Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Теоретические основы развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Теоретические основы развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Цель: Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Понятие «развитие количественных представлений» дошкольников является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о множестве предметов, свойствах и признаках предметов, о натуральном ряде чисел и его свойствах, из овладения дошкольниками счетной и вычислительной деятельностью [7,с.25]. Основа трактовки понятия была заложена в работах педагогов Л.А. Венгера, Т.В. Тарунтаевой, которые рассматривают понятие количественные представления как «сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей» [21,с.34]. Из исследования Щербаковой Е.И. под развитием количественных представлений дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования логических операций [25,с. 67].

Существует несколько методологических направлений развития количественных представлений. Согласно первому направлению, которое представляют Ж.Пиаже, Д.Б. Эльконин, В.В.Давыдов, методы и приёмы развития количественных представлений конструировались на основе идеи преимущественного развития у дошкольников интеллектуально-творческих способностей. Второе положение, которое выдвигают А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, базировалось на преимущественном развитии у детей сенсорных процессов и способностей. Третье теоретическое положение педагогов П.Я.Гальперина, Л.С.Георгиева, В.В.Давыдова, А.М. Леушиной, на котором базируется развитие количественных представлений дошкольников, основано на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков количества (много-мало), длины, ширины, высоты, массы [11,с.171]. Четвёртое положение основывается на идее становления и развития определённого стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений А.А. Столяр, Р.Ф. Соболевский, Т.М. Чеботаревская, Е.А.Носова [20, с.45].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предлагается следующее определение понятия: «развитие количественных представлений это формирование приемов умственной деятельности на основе овладения детьми количественными представлениями о свойствах и отношениях объектов окружающего мира» [24, с.7]. Выделяют физиологические и психологические механизмы восприятия количества и изменения количественных представлений в зависимости от возраста детей.

У детей старшего дошкольного возраста систематизируются представления о счете как способе обозначения количества числом. Уточняется цель (ответить на вопрос «Сколько всего?»), средство достижения (процесс сосчитывания), назначение результата (получить число, назвать его и обозначить цифрой), то есть счет как деятельность состоит из ряда компонентов [24, с.30]:

Для овладения счетной деятельностью необходимы речеслуховые и зрительно-двигательные связи. Необходимо умение устанавливать взаимно однозначные соответствия (это тренируется при сравнении множеств путем наложения и приложения).

Дети осваивают следующее.

В процессе практических действий с множествами предметов, счета и сравнения дети овладевают словами и выражениями: число (здесь столько же, тоже три, первый, пятый, последний), пара (разложил в ряд, подложил один предмет под другой, составил пары, добавил один предмет, убрал один предмет, стало меньше, сосчитал, отсчитал столько, сколько нарисовано) и другими. При этом они упражняются в построении простых и сложных предложений со связками (и, а, если, то), объяснении своих действий, умении задавать простые вопросы со словом сколько о количестве предметов в комнате, на картине.

Дети учатся выражать в речи не только результат своих действий, то есть отвечать на вопрос «Что ты сделал?», но и способ выполнения действия. Сначала по вопросам педагога, а затем самостоятельно они объясняют ход своих действий. Дети начинают адекватно понимать выражения, употребляемые педагогом: «Сравни по количеству», «Какое из чисел больше?», «Если звуков столько же, сколько предметов, то, сколько их?», «Равны по количеству», «Не равны по числу».

В пять лет ребенок владеет счетом до 8 10; число воспринимается им как итог счета, показатель определенного количества предметов, опознавательный и различительный признак нескольких множеств. Поясним. Число «пять» и соответствующая цифра «5»показывают на то, что кошек, игрушек, столов по пять. Их количество одинаково. Количество элементов первого, второго, третьего множества выражено одним и тем же числом. Для ребенка пяти лет число является результатом измерения, деления целого на неравные и равные части.

На шестом году жизни дети осваивают следующее.

Под влиянием овладения двумя видами деятельности, счетом и измерением, у детей формируются четкие представления о месте, порядке следования, количественном значении числа, отношении его к другим числам (в пределах 10). Достигнутый уровень развития количественных представлений позволяет детям старшего дошкольного возраста подойти к пониманию принципа построения натурального ряда: каждое следующее число больше предыдущего на «один» и каждое предыдущее меньше следующего на «один». Только в процессе вычислительной деятельности приходит умение составлять и решать арифметические задачи, что играет большую роль для развития количественных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Итак, общая последовательность развития количественных представлений о числе в период дошкольного детства состоит в следующем: от восприятия множественности (много) и возникновения первых количественных представлений (много, один, мало) через овладение практическими способами установления взаимно однозначного соответствия (столько же, больше, меньше) к осмысленному счету, измерению и решению простых арифметических задач.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области