Проект в средней группе
«Уголок дежурства в группе»
Название организации, реализующей проект: г. Черногорск МБДОУ «Теремок»
Время выполнения: длительность проекта: 1год
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Актуальность проекта:
Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.
Главная цель трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста - это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного.
Дежурства - это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Цель проекта
Пополнение РППС группы оборудованием и инвентарем для трудового воспитания. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта
1. Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование трудовых навыков и умений, чувства ответственности за свою трудовую деятельность.
2. Создать Уголок дежурства в группе, условий для реализации трудового воспитания детей.
3. Создавать необходимые условия для проявления трудовой деятельности каждого ребёнка, пробуждать у детей желание трудится, помогать взрослым, положительно относится к результатам своего труда и труда сверстников.
4. Приобщить родителей к воспитательному процессу. Заинтересовать родителей в участии в проекте, в оказании помощи по организации и пополнении РППС группы, изготовлении необходимого материала для «Уголка дежурства»
5. Участие детей и родителей в акциях и выставках в ДОУ
Необходимые материалы:
• дидактические игры;
• специальная методическая литература;
• оборудование для уголка дежурств;
• материал для изготовления фартуков, косынок, колпаков и салфеток;
• материал для оформления «Уголка дежурств» в группе.
Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие
Предполагаемый продукт проекта:
1. Создание «Уголка дежурства» в группе.
2. Изготовление разного рода дидактических игр
3. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию
4. Изготовление фартуков, косынок, колпаков, салфеток для уголка дежурств, оснащение необходимыми материалами и оборудованием
5. Проведение бесед по трудовому воспитанию
6. Фотоотчет о проделанной работе
7. Систематизированный литературный и иллюстративный материал по теме.
8. Разработанные консультации и буклеты для родителей по трудовому воспитанию и развитию самостоятельности у детей.
Ожидаемый результат
Дети получают представление о труде и его видах (самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, знакомиться с трудом взрослых) .
Сформированного ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд, помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить РППС группы.
Список литературы
1. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т. М. Бондаренко. - Москва: ИЛ, 2014. - 208 c.
2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 136 c.
3. Буре, Роза Дошкольник и труд / Роза Буре. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 2004 c.
4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. - Москва: Высшая школа, 2009. - 719 c.
5. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада. / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 2481 c.
6. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. - М. : Сфера, 2012. - 2727 c.
7. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1999.
8. Л. В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду. -М., 2014.
9. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.
Результат проекта.
Перспективный план реализации проекта
Этап Действие, мероприятие Участники, ответственные Результат Сроки
1 этап: подготовительный 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Воспитатель Выявление проблемы 1 сентября
2. Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме Воспитатель Методическое обеспечение проекта С 1 по 23 сентября
3. Перспективное планирование проекта. Разработка перспективного плана работы. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта С 23 по 30 сентября
4. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта С 23 по 30 сентября
5. Диагностика знаний родителей по выбранной теме Воспитатель Анализ результатов, пути решения в течении сроков проекта
6. Организация РППС создание «Уголка дежурств» Воспитатель, родители Среда для осуществления проекта в течении сроков проекта
7. Консультация родителям по трудовому воспитанию детей Воспитатель. Помочь родителям понять значимость трудового воспитания детей в течении сроков проекта
8. Повышение уровня самообразования педагога. Воспитатель Пополнение предметно-
развивающей среды разного рода дидактическим материалом и пособиями в течении сроков проекта
2 этап (основной, формирующий, практический)
1. Работа с родителями о привлечении к пополнению «Уголка дежурств» группы. Воспитатель, родители Привлечь родителей к пополнению РППС группы в течении сроков проекта
2. Изготовление схем, алгоритмов, пособий Воспитатель
Родители Схемы, алгоритмы, пособия:
• Алгоритм сервировки стола
• Алгоритм моем игрушки
• Алгоритм моем руки
• Алгоритм заправляем кровать
• Алгоритм складываем вещи правильно в шкаф
• Алгоритм одевания по сезонам
• Схемы дежурств в уголке по столовой и др. в течении сроков проекта
3. Изготовление консультаций по трудовому воспитанию, проведение работы с родителями по данной теме Воспитатель, родители Консультации:
• «Совместный труд детей и родителей»
• «Дежурство, как форма организации трудовой деятельности дошкольников»
• «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста»
• «Трудовое воспитание детей в семье»
• «Эффективные советы для приобщения детей к труду»
• Рекомендации родителям по трудовому воспитанию в течении сроков проекта
4. Разработка конспекта «Дежурные » Воспитатель
Дети Конспект
6. Изготовление дидактических игр Воспитатель
Родители Разнообразные игры:
• Найди по силуэту
• Разложи по порядку
• Назови ласково
• Сервировка стола
• Умение пользоваться столовыми приборами
• Что перепутал художник
• Сварим суп, компот
• Супермаркет
• Подбери тень
• Что из чего и другие игры в течении сроков проекта
7. Размещение информации по трудовому воспитанию на сайте ДОУ и на педагогических порталах Воспитатель
Материал для сайтов в течении сроков проекта
8. Воспитатель, дети Конспект, фотоотчет.
9. Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию Воспитатель Картотека.
10. Изготовление календаря дежурств в группе Воспитатель Календарь дежурств ( столовая, занятия) сентябрь-октябрь.
11. Разработка графика дежурств Воспитатель График дежурств в группе сентябрь
12. Разработка бесед по трудовому воспитанию Воспитатель
Картотека бесед в течении сроков проекта
13. Чтение литературы по трудовому воспитанию Воспитатель, дети. Формировать представление детей о труде в течении сроков проекта
3 этап: контрольно-диагностический
тический, заключительный 1. Отчет на педсовете о проделанной работе Воспитатель Фотоколлаж (презентация)
2. Участие в конкурсе ДОУ «Уголок дежурств» Воспитатель Представление опыта и методических разработок на уровне ДОУ
3. Публикация проекта, консультаций, пособий в Интернет-ресурсах
В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по столовой. Усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинаем обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям.
В группе, конечно же, необходим уголок дежурных. В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки. Вазочки для салфеток и хлебницынаходятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования. Вот так выглядит уголок дежурных в нашей группе.
Приложение
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ
· Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:
. Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
· Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.
· С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.
· Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.
· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.
· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.
· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.
· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:
«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».
· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.
Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».
Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».
· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»
· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:
«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».
· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.
· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.
· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.
· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.
ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
· Задачи:
-Формировать ответственное отношение за порученное дело.
-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.
-Уметь правильно сервировать стол.
· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.
· В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.
· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.
· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).
· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.
Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.
Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.
Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.
Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).
Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.
Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.
· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.
Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.
Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.
· Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:
«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».
· Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.
· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.
· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.
· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.
(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).
ДЕЖУРСТВО ПО ЗАНЯТИЯМ
Конспект занятия с детьми средней группы
Цели:
Оборудование: рисунки для мольбертов с изображением оборудования для занятий по изодеятельности и элементарной математике.
Значки для фланелеграфов с изображением карандашей, кистей, баночек, красок, линеек для счета, счетного материала…
Наборы оборудования для рисования, для лепки, для аппликации, для элементарной математике.
Предварительная работа. Выполнение отдельных поручений при подготовке к занятиям. Наблюдение за дежурством старших детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель. Пока старшие дети готовят к занятию конторки, давайте посмотрим в окно.
Проводится краткая беседа о погоде (о состоянии неба, земли, деревьев).
За окном дети замечают Карлсона (игрушку), рассматривают через стекло. Воспитатель втягивает Карлсона за леску через форточку. Дети здороваются, задают любые вопросы, комментируют ситуацию.
Карлсон. Я хочу дружить с вами. Давайте познакомимся!
Дети называют свои имена.
Воспитатель. Карлсон, у нас сейчас будет занятие, поэтому я прошу тебя посидеть на подоконнике. Помещает его в учебную зону рядом с конторками. После занятия ты сможешь поиграть с детьми. (Обращается к детям) А кто из вас знает, как называют детей, которые готовят все необходимое для занятий?
Дети. Дежурные.
Воспитатель. Да это дежурные. Оказывается что дежурить можно не только по столовой, но и по занятиям. Посмотрите, пожалуйста, что изображено на картинках на первом мольберте.
Дети. Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.
Воспитатель. А как вы думаете, для какого занятия дежурные приготовили эти предметы.
Дети. Для рисования.
Воспитатель. А теперь подумайте и скажите, какое занятие можно провести с предметами, нарисованными на картинках второго мольберта?
Дети. Математику.
Воспитатель. А почему вы так думаете?
Дети высказывают соображения.
Воспитатель. А кто все это приготовил?
Дети. Дежурные.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, а к какому занятию дежурные приготовили материал, изображенный на третьем коромысле?
Дети. К аппликации.
Воспитатель. Попробуйте вспомнить и назвать, кто раскладывает на конторки нужные к занятиям предметы?
Дети. Дежурные.
Воспитатель. Оказывается у дежурных по занятиям очень много работы . Вы уже выросли и тоже можете дежурить по занятиям. Дежурить надо уметь, знать к какому занятию какие предметы приготовить. Давайте потренируемся: я буду называть предмет, а вы будете определят для какого занятия они понадобятся.
Перечисляет: глина, карандаши, клей, краски, металлофон, мяч, ножницы, обруч, счеты…
Дети называют соответствующие занятия.
Воспитатель. Дежурные должны быть внимательными во время работы. Как вы думаете, почему?
Дети высказывают свои мысли, предположения. С помощью воспитателя приходят к выводу, что правильное дежурство помогает всем детям хорошо заниматься.
Воспитатель. Я знаю, что у каждого из вас есть свое любимое занятие. Давайте с вами поиграем. Представьте, что вы все дежурные. На фланелеграфах каждый из вас прикрепит те предметы, которые нужны для его любимого занятия. А я попытаюсь угадать ,что это за занятие. Только вы мне не подсказывайте. Договорились?
Воспитатель наблюдает за работой детей, определяет занятие. Незаметно с каждого стола убирает по одному предмету и складывает их возле Карлсона. По мере выполнения задания детьми, называет занятия, обосновывает свои догадки. Дети подтверждают или опровергают предположения воспитателя.
Воспитатель. А сейчас найдите то место за столом, которое подготовлено именно к вашему занятию. Вы можете там позаниматься своим любимым делом.
Дети ищут нужные места, приступают к занятиям.
Воспитатель наблюдает за тем, когда каждый обнаружит нехватку оборудования, как отреагирует на это. При необходимости задает наводящие вопросы типа: «почему не начинаешь клеить, резать, закрашивать…», помогает выяснить причину невозможности выполнить задание. Вместе делают вывод о том, что дежурные должны быть очень внимательны и добросовестны, иначе занятие не получится.
Карлсон. Ребята, это я виноват. Я решил пошутить и убрал несколько предметов с ваших столов. Ваши дежурные не виноваты, они все сделали правильно. А я их подвел. Извините меня, пожалуйста. По очереди назовите кому чего не хватает для работы а я вам верну недостающий предмет.
Дети называют недостающие предметы и забирают их у Карлсона. Работают за столами по собственному замыслу.
Воспитатель. Сегодня я учила вас быть хорошими дежурными по подготовке к занятиям. Скажите, пожалуйста, какую работу выполняют эти дежурные?
Дети перечисляют.
Воспитатель. Какими должны быть дежурные, чтобы все правильно подготовить?
Дети. Внимательными, знать к какому занятию что подготовить…
Воспитатель. А о том, что дежурные должны делать после занятий, мы с вами поговорим в следующий раз.
Консультация "Дежурства как форма овладения дошкольниками трудовыми навыками"
Дежурства - это одна из форм организации труда детей. Несмотря на
кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство в уголке природы.
Дежурство по столовой вводится в младшей группе, начиная со второго полугодия. Перед ребенком - дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками.
Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему.
Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.
В младшей группе воспитатель закрепляет дежурного за каждым столом.
В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, и также как в младшей группе за каждым столом назначается свой дежурный, который раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками.
Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.
Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно увеличить объем работы. Дежурным поручается расставлять чашки (по 2 чашки), принесенные помощником воспитателя носить их с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют салфетницы салфетками.
Дети средней группы убирают посуду после еды. Дежурные убирают со стола хлебницы, салфетницы с салфетками, сметают крошки со стола, складывают скатерти. Воспитатель учит детей приему складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз
пополам и только потом складывать по длине.
Помощник воспитателя убирает сложенные стопкой тарелки и уносит чашки.
Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям.
Дежурство старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Дети старших групп дежурят по столовой, по занятиям и по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначаются по два ребенка.
В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности.
После приема пищи – составляют посуду (без остатков пищи) после еды в стопку на каждом столе, убирают хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.
Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.
Распределение обязанностей в процессе организации дежурства в ДОО
Эффективное использование для воспитательных и развивающих целей такого режимного момента,как организация питания, во многом зависит от рационального распределения обязанностей между взрослыми.
Составляющие процесса организации питания | Возраст детей | ВОСПИТАТЕЛЬ | ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ | ||
Сервировка стола | Младший | Организует наблюдения детей за сервировкой стола | Сервирует | ||
Старший, средний | Наблюдает, чтобы дежурные самостоятельно сервировали стол, используя схемы-модели | Сервирует стол вместе с дежурными | |||
Организация дежурства детей | Средний и старший | Назначает дежурных. Следит, чтобы дежурные первыми разделись после прогулки, пошли мыть руки. | Помогает дежурным распределить обязанности между собой, надеть форму. | ||
Руководство процессом дежурства детей | Наблюдает за выполнением дежурными своих обязанностей и поручений, приучает их к самостоятельности и аккуратности. | Следит за тем, как они сервируют стол, если необходимо, помогает. |
Консультация для родителей
Трудовое воспитание детей в семье
Цель: познакомить и приобщить родителей к информации о трудовом воспитании в семье.
Назначение: данный материал предназначен для родителей дошкольников, а также будет полезен воспитателям.
Актуальность. "Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К. Д. Ушинский).
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность с взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд.
Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе. Если ребёнок сам стремиться трудиться или выполнять трудовые поручения, то этим он воспитывает любовь к труду, чувство долга. У него воспитывается характер, умения, и навыки в труде развиваются быстро и главное – с интересом для самого ребёнка.
Основы трудового воспитания закладываются в семье.
Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Успехом в воспитания трудолюбия можно назвать вырабатывание привычки у детей выполнять обязанности самостоятельно. Ребёнка необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него будет развиваться чувство значимости. А наша обязанность – обязанность взрослых – развивать самостоятельность, трудолюбие и стремление к успеху.
Кто он, как его зовут?
Кто на свете самый главный
Самый добрый; самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну\ конечно,
Это труд!
Кто на свете самый умный,
Самый старый; самый юный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Кто на все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей, заводов, руд?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Уважаемые родители!
Разрешите предоставить вашему вниманию буклет по теме
« Трудовое воспитание дошкольников»
ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.
Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества.
Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.
Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!
Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше.
Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.
Советы родителям
• Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
• Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
• Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
• Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
• Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда;
• Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
• Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
• Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию