Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Как научить ребенка правильному и осознанному чтению. Первые шаги.

Познакомить с упражнениями и заданиями, выполняя которые ребенок в игровой форме научится правильному и осмысленному чтению.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Как научить ребенка правильному и осознанному чтению. Первые шаги.

Учитель начальных классов:

Соколова Елена Анатольевна

МБОУ Гимназия №7

г. Торжок Тверская область

2021г.

«Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная.» Пушкин А.

«Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну.» Мартин Д.

«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.» Даль В.

Научить ребенка правильно, бегло, выразительно и осознанно читать- одна из важнейших задач начального образования. Для того, чтобы ребенок научился говорить, ему достаточно слышать человеческую речь вокруг себя, а вот для того, чтобы научиться читать- придется потрудиться. Заговорил человек примерно 100 000 лет назад, а вот писать и читать научился «совсем недавно»- не более 5000 лет назад. Навык чтения это сложный комплекс умений и навыков, доведенных до автоматизма. Но зато для того ребенка, который овладел навыком чтения в полной мере, открывается дверь в огромный мир литературы, научных знаний, дается отличный старт для дальнейшего обучения в школе, кроме того это еще и способ общения с другими людьми. Сформированный навык чтения говорит о том, что у ребенка в достаточной мере развиты такие психические процессы, как мышление, память, внимание, речь.

На первых порах, когда ребенок только научился читать, возникает серьезная проблема: Что читать, какие тексты взять? Мотивом овладения чтением, является потребность. Вначале это потребность научиться читать, то есть освоить сам механизм возникновения из букв слов. Затем появляется мотив узнать что-то новое и интересное в процессе чтения. Но читать простые известные тексты уже не интересно, а справиться с более сложными словами и предложениями не хватает умений. Даже маленький текст воспринимается младшим школьником на начальном этапе фрагментарно, не получается обобщить полученную информацию, преобладает интерес к содержанию речи, а не к речевой форме. Но зато ярко выражено эмоциональное восприятие прочитанного, информация воспринимается в зависимости от жизненного опыта ребенка, в связи с практической деятельностью школьника. Современные методики понимают чтение не как воспроизведение прочитанного, а как вдумчивое чтение, когда даже самый маленький читатель учится думать о прочитанном и до чтения, и во время чтения, и после чтения. Ведь только вдумчивое чтение способно помочь современному человеку правильно сориентироваться в потоке информации.

Методистами выделяются следующие этапы становления навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический- все компоненты процесса чтения разорваны и требуют от ребенка значительных усилия для их объединения. На этом этапе школьнику сложно соотнести гласную буква и слог слияние, причитать букву вне слияния, плавно произнести прочитанное, осознать, какое слово было прочитано. На аналитическом этапе ребенок читает по слогам.

На этом этапе большую пользу юному читателю принесут такие игры как «Паровоз», «Стрела», чтение трехбуквенных слогов по цепочке.

1. Прочитай: кол-кло-олк-лок-

сот-сто-ост-тос-

тир-три-ирт-рит

2. «Паровоз» Читай слово без остановки, ведь паровоз мчится от одной станции до другой без остановки. При этом можешь читать слово очень медленно.

Мо-ло-ко са-по-ги хо-ро-шо ма-ли-на хо-ди-ли ра-бо-та че-ло-век мо-ло-дец

3.«Стрела» читай слог, как увидишь значок стрела, читай так быстро, как только можешь, до конца строки. Но помни: ошибаться нельзя!

Ли ми ти ри ви ни си ди пи

Для перехода к следующему этапу овладения чтением полезно использовать тексты с выделенными слогами. Такой метод написания помогает ребенку прочесть слово, при этом не задерживает его на этапе слогового чтения, ведь слово условно делится на части, но не разбивается на отдельные фрагменты.

Вот и теплые деньки! Ребята сняли пальто и шапки. Убрали коньки и санки. У ручья Толя и Саша. Они пустили по воде лодочку из коры. В саду папа сажает вишни и сливы. На огороде мама сеет редис.

Синтетический этап характеризует то, что все три компонента чтения синтезируются в единое целое. Ребенок начинает читать целыми словами, появляется интонация при чтении. На это этапе важно, чтобы школьник осмысливал читаемые слова в связи со всем текстом, заданием. Ведь правильное интонационно окрашенное чтение появится только в том случае, если ребенок воспринимает текст или предложение целиком, может удержать в памяти. Осмыслить в процессе чтения.

1.Какие вещи нужны только зимой ? Подчеркни эти слова.

Шуба, зонтик, сарафан, лукошко, плавки, плащ, санки, лыжи, шорты, велосипед, валенки

2.Это правда или нет?

Зимой медведь спит в берлоге. Летом идет снег. Птицы вьют гнезда осенью. Летом санки не нужны.

Автоматизация- это этап, когда процесс чтения доведен до автоматизма и не осознается самим чтецом. На этом этапе школьник уже не задумывается, как прочитать, он задумывается, о том что он прочитал. Ребенок на этом этапе стремиться читать про себя, обращает внимание на выразительные средства языка, идею произведения, замысел автора. На прочитанное наблюдается эмоциональная реакция, желание обсудить прочитанное возникает на основе переживаний, без побуждения учителя. На данном этапе школьник уже способен работать над обсуждением литературного произведения, которое соответствует возрасту юного читателя, в полном объеме.

Можно выделить четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

Для ликвидации ошибок при чтении существует множество упражнений и заданий, которые различаются в зависимости от того, какую ошибку они призваны исправит. Одно из наиболее эффективных заданий следует назвать

Выборочное чтение по вопросам.

На дворе осень. Небо серое, идет дождик. Ольга смотрит в окно. Струйки воды бегут по стеклу. На дворе грязь и лужи. Гулять нельзя…

Ответь на вопросы словами текста:

Так как ребенку приходится в процессе работы перечитывать текст повторно, с каждым разом даже слова, которые вызвали затруднение, будут прочитаны более правильно и легко. При этом осуществляется работа и над осознанностью чтения.

Беглость чтения зависит от, так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. У начинающего читателя поле чтения совсем маленькое, часто равно одной букве. Школьник на строке делает много остановок, особенно, если слова и текст незнакомы. В процессе обучения, совершенствования навыка, поле расширяется. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста 3-5 остановок, ему уже не нужно повторять прочитанное для полного понимания. Беглость не является самоцелью при развитии навыка чтения. Она формируется и улучшается в процессе развития зрительного восприятия текста. Помощь в развитии беглости чтения может оказать уже знакомая нам игра «Паровоз», при этом ее можно усложнить, исключив деление слов на слоги, а так же соревновательные задания на скорое и правильное чтение.

Под сознательностью чтения понимают как осмысление прочитанного в процессе чтения. Так и осмысление текста в более широком смысле. Это и понимание идея произведения, позиции автора, выделение выразительных средств художественного произведения и так далее. Для формирования сознательного чтения можно использовать различные интересные задания.

1.Соедини начало предложения и его концовку. Прочитай получившийся рассказ. Придумай ему название.

Днем снег лепили снежную бабу.

Ваня и Саша была ветка.

В руках у бабы был липкий.

2.Составь рассказ о том. Как белочка готовится к зиме.

Она ловко прыгает по веткам. В старой сосне дупло. В гнезде у нее большие запасы. В уютном гнезде живет рыжая белочка. Насушила белочка грибов. Это корм зверька на всю холодную зиму. Собрала орехи и желуди.

3.Тексты «небывальщина».

Мы с тобой на улице в большом городе. Здесь много народу. По дороге плывут машины. Над дорогой снизу висит светофор. Вот зажегся зеленый свет и машины встали. Мальчик переходит через дорогу. Другие пешеходы поднимаются в подземный пешеходный переход.

4.Вставь словечко

Хорошо летом в лесу! Мы идем по _________траве. Весело ____________ птицы. В ______ пищат птенцы. Под _______ шуршат ежи. У тропы ________ рыхлой земли. Это _____ крота.

На следующем этапе формирования осмысленного чтения ребята учатся осмысливать подтекст произведения, его идейной направленности, замысла автора. Образных и художественных средств. Которые использованы в литературном произведении. В дальнейшем школьники учатся определять круг своего чтения, на основе своих интересов и предпочтений.

Выразительность-это способность при помощи средств устной речи передать слушателям главную мысль текста и свое к нему отношение. Выразительность при чтении неразрывно связаны с пониманием прочитанного и с заинтересованностью в чтении. Только если текст тронул душу юного читателя. Он сможет прочитать его выразительно. Огромную роль играет личный пример родителей и учителя. Чем более эмоциональное и выразительное чтение слышат дети, тем больше желание у них прочесть так же. На самом начальном этапе могут быть использованы такие задания:

Бабушка варит суп. Она режет лук, морковь, капусту. Чей это ботинок? Ура! Мне купили ролики!

Путь от аналитического этапа до этапа автоматизации должен быть пройден ребенком в начальной школе. Без этого нельзя построить успешное обучение в среднем звене. Это произойдет, если правильно строить работу по формированию навыка чтения, своевременно корректировать ошибки и недочеты. Следует помнить, что навык чтения не формируется «за пять минут», что у каждого ребенка своя скорость приобретения этого навыка. Но в режиме работы для всех школьников должны быть учтены следующие правила

Радостное настроение, доброе слово похвалы, элемент соревнования и игры- помогут построить работу по обучению чтению и ликвидации ошибок при чтении с младшими школьниками правильно и продуктивно.

Список литературы для формирования заданий:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 01.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области