Организация дополнительного образования
по программе «Дошкольный туризм»
в МДОУ «Детский сад № 1 «Колобок» г. Касли»
Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является сохранение здоровья и развитие личности каждого ребёнка. Всё начинается с детства. Именно в дошкольном возрасте формируются интересы, пристрастия, наклонности человека. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки, а физическая активность неизменно стремится к нулю.
Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике заболеваний ребенка.
Поэтому наше дошкольное учреждение уже не один год осуществляет целенаправленную работу по формированию физической активности и здорового образа жизни у детей.
В условиях развития и совершенствования системы дошкольного образования, внедрения различных видов дополнительного образования, чтобы привлечь детей и родителей, необходимо было придумать что то с чем бы мы могли справиться, заинтересовать родителей в своей деятельности и организовать свою работу в соответствии с новыми государственными требованиями к развитию дошкольного образования.
В результате совместной поисковой работы администрации, педагогов, родителей, исходя из запросов государственной политики в сфере дошкольного образования, пожеланий родителей, возможностей ДОУ было определено одно из главных направлений деятельности учреждения - сохранение и укрепление здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху.
В связи с этим активизировался поиск подходов в воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности ребенка. На наш взгляд одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.
Толчком к началу нашей новой деятельности стало приглашение из соседнего города поучаствовать с ребятами в соревнованиях по преодолению туристической полосы препятствий. Это был наш первый опыт выезда за пределы города, но он был безоговорочно поддержан родителями. Они с воодушевлением пошили детям форму, были придуманы название и эмблема команды. Сколько положительных эмоций принесла нам эта поездка: дети с азартом преодолевали одно препятствие за другим, родители не переставали подбадривать их, проходя всю дистанцию вместе с ними. И хотя наше участие было скорее всего знакомством с новым видом деятельности, но мы поняли, что хотим этим заниматься.
Приехав домой и обсудив с коллективом предполагаемое направление деятельности, мы собрали родительское собрание и выступили перед ними с инициативой о выборе туристско-краеведческой деятельности, как одного из направлений в работе с детьми. Родители очень заинтересовались предложением и с энтузиазмом нас поддержали. И работа началась.
Первоначально работа по направлению «Дошкольный туризм» являлась вариативной частью основной образовательной программы учреждения и включала местный компонент в программу обучения: ознакомление с природой Южного Урала через беседы, презентации, экскурсии и вылазки на озера, в парки, посещение музеев и достопримечательностей города, а также ознакомление детей с элементарными навыками ориентирования и преодоления препятствий.
Со временем, со значительным расширением мероприятий туристско-краеведческой направленности, коллективом ДОУ было решено перевести работу по данному направлению в разряд дополнительного образования детей.
Была разработана программа «Дошкольный туризм», которая успешно прошла экспертизу и была одобрена Министерством образования и науки Челябинской области.
Мы получили лицензию на дополнительное образование.
И с 1 сентября 2020года мы стали официально вести работу по дополнительному образованию детей по программе дополнительного образования туристско-краеведческой направленности «Дошкольный туризм»
Основная цель данной программы - формирование здорового образа жизни посредством туристско-краеведческой деятельности.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
Работа по дошкольному туризму ведется в разных направлениях по пяти образовательным областям. Программа включает как теоретические так и практические занятия, которые проводятся через игру и обыгрывание игровых ситуаций.
Одновременно с документальным оформлением деятельности, пробуются и внедряются новые формы работы с детьми : дети вместе с родителями совершают походы выходного дня на дальние озера, поднимаются в горы, спускаются с небольших скал по веревкам с использованием туристического снаряжения, посещают экстрим парки с прохождением оборудованных трасс для детей, получают элементарные знания по спортивному ориентированию, изучают природный мир Южного Урала, знакомятся с достопримечательностями города и района. Заинтересованность детей и родителей не падает, а наоборот, родители уже сами предлагают новые маршруты движения.
В течении этого учебного года мы
-совершили поход выходного дня на зимнее озеро, излюбленное место отдыха Каслинцев, где дети любовались красотой зимнего пейзажа, катались на снегокатах, играли в различные игры;
-посетили музей Каслинского художественного литья, где дети в игровой форме познакомились с изделиями Каслинских мастеров;
- посетили Крытый каток в Кыштыме, пробуя свои силы в катании на коньках;
- совершили поход выходного дня на берег озера Большие Аллаки, где находится одна из самых загадочных достопримечательностей Южного Урала – древнее святилище - «Каменные палатки».
- кратковременные походы в лес, на озеро и др.
В процессе планирования и обсуждения туристической деятельности в детском саду родители действительно становятся равноправными участниками образовательного процесса, что создает условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установление с ними доверительных и партнерских отношений .
Любое совместное мероприятие позволяет родителям приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими детьми и родительской общественностью в целом. Родители – самые дорогие и близкие люди! Родители увидели, что дети гордятся ими, а детям хочется вместе с ними шагать в горы, участвовать в соревнованиях, отмечать праздники, и просто играть.
Дети очень любят и ждут совместных мероприятий с родителями, знают, что их обязательно поддержат, и они унесут с собой не только подарки, но и массу незабываемых впечатлений.
В результате туристской деятельности дети учатся взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров, детский коллектив группы стал более сплоченным, создалась атмосфера общности интересов; они стали более внимательны друг к другу, доброжелательны, проявляют взаимопомощь и поддержку друг друга.
На туристских прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. С помощью прогулок и походов дети узнают о животном и растительном мире родного края, получают эстетическое наслаждение от обозрения красоты родной природы. Через общение у воспитанников развивается речь и умение контактировать друг с другом и взрослыми.
В конце лета мы отправляемся в поход на озеро Аракуль с восхождением на гору Шихан. Этого похода ждут с нетерпением, и дети, и родители и сотрудники, к нам присоединяются не только родители, но и бабушки, дедушки, дяди, тети, старшие братья, сестры, бывшие наши выпускники и другие члены семей. Учитель физкультуры из соседней школы является нашим постоянным и незаменимым инструктором в походах во время проведения занятий по скалолазанию. Если в первый раз дети совершают спуск с опаской, то уже ступив на землю после спуска, и испытав радость от преодоления страха, тут же стремятся повторить захватывающее движение вниз. И конечно же каждый ребенок получает при этом слова поддержки и восхищения.
Далее дети вместе с родителями продолжают восхождение на гору Шихан, любуются природой Южного Урала с высоты птичьего полета.
По возвращении к озеру, дети с удовольствием купаются в чистых водах Аракуля.
Незаметно проходит день, и всей гурьбой мы отправляемся в обратный путь.
После похода с детьми мы организуем выставки поделок из природного материала, рисунков детей, фоторепортажей для родителей. Проводим итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристических навыков. Цель этой работы заключается в том, чтобы оценить уровень развития познавательных и двигательных способностей детей, закрепить полученные впечатления.
В это же время совершенствуется и расширяется материально-техническая база для ведения туристско-краеведческой деятельности: на территории детского сада проложена туристическая полоса препятствий, каждый год она совершенствуется и дополняется новыми интересными этапами, такими как: «Паутина», «Параллельная переправа», «Скалодром», «Подвесной шагоход», спуск по веревке на роликах и др
Одним из новых направлений в работе явилось освоение настоящего скалодрома, созданного при большой поддержке и помощи родителей в старшей группе детского сада.
Свою работу мы ведём в тесном сотрудничестве с туристским клубом «Атмосфера» (руководитель Молчанова А.С.,). Они помогают нам в организации и проведении судейства соревнований, делятся необходимым снаряжением и оборудованием, предоставляют зал для проведения тренировок и соревнований.
Итогом годовой учебной деятельности по программе «Дошкольный туризм» является проведение туристического слета среди дошкольных учреждений города и района. На соревнования приходят родители, чтобы поболеть и поддержать своих детей. Мероприятие проходит в атмосфере азарта, доброжелательности и единения всех участников и зрителей, и неизменно заканчивается вручением призов и сладких угощений всем участникам.
После каждого турслета или похода, педагоги и родители наших детей готовят отзывы и статьи, которые публикуются в районной газете «Красное знамя», на сайте организации и в Контакте.
В результате организации дополнительного образования в сфере дошкольного туризма жизнь нашего детского сада совершенно изменилась: стала яркой, насыщенной информацией и впечатлениями, дети стали активнее как в познавательном, так и в двигательном плане, стали выносливее, меньше болеют, стали успешнее в общении и в жизни.
К туристической деятельности мы вовлекаем детей с 5 лет, а через 2 года они уходят в школу, где также функционирует туристический клуб и дети продолжают заниматься полюбившейся им деятельностью.
Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранного нами направления деятельности учреждения по воспитанию всесторонне развитого , активного , здорового ребенка через приобщение его к туристической деятельности.
Сделано немало, но ещё больше предстоит сделать, много идей, планов. Но самое главное, чтобы наши дети были всегда здоровы. Улыбка на детском лице, спокойствие и поддержка родителей – вот лучший результат нашей работы.