ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСТНИКОВ
Беседина Я.В.
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 9»
г. Старый Оскол
Своевременная адаптация первокурсника означает способность соответствовать требованиям и общепризнанным нормам учебного заведения, а также способность развиваться в новой для себя среде, реализовывать свои способности и потребности, не приходя с этой средой в противоречие. Именно на первом курсе складывается отношение к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Проанализировав различные подходы к пониманию социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к учению, в статье мы опирались на определение, сформулированное А.А. Налчаджяном, который под данным процессом понимает «такое взаимоотношение личности и группы, когда личность продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей»[1, с. 189].
Студенческая жизнь начинается с первого курса, поэтому успешная социально-психологическая адаптация студентов нового набора к жизни и учебе в ССУЗе является залогом дальнейшего развития каждого студента, как личности, так и будущего специалиста. Процесс социально-психологической адаптации динамичен и его успех зависит от целого ряда факторов. Одним из наиболее важных считается мотивация учения студентов-первокурсников, непосредственно их заинтересованность к будущей профессии.
Мотивы могут быть познавательными, связанными с содержанием обучения и социальными, связанными с общением друг с другом и преподавателями. Мотивация у студентов на протяжении его обучения в ССУЗе претерпевает некоторые изменения, т.е. мотивация имеет свою динамику от курса к курсу. А также престиж выбранной специальности и желание получить профессию могут способствовать адаптированности студентов. Способности и познавательный интерес к той или иной направленности учебной деятельности формирует профессиональные мотивы. Самой важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения. Проблема мотивации учения студентов является одной из фундаментальных для педагогической деятельности, ведь ее результатом являются успешное познание, удовлетворенность учением, адаптация в коллективе, а в конечном результате – качество подготовки специалистов в определенной области.
Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации студентов нового набора. Успешное решение проблем адаптации осуществляется на разных уровнях: образовательном, психологическом; межличностном. На базе Старооскольского медицинского колледжа применяются такие формы работы как: анкетирование, диагностирование, тренинги, ролевые игры, дискуссии, беседы, психокоррекционное воздействие.
Таким образом, важным методом активизации деятельности студентов-первокурсников, является их адаптации к новому учебному заведению, развитию сплоченности новой студенческой группы, пониманию друг друга и себя в социуме, а также создание положительного эмоционального настроя и значимости выбранной профессии являются активные способы обучения.
Список использованной литературы: