Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Чудеса красавицы Весны»
Программное содержание
Цель: формировать и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе, уточнить знания о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные задачи: способствовать закреплению у детей умению устанавливать связь между признаками в природе, используя объекты живой и неживой природы, делать выводы, умозаключения, учить группировать предметы методом исключения.
Развивающие задачи: способствовать развитию связной речи, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, развивать память, внимание, мышление, обогащать словарь.
Воспитательные задачи: формировать навыки культуры поведения в природе, правильного взаимодействия с природой.
Материально-техническое обеспечение: наглядное пособие про весенние цветы, перелетных птиц
Ход деятельности
Воспит.: Сегодня утром, когда я пришла в группу, то обнаружила под дверью конверт с надписью «Детям детского сада подготовительной группы». Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Хотите узнать, что в нем написано?
Воспит.: (читает)
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца - Весна, три месяца - Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудеса, которые помогут победить холод».
Ребята, а дальше ничего нет. Лист пустой. Но в конверте есть картинки и они все с цифрами. Может это и есть чудеса, которые помогут Весне?
Мне нужны помощники, которые развесят все картинки по порядку.
Выбираются дети и развешиваются картинки цифрами вперед.
Воспит.: Давайте посмотрим, какое чудо прячется под № 1.
Переворачивает картинку
Что это? (солнце). Действительно, солнце - самое большое и доброе чудо. А какое оно еще? Давайте подберем прилагательные с слову солнце ? (доброе, теплое, ласковое, радостное и т. п.)
Кому нужно солнце? (детям, взрослым, зверям, птицам, растениям). А вот и задание к этой картинке.
Я буду называть слова, а вы должны это слово повторить, но вставьте перед ним слово «весенний».Например: день - весенний день, погода - весенняя погода.
(слова: солнце, настроение, дерево, ручей, гроза, дождь, облако, месяц, небо, одежда, цветок, трава, погода, день, )
Спросить каждого ребенка.
Воспит.: Молодцы! Переходим к картинке под № 2.
Что это? (сосульки).
Задание для этой картинки: солнце стало светить ярче и пригревать. На крышах появились (сосульки). Зазвенела что (капель). Приготовьте ваши руки.
Капель падает, выговаривает. С больших сосулек: пляк – пляк – пляк (низким голосом).Со средних сосулек: плюк- плюк-плюк (средним голосом).С маленьких сосулек: плик-плик-плик (низким голосом).
Дети по очередно касаются пальцами на руках, начиная с большого. Повторить 3 раза.
Воспит.: Вот и еще одно чудо весны.
Что спрятано под № 3? (переворачиваю картинку).
А это (ручеек)
Приготовитесь выполнить задание. Встаньте так, чтобы вам было удобно и вы не мешали друг другу.
Физминутка
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(потягивания — руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(потягивания — руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(наклоны)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.
Воспит.: Переходим к № 4.
Солнце стало ярче светить и пригревать, на крышах появились сосульки, потекли ручьи и появились первые цветы. А какие вы знаете первые весенние цветы? (одуванчик, медуница, подснежник, ландыш и т. д.). Как вы думаете почему у цветов такие названия?
Подснежник
Англичане зовут его снежной каплей, немцы — колокольчиком, ну а мы называем подснежником. Настоящие подснежники, как раньше считалось, похожи на свисающие вниз капли молока. Отсюда и происходит латинское название Galanthus, что означает молочно-белый цветок. Русское название рода «подснежник» связано с ранним цветением растений — цветы появляются сразу из-под снега ранней весной и живут совсем недолго (не более месяца)
Медуница
Отличительная черта этого первоцвета то, что в его соцветиях можно увидеть одновременно розовые и темно-голубые цветки. Из всех вышеперечисленных растений данный вид самый долговечный, срок его жизни около 30 лет.
Мать-и-мачеха
Русское название возникло из-за особенности листьев мать-и-мачехи: нижняя сторона пушистая и мягкая — «мать», а верхняя гладкая и холодная — «мачеха». У этого растения есть еще одна довольно редкая особенность — его цветки появляются раньше листьев. За это англичане называют мать-и-мачеху «сын раньше отца».
В слове «Цветы» есть одна буква, которая есть в слове- весна. Кто догадался, что это за буква? (В) правильно!
«Собери цветок» ( карточка № 4)
Воспит.: Все справились с заданием. Переворачиваем № 5.
Солнце стало ярче светить и пригревать, на крышах появились сосульки, потекли ручьи, появились первые цветы и прилетели с юга…птицы.
Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются?
Каких перелетных птиц вы знаете?
Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
Послушайте, как красиво поют птицы весной.
Прослушивание звукозаписи.
Воспит.: Понравилось? Правда, очень красиво! Какая следующая цифра(6).
Игра с прищепками «Тучки »
Дети развешивают тучки на веревке с помощью прищепок.
- Постучите пальчиками по столу, как будто капельки дождевые падают на землю. Вот пошел сильный дождь и наши капельки стучат сильно и быстро. Вот дождик стал слабеть, стучим тихо, редко. Вот упала последняя капелька, стукните пальчиком один раз. Вот и солнышко выглянуло. Давайте сделаем нашему солнышку лучики из прищепок.
- Подул легкий ветерок, подуйте тихонько. Вот ветерок подул сильнее, подуйте сильно. Ветер разогнал тучи, снимайте их с веревочки.
Воспит.: Но осталась еще одна картинка без цифры. Посмотрите, что на ней нарисовано? (буквы). Как вы думаете, что означает буква В в середине картинки? (ответы детей). Правильно! Это Весна. А зачем нарисованы еще буквы и что они обозначают? (месяцы: март, апрель, май).
Правильно. А я и не догадалась.
Скажите, пожалуйста, а где лучше расположить эту картинку: в начале таблицы или в конце?
Воспит.: посмотрите какая цепочка у нас получилась. По ней можно составить рассказ о чудесах весны. Может кто-нибудь попробует?
Рассказ: Пришла весна. Солнце стало ярче светить и пригревать. На крышах появились сосульки, потекли ручьи, появились первые цветы. Птицы прилетели с юга и поют песни, звери проснулись после зимней спячки.
Воспит.: вот какие чудеса у весны! А как вы думаете, весна сможет теперь победить холод? Конечно же сможет!
Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо всем.