Технологическая карта урока
Предмет: Биология
Класс:8 ОВЗ
Тема урок: « Животные»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: дать представление о хищных животных, повторить и закрепить знания учащихся о животных;
Задачи урока:
Результаты обучения:
Регулятивные: планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища, целеполагание, развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления; воспитание интереса и любви к природе, бережного отношения к ней.
Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь представление о комнатных растениях.
Коммуникативные:
1.участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
2.сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Ход урока
№ | Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Время: 2-3 мин. | Здоровается. Представляется. -Прежде чем начать наш урок проверим вашу готовность. У вас на парте должен лежать учебник Биологии, рабочая тетрадь. У всех все есть на столе? -Хорошо. | Ученики здороваются с учителем | К УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем |
2 | Актуализация опорных знаний. Пробно действие. Цель: повторение ранее Изученного материала Организация выполнения Обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения. Время: 5-7мин | Работа с анаграммой - Посмотрите, на экране зашифровано главное слово урока. Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок? ВЗРЕИ ЩИХИКНИ - Мы знаем, что животные делятся на несколько групп. Я назову признаки, а вы назовите группу: - Есть клюв, 2 лапы, оперенье… это -Приведите примеры птиц. - 4 лапы, шерсть, детенышей кормят молоком… это -Приведите примеры зверей. - Животные, у которых 6 ног называются … -Приведите примеры насекомых. - Есть плавники, чешуя, живут в воде…это -Приведите пример рыб. На доске появляются названия групп животных ПТИЦЫ ЗВЕРИ НАСЕКОМЫЕ РЫБЫ -Молодцы очень хорошо вспомнили животных. | ХИЩНЫЕ ЗВЕРИ Птицы (воробей, чиж, ворона) Звери(Медведь, волк, собака) Насекомые(Муха, пчела) Рыбы(Щука, окунь, елец) | КУУД: - владеют речью -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. РУУД: -планирование ПУУД: -анализ объектов с целью выделения признаков |
3 | Постановка учебной задачи. Цель: места затруднения. Фиксирование во внешней речи, причины затруднения. Формулирование цели урока. Время 5 минут | Об этих животных мы говорили на прошлом уроках, а сегодня мы должны определить тему нашего урока. Для этого посмотрите на экран. Разгадайте ребус (в парах). И скажите о каких животных сегодня пойдет речь? Где живут звери? Чем питаются? Как называют этих зверей?(на слайде появляется изображение) Правильно ребята. Кто догадался о теме нашего урока? Что мы узнаем на уроке? Все верно, в конце урока мы заполним с вами таблицу. | (разгадывают ребус в парах) ТИГР, РЫСЬ, ВОЛК, ЛИСА, МЕДВЕДЬ В лесах, степях. Другими животными(мясом) Хищники Хищные звери Историю о зверях | РУУД: -целепологание ЛУУД: -развитие познавательных интересов ПУУД: -структурирование знаний |
4 | Открытие нового знания. Цель: составление совместно плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока. Время 5-10 мин. Зверь как зебра полосата, Но когтист он и усат. Днём он спит, в ночи рычит, Так, что лес вокруг молчит (ТИГР) | Сейчас попробуем разобраться о заполнении таблицы. А нам помогут загадки, о каком животном мы сейчас будем говорить. Кто зимой не ест, не пьет, Лишь лапу сосет. (медведь) Давайте посмотрим на слайд и послушаем сообщение о медведе. Медведь Весит от 90 до 350 кг. На короткой дистанции может обогнать скаковую лошадь. Обитает в дремучих лесах с густой зеленой растительностью. Такие места, как тундра, тайга, горные хребты являются идеальным местом обитания косолапых хищников. В январе-феврале медведица приносит 2-4 медвежат весом 400 гр. Питаются: кореньями, ягодами, орехами, желудями, лягушками, яйцами птиц, мышами, рыбой, крупных диких, домашний скот, дикий мед. Всеядный Следующий зверь. Зверь как зебра полосата, Но когтист он и усат. Днём он спит, в ночи рычит, Так что лес вокруг молчит. (тигр) Тигр Достигает в длину 3,5 метра. Весит 300 кг. Тигр - охотник-одиночка. Метит свою территорию. В настоящее время тигры сохранились на территории 16 стран — Бангладеш, Бутан, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Камбоджа, Китай. Тигры охотятся вечером. Голодный тигр ест все: оленей, быков, корову, буйволов, рыбу. Одним ударом лапы убивают лошадь. Пьют много воды, обитают ближе к водоему, хорошо плавают. Живут около 20 лет. Редкие животные. Занесены в Красную книгу. Хищника клык, Страшный рык Слышат звери, обомлев, Кто же этот хищник? (лев) Лев Льва царем зверей. Львы обитают на 2 материках: в Африке и Азии. Ареал распространения львов в Африке находится в южной части от пустыни Сахары. Лев длиной до 3 метров и весит 180 кг. Лев обладает огромной физической мощью. Одним ударом лапы он валит с ног зебру. Превосходно прыгает. В высоту прыгает до 3 метров. Может перепрыгнуть ущелье 11 м. На охоту выходят самки. Охотятся на зебр, антилоп, буйволов. Состарившихся и больных львов прайд не защищает, а изгоняют. Львы живут группами – прайдами ( лев-вожак, несколько львиц с детенышами.)численностью от 4-5 членов до 30-40 штук. Одряхлевший лев тощий и слабый часто становится добычей гиен. Львы редкие животные, сохранились в национальных парках, зоопарках. На овчарку он похож, Что ни зуб — то острый нож, Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. Волк. Волки Живут всегда стаей 6-8 животных. Волк обитает в самых разных ландшафтах, но предпочитает степи, полупустыни, тундру, лесостепь, избегая густых лесных массивов Главная черта волчьего характера – «дружелюбие», Длина взрослого волка от кончика носа до хвоста - 2 метра. Весят они 43-45 кг. Чувствуют запах за 1,5 км. Выносливые Пробегают за день 65-80 км со скоростью 55-60 км/ч Съедают в один присест до 6 кг мяса, остальное прячут про запас. Волки, обитающие в степях или пустынях, питаются антилопами. Жители лесостепи охотятся на оленей, косуль, кабанов и лосей. Для тундровых хищников основой рациона являются северные олени. Примечательно, что иногда хищники, оказавшись неподалеку от домашнего хозяйства, нападают на скот: лошадей, овец, коров. При отсутствии более крупной добычи занимаются охотой на мелких животных: мышей, зайцев, енотов. Разоряют птичьи гнезда, воруют яйца и птенцов. Вот мы заполнили таблицу, но мы знаем, что это лишь малая часть хищных животных. Откройте учебник стр 159. И давайте найдем ответы и сравним правильно мы заполнили таблицу. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру. «Родитель-детеныш» (Я называю родителя и кидаю мяч, а вы ловите мяч и называете детеныша этого животного) У тигра- (тигренок) У львицы –(львенок) У волка-(волченок) У лисы-(лисенок) У медведя-(медвежонок) У рыси-(рысенок) У леопарда-(котенок) У крокодила-(крокодильчик) Каких животных и их детенышей назвали? | Заполняем таблицу. 1.Медведь, живет в дремучих лесах (тундра, тайга), питается (ягодами, орехами, лягушками, рыбой, домашний скот) 2.Тигр, живет ( Китае, Дальний Восток, Тайланд), питается(олени, быки, рыба) 3. Лев, живет (Африка, Азия, в пустыне Сахара), питаются(зубр, антилопа, буйвол) 4. Волк, живет(в степях, лесостепях, полупустыни), питаются (косули, кабаны, олени, коровы, мыши) Открыли учебник и идет проверка. Физминутка Хищные звери | ПУУД: -поиск и выделение необходимой информации. -анализ объекта с целью выделения признаков. -построение логической цепочки, рассуждение. РУУД: -планирование |
5 | Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Цель: усвоение Обучающимися новых Способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтальная,в парах, групповая). Время: 9 мин. | Какие вы молодцы. Заполнили таблицу. А теперь я предлагаю разделиться на группы. И найти на рисунке всех хищных зверей (обвести карандашом) Работа индивидуально. Задание на индивидуальных карточках. Угадайте по описанию, что это за животное? 1. Похожи на темно-серых овчарок, охотятся стаями, обычно ночью. Убивают домашних животных (овец, коз кур), нападает на собак. Волк 2. Крупный сильный зверь Он нападает на крупных диких и домашних животных. Может убить корову, оленя, кабана. Но любит ягоды, лягушек, яйца птиц . Бурый медведь 3.Обитает в лесах юга Дальнего Востока и в джунглях Азии. Ведет одиночных образ жизни. Очень прожорлив. Может за раз съесть небольшого оленя. Пью очень много воды. Держатся около воды. Хорошо плавают. Тигр 4.Тело короткое, плотное, мускулистое. Шерсть серая с небольшими пятнами. На ушных раковинах кисточки. Питаются лисами, зайцами. Рысь 5. Обитают в саваннах Африки. Самка очень сильно отличается от самца. Живут небольшими стаями. На охоту ходит самка . Самец защищает территорию . Охотятся на буйволов, антилоп. На водопой ходят по одному. Лев | Выполняют работу в группах Выполняют индивидуально работу. Ученики рассказывают по очереди, что это за зверь. | КУУД: -владение речью -планирование учебного сотрудничества с учителем РУУД: -оценка -коррекция ПУУД: -анализ объектов |
6 | Включение в систему знания и повторения. Цель: Обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов Время 5 мин | Подведем итоги нашего урока. - Продолжите фразы, которые написаны на доске: Дикие животные это животные, которые ……. Выполним небольшое задание в рабочей тетради. Откройте стр. 26 Задание (найти в тексте где говорится о хищных зверей и подчеркните их) | -живут сами по себе, сами заботятся о своих детенышах, строят жилище, добывают корм. Самопроверка по образцу | КУД: -владение речью ЛУУД: -развитие познавательных интересов |
7 | Рефлексия деятельности. Цель: оценка обучающимися собственной учебной деятельности. Обсуждение и запись домашнего задания. Время 3 мин. | Задания на выбор: Прочитать текст на страницах 159-164. Подготовить устный рассказ о любом хищнике по плану Место обитания. Внешний вид. Питание. Способы добычи Подведем итог. О каких животных шла речь на уроке? Что общего у этих животных? Что хотелось бы ещё узнать? А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока: теперь поднимите левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на уроке -соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок закончен. | Записывают задания Выполняют задания | ПУУД: Рефлексия |