Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация дополнительного образования по программе "Дошкольный туризм"

приобщение к здоровому образу жизни

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Организация дополнительного образования

по программе «Дошкольный туризм»

в МДОУ «Детский сад № 1 «Колобок» г. Касли»

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является сохранение здоровья и развитие личности каждого ребёнка. Всё начинается с детства. Именно в дошкольном возрасте формируются интересы, пристрастия, наклонности человека. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной  информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной  нагрузки, а физическая активность неизменно стремится к нулю.

Ещё  одной  из  причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические  факторы, обременённость родителей  вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике заболеваний ребенка.

Поэтому наше дошкольное учреждение уже не один год осуществляет целенаправленную работу по формированию физической активности и здорового образа жизни у детей.

В условиях развития и совершенствования системы дошкольного образования, внедрения различных видов дополнительного образования, чтобы привлечь детей и родителей, необходимо было придумать что то с чем бы мы могли справиться, заинтересовать родителей в своей деятельности и организовать свою работу в соответствии с новыми государственными требованиями к развитию дошкольного образования.

В результате совместной поисковой работы администрации, педагогов, родителей, исходя из запросов государственной политики в сфере дошкольного образования, пожеланий родителей, возможностей ДОУ было определено одно из главных направлений деятельности учреждения - сохранение и укрепление здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху.

В связи с этим активизировался поиск подходов в воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности ребенка. На наш взгляд одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

Толчком к началу нашей новой деятельности стало приглашение из соседнего города поучаствовать с ребятами в соревнованиях по преодолению туристической полосы препятствий. Это был наш первый опыт выезда за пределы города, но он был безоговорочно поддержан родителями. Они с воодушевлением пошили детям форму, были придуманы название и эмблема команды. Сколько положительных эмоций принесла нам эта поездка: дети с азартом преодолевали одно препятствие за другим, родители не переставали подбадривать их, проходя всю дистанцию вместе с ними. И хотя наше участие было скорее всего знакомством с новым видом деятельности, но мы поняли, что хотим этим заниматься.

Приехав домой и обсудив с коллективом предполагаемое направление деятельности, мы собрали родительское собрание и выступили перед ними с инициативой о выборе туристско-краеведческой деятельности, как одного из направлений в работе с детьми. Родители очень заинтересовались предложением и с энтузиазмом нас поддержали. И работа началась.

Первоначально работа по направлению «Дошкольный туризм» являлась вариативной частью основной образовательной программы учреждения и включала местный компонент в программу обучения: ознакомление с природой Южного Урала через беседы, презентации, экскурсии и вылазки на озера, в парки, посещение музеев и достопримечательностей города, а также ознакомление детей с элементарными навыками ориентирования и преодоления препятствий.

Со временем, со значительным расширением мероприятий туристско-краеведческой направленности, коллективом ДОУ было решено перевести работу по данному направлению в разряд дополнительного образования детей.

Была разработана программа «Дошкольный туризм», которая успешно прошла экспертизу и была одобрена Министерством образования и науки Челябинской области.

Мы получили лицензию на дополнительное образование.

И с 1 сентября 2020года мы стали официально вести работу по дополнительному образованию детей по программе дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Дошкольный туризм»

Основная цель данной программы - формирование здорового образа жизни посредством туристско-краеведческой деятельности.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

Работа по дошкольному туризму ведется в разных направлениях по пяти образовательным областям. Программа включает как теоретические так и практические занятия, которые проводятся через игру и обыгрывание игровых ситуаций.

Одновременно с документальным оформлением деятельности, пробуются и внедряются новые формы работы с детьми : дети вместе с родителями совершают походы выходного дня на дальние озера, поднимаются в горы, спускаются с небольших скал по веревкам с использованием туристического снаряжения, посещают экстрим парки с прохождением оборудованных трасс для детей, получают элементарные знания по спортивному ориентированию, изучают природный мир Южного Урала, знакомятся с достопримечательностями города и района. Заинтересованность детей и родителей не падает, а наоборот, родители уже сами предлагают новые маршруты движения.

В течении этого учебного года мы

-совершили поход выходного дня на зимнее озеро, излюбленное место отдыха Каслинцев, где дети любовались красотой зимнего пейзажа, катались на снегокатах, играли в различные игры;

-посетили музей Каслинского художественного литья, где дети в игровой форме познакомились с изделиями Каслинских мастеров;

- посетили Крытый каток в Кыштыме, пробуя свои силы в катании на коньках;

- совершили поход выходного дня на берег озера Большие Аллаки, где находится одна из самых загадочных достопримечательностей Южного Урала – древнее святилище - «Каменные палатки».

- кратковременные походы в лес, на озеро и др.

В процессе планирования и обсуждения туристической деятельности в детском саду родители действительно становятся равноправными участниками образовательного процесса, что создает условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление с ними доверительных и партнерских отношений .

Любое совместное мероприятие позволяет родителям приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми и родительской общественностью в целом. Родители – самые дорогие и близкие люди! Родители увидели, что дети гордятся ими, а детям хочется вместе с ними шагать в горы, участвовать в соревнованиях, отмечать праздники, и просто играть.

Дети очень любят и ждут совместных мероприятий с родителями, знают, что их обязательно поддержат, и они унесут с собой не только подарки, но и массу незабываемых впечатлений.

       В результате туристской деятельности дети учатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, детский коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, проявляют взаимопомощь и поддержку друг друга.

На туристских прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. С помощью прогулок и походов дети узнают о животном и растительном мире родного края, получают эстетическое наслаждение от обозрения красоты родной природы. Через общение у воспитанников развивается речь и умение контактировать друг с другом и взрослыми.

В конце лета мы отправляемся в поход на озеро Аракуль с восхождением на гору Шихан. Этого похода ждут с нетерпением, и дети, и родители и сотрудники, к нам присоединяются не только родители, но и бабушки, дедушки, дяди, тети, старшие братья, сестры, бывшие наши выпускники и другие члены семей. Учитель физкультуры из соседней школы является нашим постоянным и незаменимым инструктором в походах во время проведения занятий по скалолазанию. Если в первый раз дети совершают спуск с опаской, то уже ступив на землю после спуска, и испытав радость от преодоления страха, тут же стремятся повторить захватывающее движение вниз. И конечно же каждый ребенок получает при этом слова поддержки и восхищения.

Далее дети вместе с родителями продолжают восхождение на гору Шихан, любуются природой Южного Урала с высоты птичьего полета.

По возвращении к озеру, дети с удовольствием купаются в чистых водах Аракуля.

Незаметно проходит день, и всей гурьбой мы отправляемся в обратный путь.

После похода с детьми мы организуем выставки поделок из природного материала, рисунков детей, фоторепортажей для родителей. Проводим итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристических навыков. Цель этой работы заключается в том, чтобы оценить уровень развития познавательных и двигательных способностей детей, закрепить полученные впечатления.

В это же время совершенствуется и расширяется материально-техническая база для ведения туристско-краеведческой деятельности: на территории детского сада проложена туристическая полоса препятствий, каждый год она совершенствуется и дополняется новыми интересными этапами, такими как: «Паутина», «Параллельная переправа», «Скалодром», «Подвесной шагоход», спуск по веревке на роликах и др

Одним из новых направлений в работе явилось освоение настоящего скалодрома, созданного при большой поддержке и помощи родителей в старшей группе детского сада.

Свою работу мы ведём в тесном сотрудничестве с туристским клубом «Атмосфера» (руководитель Молчанова А.С.,). Они помогают нам в организации и проведении судейства соревнований, делятся необходимым снаряжением и оборудованием, предоставляют зал для проведения тренировок и соревнований.

Итогом годовой учебной деятельности по программе «Дошкольный туризм» является проведение туристического слета среди дошкольных учреждений города и района. На соревнования приходят родители, чтобы поболеть и поддержать своих детей. Мероприятие проходит в атмосфере азарта, доброжелательности и единения всех участников и зрителей, и неизменно заканчивается вручением призов и сладких угощений всем участникам.

После каждого турслета или похода, педагоги и родители наших детей готовят отзывы и статьи, которые публикуются в районной газете «Красное знамя», на сайте организации и в Контакте.

В результате организации дополнительного образования в сфере дошкольного туризма жизнь нашего детского сада совершенно изменилась: стала яркой, насыщенной информацией и впечатлениями, дети стали активнее как в познавательном, так и в двигательном плане, стали выносливее, меньше болеют, стали успешнее в общении и в жизни.

К туристической деятельности мы вовлекаем детей с 5 лет, а через 2 года они уходят в школу, где также функционирует туристический клуб и дети продолжают заниматься полюбившейся им деятельностью.

Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранного нами направления деятельности учреждения по воспитанию всесторонне развитого , активного , здорового ребенка через приобщение его к туристической деятельности.

Сделано немало, но ещё больше предстоит сделать, много идей, планов. Но самое главное, чтобы наши дети были всегда здоровы. Улыбка на детском лице, спокойствие и поддержка родителей – вот лучший результат нашей работы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области