Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
В своей работе отдаю предпочтение игровому обучению. Поэтому воспитываю, развиваю и учу детей только на основе игры.
Тема, над которой я работаю звучит так: «Роль пальчиковых игр в развитии дошкольников».
На сегодняшний день она оказалась одной из значимой и актуальной.
Пальчиковыми играми я занимаюсь с первого дня, как только дети начинают посещать детский сад.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Оказывается, в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко.
Стимулируя мелкую моторику мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Исследования ученых показали, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Пальчиковые игры дарят детям здоровье, потому что на кожных покровах кистей рук находятся множество точек, связанные с теми, или иными органами. Поэтому пальчиковые игры должны занять прочное место в наших занятиях с детьми.
Пальчиковые игры развивают ловкость и координацию детей, умение управлять своими движениями, творческую активность и кругозор детей, положительно влияют на образное мышление, речь детей и звуковую культуру речи.
Учитывая значимость пальчиковых игр для общего развития детей, я активно использую их в своей педагогической практике. Картотека игр, собранная мною по этой теме, подразделяется на несколько видов.
Игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В своей работе я использую игры с фасолью, с прищепками, со счетными палочками, с пробками и с другими предметами.
Игры со стихотворным сопровождением. Эти игры побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее.
Игры манипуляции. Они развивают воображение: дети в своих ладошках видят тот или иной образ. Выполняются самостоятельно или с помощью взрослого.
Игры на основе сказок. Такие игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память,интонационную выразительность, снимают психоэмоциональное напряжение.
Игры с элементами самомассажа – повышают общий тонус, развивают внимание, память, снимают эмоциональное напряжение. В данных играх используются традиционные для массажа движения.
Это и широко известные в фольклоре потешки для самых маленьких и игры с использованием традиционных массажных движений, а также любимый детьми массаж самыми различными предметами.
Игры с музыкальным сопровождением. Эти игры развивают речь, чувства ритма, самое главное радуют детей, заряжая их на весь день хорошим настроением.
Кинезиологические игры по-другому они называются «гимнастика мозга».
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Они позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Дети с увлечением и интересом занимаются развитием пальчиков. Обыгрывать их можно многократно используя их в разных видах деятельности:
-утром с небольшой группой или индивидуально;
-во время утренней гимнастики;
-на физминутках на физкультурных занятиях;
-на музыкальных занятиях;
- в сюжетно-ролевых играх;
-перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу;
-перед сном;
-на прогулке;
-в подвижных играх в начале или в конце;
- на досугах, праздниках, развлечениях;
Пальчиковые упражнения я применяю в аппликации, рисовании, в работе по трафаретам.
Практическая часть (мастер-класс для воспитателей).
Дети с увлечением и интересом занимаются развитием пальчиков. Обыгрывать их можно многократно используя их в разных видах деятельности.
Пальчиковые игры и упражнения я применяю в аппликации, рисовании, в лепке.
Мною ведется кружок «Ловкие пальчики», работа которого, публикуется на образовательном портале в интернете.
В своем коллективе на педчасе я поделилась опытом по данной теме. Для многих она оказалась интересной.
Я приняла участие во всероссийском конкурсе «Пальцы помогают говорить.»
И конечно же работа в детском саду невозможна без участия семьи. Родители понимают, осознают важность пальчиковых игр для развития своих детей.
Используя ежедневно пальчиковые игры можно добиться хороших результатов в развитии речи и мелкой моторики у детей, что является необходимым условием при подготовке детей к школе.
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
В наших руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.