Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №43»-«детский сад № 40»
Проект
для детей старшей группы:
«Береза- символ России».
Воспитатель:
Никитенко Татьяна Ивановна
г. Славгород.
2021
Цель: Формирование экологической культуры дошкольников через воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
Актуальность: Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать. Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет! Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Вид проекта: информационно-исследовательский, творческий
Продолжительность проекта: с 09.10.2017г по 20.10.2017г.
Участники проекта:
Предполагаемый результат:
Этапы реали зации проекта:
I этап: Подготовительный:
II этап: Основной:
1. НОД «Люблю березку русскую».
2. Беседы: «Береза-символ России», «Почему березы белые?», «Что я
знаю о березе?».
3. Чтение художественной литературы:
4.Рассматривание репродукций картин:
5. Аппликация «Березовая роща осенью».
6. Подвижные игры:
7.Дидактические игры:
8. Аппликация «Береза золотая».
9.Психогимнастика: «Путешествие в лес», «Я похожа на березку».
10.Сюжетно – ролевые игры:
11. Экспериментирование: «Рассматривание коры под лупой», «Как устроен лист
12. Физкультминутка: «Березонька», «Листья березы».
13. Пальчиковая гимнастика «Березка».
14. Рисование «Березка в платье золотом».
15. Загадывание загадок о березе, разучивание пословиц.
16. Аппликация «Люблю березку русскую».
Приложение:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миров в старшей группе:
«Люблю березку русскую».
Цель: Приобщать детей к русской народной культуре.
Задачи:
Обучающие: Расширять знания детей о русском дереве – берёза. Способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растении.
Развивающие:Развивать воображение, память, мыслительные процессы, основы валеологической культуры, формировать умение логично и грамотно излагать свои мысли, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь и охранять ее.
Материалы: Презентация «Березы России».
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской при-роды. Послушайте стихотворение В. Степанова «Родина». Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей). У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек. А вы знаете, как называется наша Родина? (ответы детей). Когда жители Африки произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (ответы детей).А что представляют себе жители Севера, когда вспоминают о своей Родине? (ответы детей). Что представляете вы, когда говорят о России? (ответы детей). Жители других стран, говоря о России, представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку? (ответы детей).
Воспи татель: Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:
«Словно девица русская, приумолкнув, стоит».
Показ презентации.
Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (ответы детей). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.Очень давно, когда люди ещё не научились делать бумагу, на бересте писали. Берестяные грамоты, пролежав в земле много лет, дошли до нас целыми и невредимыми. Из них мы смогли узнать о жизни нашего народа в далекие времена. Ещё из бересты делают много красивых вещей. (шкатулки, украшения, туески, резную посуду).
Воспитатель: Берёза красива в любое время года. Послушайте стихи и ответьте, в какое время года автор изобразил берёзу?
Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах. (Осенью)
Воспитатель: Что за золотое платье у берёзы на плечах?
Дети: Крона дерева с жёлтыми листьями.
Воспитатель: Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром? (Зимой)
Воспитатель: Почему автор сравнивает снег с серебром?
Дети: Снег также блестит, переливается на солнце.
Воспитатель: Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Летом)
Воспитатель: Что автор называет зелёной кофточкой?
Дети: Крону дерева с зелёными листьями.
Воспитатель: Разве у берёзы есть белый сарафан?
Дети: Ствол берёзы сравнивается с белым сарафаном
Воспитатель:Давайте немножко отдохнем и порадуем березку.
Физкультминутка
Мы березку посадили,
(Выпрямиться).
Мы водой ее полили,
(Руки согнуть к плечам, ладонями вперед).
И березка подросла,
(Поднять руки вверх).
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
(Руки вниз, спина прямая).
И ребят благодарила.
(Наклоны головой).
Воспитатель: Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отмети ли многие полезные свойства березы. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается «сокодвижение», у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат. Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.
Дидактическая игра «Подбери слово».
(Дети подбирают прилагательные к слову «березка»: высокая, стройная, белоствольная, кудрявая, ветвистая, русская, раскидистая, любимая, красивая, нежная).
Дидактическая игра «Семейка слов».
(Дети подбирают однокоренные слова к слову «береза»: березка, березонька, березовый, подберезовик, березняк).
Воспитатель: На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.
Рефлексия:
Воспитатель: Вы дети молодцы! Много сегодня узнали о нашей русской берёзоньке. Берегите и охраняйте родную природу.