Н.А. Перминова,
МБУДО «ДШИ Авиастроительного района» г. Казани
АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
В КЛАССЕ СТРУННЫХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Вопрос ансамблевого исполнительства очень актуален в настоящее время. Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведётся поиск новых педагогических методов, технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческие ценностей, личностно - ориентированного подхода к каждому ребёнку. Ансамблевое музицирование это и возможность общаться со своими сверстниками. А общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Музыка, как и любое другое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает характер, творческое воображение, уважение к другим окружающим, к природе и своей стране. Я считаю, что музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические аспекты (воображение, мышление, память, и т.д.), воспитать эмоционально - чувственную сферу психики (тонкости, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевного переживания) и самое главное - это возможность самореализации.
Мы знаем, что загруженность в общеобразовательной школе настолько велика, что оставляет мало времени детям на дополнительные занятия. А у нас, преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств, стоит своя задача – подготовить учащихся к концерту, к конкурсу либо к другому выступлению, что является неотъемлемой частью нашей профессиональной деятельности. Ансамбль имеет большое значение для всестороннего развития учащихся музыкальной школы. Как показывает практика, занятия в классе ансамбля дети очень любят. Им нравится играть в составе коллектива, общаться со своими друзьями. А также известно, что ансамблевая игра расширяет кругозор участников и такие качества как умение слушать не только себя, но и других партнёров по ансамблю. Игра в коллективе также повышает чувство ответственности за знание своей партии. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения на музыкальном инструменте. В начале это дуэт преподавателя и ученика, когда ученик играет свою, пусть даже самую простую мелодию, а преподаватель помогает ему. И в этот момент для ребёнка открывается совсем другой мир. Когда он играет один, он не всегда может ощутить всей красоты своего произведения. Педагог помогает ярче раскрыть произведение и тем самым развить интерес у ребёнка. Одним из важных моментов в работе над музыкальным произведением изучение истории данного произведения.
В современном технологическом мире имеется больше возможностей для этого. В годы нашего обучения в музыкальной школе таких больших возможностей не было. Сейчас можно увидеть и услышать, как произведение звучит и исполняется в интернете различными исполнителями прямо на уроке, открыв компьютер. Раньше для этого надо было идти в фонотеку. Поэтому, использование различных инновационных технологий в настоящее время является большим плюсом в работе, будь то сольное исполнение, либо ансамбль народных инструментов и так далее.
Еще один важный момент в работе с ансамблем - это подбор репертуара. Очень часто педагоги сталкиваются с тем, что очень непросто найти ноты понравившегося произведения. Мы знаем, что в настоящее время они довольно дорогие. И здесь педагогу, возможно, делать свои обработки и переложения интересных пьес. Конечно, и раньше преподаватели сами делали обработки каких-либо произведений. Но в наше время появилась возможность заниматься с помощью цифровой техники. Педагоги с помощью компьютерной техники сами имеют возможность набирать ночные тексты своих обработок и переложенийи даже делают целые сборники таких произведений. Ведь за свою профессиональную деятельность у педагога накапливается большой архив нотных произведений.
Игра в ансамбле очень объединяет его участников. Мы вместе с детьми и их родителями придумываем костюмы для нашего ансамбля, совместно посещаем концерты интересных нам исполнителей. Замечено, что дети очень сплачиваются и помогают друг другу. Это очень важное качество.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть важность коллективной игры в музыкальной школе и конечно же использование современных инновационных методов и форм обучения, так как они имеют огромнейшее значение в нашей работе.