие, чтобы через него налить воду в голову медузы.

3. Голова есть, теперь перейдем к щупальцам. Сделайте надрезы в листе – от низа до головы. Вам нужно примерно 8-10 щупальцев.

4. Налейте немного воды в голову медузы, оставив место для воздуха, чтобы медуза могла "плавать" в бутылке.

5. В бутылку с водой опустите вашу медузу.

6. Закройте плотно крышку, чтобы вода не выливалась.

Начнем волшебство:

* Пусть дети переворачивают бутылку, и смотрят, как в ней плавает медуза.

Ответы детей.

Объяснение:

Суть в том, что при переворачивании бутылки, "медуза" медленно и плавно всплывает, напоминая свой реальный прототип. Достигается это за счет того, что при формировании  тела медузы в ней остаются небольшие пузырьки воздуха, которые при погружении "медузы" в воду, тянут фигурку вверх,

пузырьки воздуха делают медузу легче воды, и поэтому она всплывает.

III. Выводы (слайд 12)

-Понравились вам опыты?

- Сложно было их выполнять?

Ответы детей.

- Эксперименты довольно простые, но доставляют массу положительных эмоций. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

VI. Рефлексия

-В заключении прошу Вас оценить нашу работу. (слайд 13)

Посмотрим , такое у нас получится облачко, или нет.

        Если вы узнали, что-то новое, остались довольны, вам было интересно – подойдите и возьмите улыбающуюся капельку. И прикрепите на облачко.

                Если вы считаете, что ваше время было потрачено зря, вам было не интересно – подойдите и возьмите грустную капельку. И прикрепите на облачко.

Глядя на наше облачко, мы сделали вывод «Наука – это весело и интересно!»

Глядя на наше облачко, мы сделали вывод, что нам ещё надо много учиться, знать и понимать.

Удачных экспериментов! Творческих успехов!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области