Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тема проекта «МЫ ВМЕСТЕ»

Повышение компетентности родителей по этнокультурному воспитанию дошкольников. Привлечение родителей к сотрудничеству, эффективному взаимодействию с коллективом детского сада с целью построения единого образовательного пространства ДОУ и полноценного развития каждого ребенка. -Развивать стремления к познанию культурных традиций через возрождение основ национального семейного воспитания. - Знакомить детей и взрослых с историческим и культурным прошлым народов, проживающих на территории Алтайского края. - Формировать у детей дошкольного возраста представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет. - Расширять кругозор детей на основе этнографического материала, доступного их пониманию. - Укреплять дружеские, партнерские отношения между детьми, родителями и педагогами. - Сформировать у детей интерес к своей семье, ее традициям.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Алгоритм разработки проекта

Тема проекта: «МЫ ВМЕСТЕ»

Основная идея

"Семейный клуб в ДОУ, как инновационная модель этнокультурного воспитания"

Вид проекта по продолжительности

Долгосрочный (3года)

Вид проекта по доминирующей деятельности

Этнокультурное воспитание

Вид проекта по содержанию

Социально-творческий

Целевая аудитория

дети дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги ДОУ.

Разработчики проекта

Воспитатели, специалисты ДОУ.

Формулировка проблемной ситуации

Как показывают исследования современных семей, родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка. Этому мешает их чрезмерная занятость, сопровождаемая низким уровнем педагогической культуры, формализованными контактами с детьми, дефицитом теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновением совместных семейных форм трудовой и художественно-творческой деятельности (традиции домашнего рукоделия, детские кукольные спектакли, семейное музыцирование, семейные камерные театры, домашнее чтение и др.). Все это существенно влияет на характер детско-родительских отношений.

Цель проектирования

Повышение компетентности родителей по этнокультурному воспитанию дошкольников.

Привлечение родителей к сотрудничеству, эффективному взаимодействию с коллективом детского сада с целью построения единого образовательного пространства ДОУ и полноценного развития каждого ребенка.

Задачи

-Развивать стремления к познанию культурных традиций через возрождение основ национального семейного воспитания.

- Знакомить детей и взрослых с историческим и культурным прошлым народов, проживающих на территории Алтайского края.

- Формировать у детей дошкольного возраста представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

- Расширять кругозор детей на основе этнографического материала, доступного их пониманию.

- Укреплять дружеские, партнерские отношения между детьми,

родителями и педагогами.

- Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям.

Ожидаемые результаты

-Реализация проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов по этнокультурному воспитанию.

-повышение педагогической компетентности родителей;

-апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;

-формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;

-осознание родителями собственного воспитательного опыта;

-снятие затруднений детско-родительских отношений;

-установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;

-повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;

-разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности

( фестивали, конкурсы различного уровня).

открытость и целостный подход к планированию педагогического процесса и работы с родителями; природосообразность и культуросообразность;

единство образовательной системы и предметно-развивающей(этнокультурой) среды;

личностно-ориентированный подход при организации различных форм деятельности и оценки результатов педагогического процесса; принцип лада, соборности и коллективности (совместный труд, досуги, общение детей с родителями и другими взрослыми) как ведущий фактор формирования семьянина, патриота, труженика;

поощрение самостоятельности ребенка , творчества детей и родителей;

опора на единство духовно-нравственных ценностей и идеалов народа в планировании работы с детьми и родителями, создании предметно-пространственной среды детского сада.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое обеспечение проекта:

Воспитатели, специалисты ДОУ.

 Нормативное правовое обеспечение проекта:--Закон «Об образовании».

- Конвенция о правах ребенка.

- Устав ДОУ.

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» от 30 декабря 2015 г. №1493.

Финансовое обеспечение проекта:

Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования из местного бюджета.

Материально-техническое обеспечение проекта:

мультимедийный центр , интерактивный центр , ноутбук , принтеры , игровая приставка , русские народные инструменты , национальные костюмы коллекция кукол театра « Би-ба-бо».

Учебно-методическое обеспечение :

-Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комарова М.А. Васильева Издательство МОЗАИКАСИНТЕЗ Москва, 2014

-Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева)

-Комплексно-целевая программа по этнокультурному воспитанию дошкольников«Детский сад « Солнечный город»

-Программа комплексного изучения музыкального фольклора Хазова М.В. «Горенка». – М.:«Владос», 1999

-Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» И.А.Бойчук, Т.Н. Папушева

-«Наследие» /М.Ю.Новицкая – М: Линка-Пресс,2003.

-Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений». – М.: «Владос», 1999.

-«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. - «Детство-Пресс» 2011

Вид презентации проекта

Участие в конкурсах инновационных проектов на муниципальном, региональном, федеральном уровне:

Представление материала проекта для участия в конкурсах на муниципальном, региональном, федеральном уровне.

Обмен опытом работы с образовательными организациями:

Проведение стажерской практики, семинаров-практикумов, мастер-классов, Дней открытых дверей, выпуск методических материалов.

Трансляция опыта работы по теме проекта в сети Интернет:

Опубликование инновационного проекта в сети Интернет на сайте образовательной организации и социальных сетях.

Информирование о реализации инновационного проекта органами Управления Учреждением:

Анализ работы и подведение итогов инновационного проекта на заседаниях родительского комитета, педагогического совета.

Продукт проекта

оформление уголков краеведения;

пополнение экспонатами комнаты русского быта « ГОРНИЦА» , мини-музея «КУКОЛЬНЫЙ ДОМИК»;

создание мини-проекта «Мое генеалогическое древо» (старший дошкольный возраст )

создание картотек народных игр, малых фольклорных форм и т.д.

создание выставок "Куклы в национальном костюме", "Народная игрушка" и др;

организация фольклорных праздников.

Оригинальность проекта

Прогноз - перспектива

Созданные необходимые условия для ознакомления дошкольников с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, позволят не только объединить семью, но и окажут позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы:

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Программа работы инновационного проекта

«Семейный клуб в ДОУ, как инновационная модель этнокультурного воспитания».

Этапы реализации проекта:

1 этап - подготовительный . (май-август 2018 г.)

Цель: Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

2 этап - практический . (сентябрь 2018 г. - май 2021 г.)

Цель: создание условий для успешного взаимодействия ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках работы Семейного клуба «Берегиня» по этнокультурному воспитанию.

3 этап - аналитический . (май - август 2021 г.)

Цель: Систематизировать и представить на итоговом педагогическом совете опыт работы семейного клуба в форме публичного доклада. Оценка результатов реализации проекта.

Мероприятие

1 этап - подготовительный

Цель

сроки

ответственные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Изучение в ДОУ пакета нормативно-правовой документации:

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016– 2020 г

-Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Мероприятия по изучению опыта работы детских садов Кемеровской области.

Опрос родителей с целью изучения предполагаемой

роли родителя в организации деятельности семейного клуба

Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.

Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

Оформление уголков краеведения, пополнение экспонатами комнаты русского быта « ГОРНИЦА», мини-музея «КУКОЛЬНЫЙ ДОМИК», создание мини-проекта «Мое генеалогическое древо» (старший дошкольный возраст)

Использование нормативно-правовых документов, как одно из условий организации системы работы по формированию этнокультурного и патриотического воспитания.

Выявление прогрессивного опыта работы детских садов региона по теме проекта, определение наиболее эффективных форм и методов.

установление индивидуальных контактов с каждой семьей для определения направлений взаимодействия.

формирование группы педагогов ДОУ, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта.

- издание Приказа руководителя структурного подразделения о реализации проекта,

- подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании семейного клуба.

Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности в условиях реализации проекта

май-август 2018 г.

Июнь 2018 г.

Июль 2018 г.

Июль 2018 г.

Август 2018 г.

В течение всего периода проекта.

Мероприятие

2 этап - практический

сроки

ответственные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

Первая встреча семейного клуба.

Цикл познавательных занятий «Город Кемерово - прошлое и настоящее», «Моя Родина – Кузбасс!».

Вторая встреча

семейного клуба

Семейный конкурс «Традиции моей семьи».

Мастер-класс "Знакомство с технологией изготовления народных кукол, сувениров, женских украшений".

Третья встреча

семейного клуба.

Педсовет

«Воспитание детей в традициях своего народа».

Краеведческая викторина «Люби и знай родной свой край».

Четвертая встреча семейного клуба.

Выставка семейных работ

«Светлая Пасха».

Спортивно-игровая программа«Ярмарка народных игр».

Семейный проект «Люблю березку русскую».

Круглый стол

«Когда мы вместе, то и душа на месте».

Первое встреча клуба «Берегиня».

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Проект «Моя семья. Моя родословная».

Вторая встреча клуба «Берегиня».

Оформление уголка «Защитники земли русской».

Третья встреча клуба «Берегиня».

Цикл виртуальных экскурсий "Прогулки по родному краю".

Четвертая встреча клуба «Берегиня».

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Летний проект "Наша малая Родина".

«Педагогическая лаборатория».

Первая встреча семейного клуба.

Семейный проект

«Без матери и солнце не греет».

Мастер - класс «Русские народные обереги».

Вторая встреча семейного клуба.

Семинар-практикум "Малые фольклорные формы. Колыбельные песни как средство народной педагогики".

Третья встреча семейного клуба.

Ярмарка русской игрушки.

Итоговое заседание семейного клуба «Берегиня»

Знакомство с участниками семейного клуба, обсуждение плана деятельности семейного фольклорного клуба «Берегиня».

Проведение ОД с использованием средств и методов народной педагогики.

Проведение фольклорной игровой программы «Покровские посиделки».

Изготовление конкурсного материала раскрывающего особенности проведения семейных праздников, национальных традиций семей воспитанников.

Изготовление народных кукол, сувениров, женских украшений.

Проведение фольклорной игровой программы «Рождественские колядки».

обмен опытом семейного воспитания.

Обобщение знаний истории родного края.

Проведение фольклорной игровой программы «Широкая масленица».

Изготовление сувениров раскрывающих особенности и традиции празднования Пасхи.

участие семей в спортивно - игровой деятельности.

организация тематических прогулок, занятий, игр, бесед, праздников. Рассматривание рисунков, фотографий .Знакомство с литературными произведениями и многое другое.

просмотр слайд шоу о деятельности клуба, обсуждение плана работы клуба, анкетирование.

семейные посиделки «Осенины –именины».

Совместная практическая

детско-родительская деятельность.

альбом «Моя семья», рисунки «Герб семьи», выставка «Моя родословная».

Проведение фольклорной игровой программы «Зимние святки».

Фото – выставка.

Проведение фольклорной игровой программы «Как на масленой неделе….»

Совместный просмотр видео роликов «Мой Кузбасс».

Проведение фольклорного праздника «Светлая Пасха».

Обмен опытом.

организация тематических прогулок, занятий, игр, бесед, праздников. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениями и многое другое.

Просмотр слайд-шоу о деятельности клуба.

«Капустные посиделки».

Изготовление альбомов, газет, буклетов о маме.

Изготовление оберегов для дома.

«На зимние святки гуляют ребятки» Фольклорный праздник.

Игровой тренинг.

Игровая программа «Здравствуй солнышко-колоколнышко».

Совместная деятельность.

Просмотр слайд - шоу о деятельности клуба всех сезонов.

Сентябрь

2018г

В течении учебного года.

Октябрь

2018г.

Ноябрь

2018г.

Декабрь.

2018г

Январь

2019г.

Февраль

2019г.

Март

2019г.

Март

2019г.

Апрель 2019г.

Май

2019г.

Июнь - август

2019 г.

Сентябрь

2019г.

Октябрь

2019г.

Ноябрь

2019г.

Декабрь

2019г.

Январь

2020г.

Февраль

2020г.

Март

2020г.

Апрель

2020г.

Апрель

2020г.

Май

2020г.

Июнь-август

Сентябрь

2020г.

Октябрь

2020г.

Ноябрь

2020г

Декабрь

2020г

Январь

2021г.

Февраль

2021г.

Март

2021г

Апрель

2021г

Май

2021г

Руководители клуба.

Педагоги ДОУ.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Педагоги ДОУ.

Руководители клуба.

Руководители клуба.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Руководители клуба.

Руководители клуба.

Педагоги ДОУ.

Руководители клуба, инструктор по ФИЗО.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Старший воспитатель,

руководители клуба.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

руководители клуба.

Педагоги ДОУ.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Педагоги ДОУ.

Руководители клуба.

Руководители клуба.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Старший воспитатель,

педагоги ДОУ.

Педагоги ДОУ.

Руководители клуба.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Педагоги ДОУ.

Руководители клуба.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Старший воспитатель, руководители клуба.

Мероприятие

3 этап - аналитический

сроки

ответственные

1.

2.

3.

Самоанализ эффективности проекта.

Анкетирование родителей и педагогов.

Распространение опыта среди педагогической общественности в рамках научно-практических конференций, мастер-классов, семинаров, публикаций в СМИ и Интернет, участия в профессиональных конкурсах.

Составление аналитической справки по реализации проекта.

Выявление отношения родителей и педагогов к результатам проекта.

Мероприятия по обмену опытом с образовательными организациями ( стажерская практика, семинары-практикумы, мастер-классы и др.).

Май

2021г.

Июнь – август

2021г.

2021г

Старший воспитатель, руководители клуба.

Руководители клуба, педагоги ДОУ.

Старший воспитатель, педагоги ДОУ.

Задачи государственной и муниципальной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект организации.

1. В проекте "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

2. Долгосрочная Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493 указывает на необходимость «укрепления чувства сопричастности граждан к

великой истории и культуре России, обеспечения преемственности

поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью».

3. Конвенция о правах ребенка: Статья 29

1. … образование ребенка должно быть направлено на:

-развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

-воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

-подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

-воспитание уважения к окружающей природе.

Краткое обоснование актуальности и инновационости проекта:

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта:

Воспитанники ДОУ в возрасте с 4-х до 7 лет, члены их семей (лица их заменяющие) независимо от возраста, социального статуса, национальной принадлежности и вероисповедания, педагоги образовательного учреждения, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением.

Целевые ориентиры проекта:

-Реализация проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов по этнокультурному воспитанию.

-повышение педагогической компетентности родителей;

-апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;

-формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;

-осознание родителями собственного воспитательного опыта;

-снятие затруднений детско-родительских отношений;

-установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;

-повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;

-разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности

( фестивали, конкурсы различного уровня).

Основные подходы к оценке эффективности проекта:

- Анкетирование родителей

- Педагогические наблюдения

- Сравнительный анализ анкетирования

- Отзывы родителей, социальных партнеров

- Участие в городских мероприятиях.

Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта:

Воспитанники ДОУ в возрасте с 4-х до 7 лет, члены их семей (лица их заменяющие) независимо от возраста, социального статуса, национальной принадлежности и вероисповедания, педагоги образовательного учреждения, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением.

Организации - соисполнители проекта (при их наличии, с указанием их функций):

-Детская библиотека им. И.М.Киселёва.

-кукольный театр им.А.Гайдара.

-Музей изобразительных искусств г.Кемерово.

- Кузбасский государственный краеведческий музей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:

состоит в совершенствовании содержания и механизмов взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей (законных представителей) с помощью внедрения семейного клуба как инновационной модели этнокультурного воспитания.

Для успешной реализации проекта планируется создать следующие условия:

оформление уголков краеведения;

пополнение экспонатами комнаты русского быта « ГОРНИЦА» , мини-музея «КУКОЛЬНЫЙ ДОМИК»;

создание мини-проекта «Мое генеалогическое древо» (старший дошкольный возраст )

создание картотек народных игр, малых фольклорных форм и т.д.

создание выставок "Куклы в национальном костюме", "Народная игрушка" и др;

организация фольклорных праздников.

Список использованной литературы:

Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» И.А.Бойчук., Т.Н.Папушева

Методическое пособие «Народные праздники в детском саду» (авторы М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова).

Боронина Е.Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М.: Владос, 1999.

Хазова М.В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М.:«Владос», 1999.

Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ.-метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003г. – 216 с.: ил. – (Воспитание и доп. образование детей)

Т.А.Шорыгина «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание» Москва; Прометей Книголюб; 2003

И.П.Нагибина ,К.Ю.Белая комплект из 5 книг и методические рекомендации « Моя Родина-Россия» Школьная пресса; 2010.

Т.А.Бударина « Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург « Детство-Пресс»2001

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева, М.Д. Маханева) Санкт-Петербург « АКЦИДЕНТ» 1999г

Г.И.Батурина «Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе» Москва; « Школьная пресса» 2003

Т.С.Комарова «Народное искусство в воспитании детей»Москва;1997

М.Б. Зацепина «Народные праздники в детском саду» Москва;« Мозаика-Синтез»2006

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области