Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Слагаемые успешного воспитания юного музыканта. Советы молодому преподавателю "

Цель- поделиться накопленным опытом, дать методические рекомендации молодым преподавателям для совершенствования в их работе процесса воспитания юного музыканта. Задачи 1. Достичь контакта с учеником 2. Создать творческую и доверительные атмосферу в классе 3. Учить ребенка целеустремленно и с желанием овладевать знаниями

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Управление культуры администрации города Кирова

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Нововятская детская школа искусств» города Кирова

Методическая разработка

Тема: «Слагаемые успешного воспитания юного музыканта. Советы молодому преподавателю».

Разработчик:

Фоминых Марина Спартаковна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Киров

2021

1

Содержание:

1.Введение________________________2

2. Основная часть__________________ 2

3. Заключение_____________________ 6

4. Список литературы_______________ 7

2

Цель данной работы – разработка методических рекомендаций для молодых преподавателей школ дополнительного образования, обобщение накопленного опыта как помощь в совершенствовании уровня педагогического профессионализма начинающих специалистов. Как правильно построить процесс обучения и воспитания юного музыканта? Как увлечь творчеством? Ведь развивая творческие начала ребёнка, педагог воспитывает человека с богатыми потенциальными возможностями во всех сферах его дальнейшей жизненной деятельности. Учителю, особенно начинающему, должно знакомиться с различными аспектами педагогического совершенствования, чтобы благотворно воздействовать на учеников, доверчиво полагающихся на авторитет преподавателя. Когда в класс приходят малыши, у одних в глазах вопрос и недоверие, у других – интерес и решимость узнать этот незнакомый и такой привлекательный мир Музыки. Важным аспектом успешного общения ученика и учителя являются личностные характериститки и профессиональные умения преподавателя, которые помогут «войти» в жизнь ребёнка, стать его единомышленником в осмыслении неведомого, что ждёт впереди. Музыка должна стать близкой, понятной и желанной.

Для достижения взаимопонимания и творческого единства преподавателю надо стараться всегда быть тактичным, корректным, в меру добрым и требовательным, а также необходимо:

- знать общие и музыкально-психологические особенности ученика, «улавливать» реакцию ребёнка на поставленные перед ним учебные задачи;

- методически последовательно подводить ученика к секретам овладения исполнительским мастерством, грамотно подбирать репертуарный план;

- воспитывать музыканта, умеющего самостоятельно работать;

- проводить работу с родителями и внеклассные мероприятия.

Атмосфера занятий музыкой должна быть радостной, непринуждённой, пробуждать воображение. Искусство учителя – создать такие условия, при которых каждый урок будет праздником и взаимным творческим поиском. Начинающий преподаватель обязательно должен посещать уроки более опытных коллег. Фактор совершенствования для вдумчивого учителя – воспитание в себе умения наблюдать, анализировать и обобщать.

3

Опытный преподаватель создаёт такую атмосферу на уроке, когда у ученика развивается артистическое мышление, любовь к работе, желание думать. Изучение чужого опыта должно сочетаться с анализом своей собственной педагогической работы и умением принимать практические решения. Поисковый характер деятельности молодого преподавателя формирует у него потребность в самообразовании, в повышении своего педагогического мастерства. Умение сочетать вдохновение с постепенно зарождающейся способностью ребёнка понимать музыку является одним из условий творческого сближения педагога и юного музыканта. Главным видом детей школьного возраста является учение, состоящее в приобретении знаний, умений, навыков. С психологической точки зрения обучение - процесс двусторонний, в нём принимают участие два лица: учитель и ученик. Учитель передаёт знания ученику, ученик воспринимает то, что даёт педагог. Поэтому ученик должен быть деятельным, думающим, активным. Что этому способствует?

Дети младшего возраста воспринимают музыку непосредственно, эмоционально. В связи с их ограниченной возможностью сосредотачиваться на отдельных деталях нотного текста, педагог должен постоянно стимулировать интерес к новому, давать толчок воображению. Подрастая, ученики начинают понимать связь пианистических приёмов с выразительностью звучания. Их чувственное восприятие опирается на эмоции и носит всё более осознанный характер. Общаясь с начинающим, преподаватель должен выявить особенности дарования своего воспитанника, понять причины возможных недостатков в исполнении разучиваемых произведений. На этой основе зарождается индивидуальный подход, важный для дальнейшего успешного продвижения в развитии музыканта.

Процесс обучения на всех этапах работы должен быть методически грамотным. Удачный подбор репертуара – основной фактор в исполнительском формировании музыканта. Знание художественных достоинств произведений школьной программы приходит в результате опыта работы с учениками разных способностей. Преподаватель должен не только вдумчиво изучать произведения, непосредственно прорабатываемые в классе, но и постоянно знакомиться с новыми, подбирая пьесы разных стилей и жанров , с установкой на развитие отдельных, чаще всего длительно формирующихся навыков. При этом надо учитывать особенности каждого ученика, то есть подходить к подбору репертуара дифференцированно.

4

Для особо одарённых и быстро продвигающихся в обучении детей возможны отступления от традиционной программы. Включая в индивидуальный план ученика произведения, значительно превышающие уровень трудности данного класса, следует, однако, осторожно вводить сложные в жанрово-стилистическом отношении пьесы, так как дети ещё не могут постичь их образно-эмоциональное содержание. Это нанесёт ущерб развитию их художественной индивидуальности. Должен преобладать принцип постепенности усложнения художественных и пианистических задач. Если в первые годы обучения возможности проявления самостоятельности при разучивании произведений или овладения исполнительскими приёмами крайне ограничены, то у учащихся более старшего возраста активизируется стремление к самостоятельному прочтению нотного текста хотя бы таких произведений, которые близки им по музыкальному языку и приёмам пианистического изложения. Опасны всё ещё существующие формы обучения, когда ребёнку всё «расшифровывается». Это и есть «натаскивание», которого нужно избегать.

Здесь нельзя не сказать о том, как важно научить музыканта читать с листа. Чем совершеннее музыкально-слуховые представления, тем точнее двигательные функции исполнительного аппарата, и наоборот: чем выше уровень игровых навыков, тем ярче музыкальные представления. Эта взаимосвязь и обусловливает качество чтения нот.

С первых шагов начинающего ученика важно приучать осмысленно, грамотно разбирать нотные тексты. План работы необходим, так как разбор, как правило, занимает у учащихся много времени из-за бессистемной домашней работы. Главная цель заключается в том, чтобы как можно быстрее перейти от разрозненного процесса «складывания» отдельных звуков к слитному процессу исполнения. Ведь что такое «разбор»? Это первое знакомство, первое впечатление, первое ощущение. Очень важно, чтобы оно пробуждало интерес, а не гасило его. С этой целью полезна своеобразная «разведка глазами», в ходе которой ученик определяет: жанр, характер произведения, темп, ключи, знаки альтерации, размер, затакт, регистры, ритм, паузы, динамические оттенки, мотивы, фразы, аппликатуру. Чем опытнее преподаватель, тем больше значения он придаёт навыкам разбора. Он знает, что недостаточное внимание к этому виду работы в дальнейшем затруднит процесс обучения. Совершенствовать эти навыки надо систематически. Здесь трудно переоценить практическое значение умений и навыков чтения нот с листа как важнейшего средства воспитания художественного вкуса и развития исполнительских способностей.

5

Порой приходится обучать детей, не обладающих яркими музыкальными данными, но любящими музыку и стремящимися её познать. В этом случае преподавателю приходится искать такие возможности, которые представляли бы художественный интерес для ученика и были бы ему доступны и понятны. Здесь важная задача состоит в том, чтобы то звено в обучении, которое тормозит развитие ученика, было выявлено. У этого типа учащихся ответная реакция на предлагаемые задания, как правило, замедленная и выражена часто в неестественности исполнения. Учителю надо проявлять исключительный такт при оценке отрицательных сторон услышанного. Упрёки в адрес ученика, даже в случае лености последнего, не способствуют усилению авторитета педагога, а рождают у ребёнка чувство неуверенности в себе, подавляют его инициативу. Заинтересовать его музыкой можно через относительно самостоятельно выполняемые задания, постепенно расширяя рамки изучаемого репертуара. Важно помнить: атмосфера занятий должна быть растной, непринуждённой, Это будет способствовать психологической свободе ребёнка, пробуждать его воображение, желание продвигаться в обучении.

В музыкальные школы и школы искусств приходят дети с разными возможностями. Бывает, поступив в школу с яркими музыкальными данными, они развиваются медленно, не проявляют активного стремления к ученью. И наоборот, те, кто приходит в школу с более слабыми музыкальными данными, имеют большое стремление к познанию, прекрасно осваивают учебный материал. Любого ребёнка надо приучать к труду. Если ученик трудолюбив – он научится правильно заниматься, у него, соответственно, появится результат. Результативность будет стимулировать желание учиться.

Важная задача педагогов - воспитание культурного человека и музыканта. Поэтому органичным продолжением классных занятий становятся внеклассные мероприятия. Внеклассная работа - это общение не только с учащимися , но и с их родителями. Работа с родителями, главными помощниками в воспитании музыканта, очень нужна.Целесообразно регулярно проводить тематические вечера, собрания, где музыкально-эстетическое воспитание родителей идёт параллельно с воспитанием ученика. Если в семье заинтересованы в воспитании ребёнка как музыканта, создаётся атмосфера , которая помогает преодолеть все трудности на пути к мастерству. Полезной школой искусства преподавания являются обсуждения выступлений ученика на концертах.

6

Их необходимым условием должны быть профессионализм и доброжелательность к исполнителю. Выявленные при этом положительные и отрицательные стороны исполнения заставляют преподавателя вновь пересмотреть и подкорректировать методы своей работы.

Целесообразно раз в четверть проводить классные собрания, где дети исполняют пьесы, над которыми в данный момент идёт работа. Учащиеся к таким выступлениям готовятся всегда очень серьёзно и заинтересованно. Ставят друг другу оценки. Цель этих концертов – умение анализировать выступление своего товарища и своё собственное. Учитывается умение выйти к инструменту, художественно и грамотно исполнить произведение, достойно уйти со сцены. Ведь публичные выступления выявляют достоинства и недостатки каждого исполнителя, учат тому особому напряжению и волевой выдержке, которые так важны в становлении музыканта. Сближение преподавателя с учеником в значительной мере зависит от мастерства преподавателя и уровня самостоятельности ученика.Воспитание самостоятельности мышления ребёнка, его умения добиваться цели должно стать неустанной заботой учителя, начиная с первых занятий.

Выдающийся педагог Вера Горностаева подчёркивала: «Путь развития музыканта во многом зависит от того, как сложатся отношения учителя и ученика. Можно без преувеличения сказать, что личность педагога играет значительную роль. Он «растворяется» в ученике, отдавая себя бескорыстно и безвоздмездно. Талант учителя подразумевает дар общения, умения влиять по-музыкантски и по-человечески, способность вникать в духовный мир каждого ученика. В системе отношений учитель-ученик есть своя стройность, справедливость, гармония, ибо отдавший – приобретает. Педагогическое творчество, как и всякое иное, преобразует самого творца, обогащает его. Успех ученика – вот конечная цель педагога». Поисковый характер деятельности учителя формирует у него потребность в самообразовании, в изучении передового опыта, повышении своего педагогического мастерства, уровня профессионального саморазвития. Молодой специалист должен постоянно пополнять свои знания и умения, применять игровые, творческие и развивающие методики, которые помогают сформировать у учащихся увлечённое отношение к миру искусства. И, независимо от того, выберут ли их будущие выпускники путь музыкантов-профессионалов или нет, они вырастут духовно глубокими, эстетически грамотными, культурными людьми и творческими личностями.

7

Список литературы

Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.Л., 1969.

Горностаева В.В. Два часа после концерта. Дубна, 1993.

Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ. Киев, 1978.

Хентова С.В. В фортепианных классах музыкальной школы. – М., 1973.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области