Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Правда и истина в беллетристике 19 века на материале очно-заочного диалога Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского.

Статья посвящена анализу воплощения поисков правды в творчестве Н.С. Лескова. В основе анализа лежит сравнительно-биографический метод проводятся параллели между фактами жизненной и творческой биографий Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского, идет речь о теме «праведничество», сопоставляются произведения с целью выделения общих и дифференцирующих черт в понимании писателями концептов правды и истины.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Правда и истина в беллетристике 19 века на материале очно-заочного диалога Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского.

Ф.M. Достоевский и Н. Лесков - писатели, гений которых создавал настоящие «миры внутри миров», художественный стиль которого индивидуален и признан во всем мире как образец литературы, отождествляемой с понятием «русское слово». Вместе с тем творчество писателей пронизано множеством черт общности и сходства, и, в основном, эти сходные черты касаются творческого осознания основ русской души - поиска и понимания истины и истины.

В исследовании Головачевой О.А. «Прагматико-стилистический потенциал слова Н.С. Лескова» говорится о том, что писательскую карьеру Н. С. Лесков начал как журналист, в первых очерках автора мы видим оригинальный стиль, подача текста проявляет его как сильную языковую личность, творческую индивидуальность. [Головачева О.А. 2016]

Л.Н. Толстой, И. Гончаров, Н.В. Гоголь – с этими великими творцами сравнивал Н.С. Лескова М. Горький. Он говорил о его мастерстве слова, которое «...силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих» [Горький 1956].

На протяжении всего творчества Н.С. Лесков посвятил теме «поиска истины». Он считает, что праведничество – это «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастно врага» [Горелов А.А. 1988, стр. 42].

Стремясь «служить родине словом правды и истины» [Лесков Н.С., 1989, стр.3], он утратил «все свои силы, всю жизнь … на то, чтобы создать «положительный тип русского человека»» [Лесков Н.С., 1989, стр.30]. Когда он мог воплотить в своих героях тот национальный характер, «замечательных своей душевной чистотой и всечеловеческим обаянием, было едва ли не главным в лесковском творчестве» [Лесков Н.С., 1989, стр.29].

Автор, который имел художественные и философские мысли, был «талантом вестничества», сумел отобразить высшую истину в образах.

В своей книге «Роза мира: Метафилософия истории» Андреев Д. отобразил этот дар.

««Нет пророка в своем отечестве»: «Таланты-вестники, как Лесков или Алексей Константинович Толстой, оставались изолированными единицами; они, так сказать, гребли против течения, не встречая среди своих современников ни должного понимания, ни справедливой оценки»», показал в своей книге Андреев Д. «Роза мира: Метафилософия истории», выразив свое взаимоотношение к Лескову автор, говоря о его библейской правде.

«Достоевскому равный,

Он прозёванный гений…», так с сожалением отмечал поэт Игорь Северянин, когда труды Лескова не получили подходящей оценки.

Цикл «Праведники» состоит из 10 рассказов. Беллетрист трудился над этой работой 10 лет (1879-1889гг). Во времена коллективных перемен, упада церкви, к автору пришла концепция написания цикла. Храм не отличался жизнедеятельностью, в мире снизились образы, которые считались «эталонами», в связи с этим Н.С. Лесков повествует о том, что оно «погружается в меркантилизм и становится глухо… ко всяким высшим вопросам» [Горелов А.А. 1988, стр.41]. Люди готовы меняться, они могут делать невероятные вещи, всё ещё можно изменить в этом мире, вера в это не покидает автора.

Герои Н.С. Лескова это реальные люди. Особое внимание в цикле «Праведники» он уделяет положительному образу русского человека. Например, Александр Афанасьевич Рыжов, герой рассказа «Однодум». Так же его герои-праведники крепко взялись за объединение с Россией. Можно согласиться с мнением Горелова А.А. о том, что Лесков ищет эти образы «в сферах самых обыкновенных, где, кажется, ничего особенного ожидать невозможно». Они «обострённым чувством чести, высоким сознанием своего долга» [Лесков Н.С., 1989,стр.30], они «непримиримы ко лжи и лукавству» [Лесков Н.С., 1989,стр.30].

У Лескова рассказы могут отличаться друг от друга, но они «объединены одной, до поры скрытой, но неизменной думой о судьбах родины» [Лесков Н.С., 1989, стр.30].

Соглашусь с мнением Марины Лочехиной, которая в своем исследовании «Тема праведничества и образы праведников в творчестве Н.С. Лескова» говорит о том, что «праведник - человек верующий, треплющий в своем сердце веру и личную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Безоблачная и чистая фигура его. Ходит, разыскивает в прекрасной жизни истинное счастье, и находит. Цель - богослужение и помощь людям. Аромат ладана, ощущение спокойствия и умиротворения и цвет неба – знак вышины и бесконечности. Праведник – сподвижник в розыске истины. Честный, волевой, бесстрашный. Ориентирует на путь истинный, помогает обнаружить правду. К нему испытываешь доверие и близко с ним сможешь прочувствовать свою душевную силу и моральный подъем».

Полное собрание сочинений Н.С. Лескова еще не опубликовано, хотя по его публикации ведутся масштабные работы. С 1996 года из запланированных 30 вышло 13 томов. Такие темпы, увы, неутешительны: всего мир увидит полное собрание сочинений Н.С. Лесков спустя 40 лет после начала его публикации, то есть на его публикацию у автора ушло гораздо больше времени, чем на создание. Это беспрецедентный случай в мировой издательской практике. Почему так происходит? Не потому ли, что есть сила, которая не любит публикацию работ, пропитанных «высшей истиной». Вопрос, конечно, риторический.

«Высшая истина» в понимании и Лескова, и Достоевского - это Христос и христианские ценности. В своей работе Карсавин И.Т. говорил о том, что, по мнению Достоевского, «Христос был вечным, испокон веков идеалом, к которому человек стремится и по закону природы должен стремиться». Личность человека рассматривается обоими авторами как небольшая часть божественного идеала, стремящаяся к воссоединению с божественным целым.

Достоевский был убежден, что «совесть без Бога - ужас, она может потеряться для самых аморальных» [Карсавин И.Т., 2008, с.221], и Лесков разделял это убеждение: «Не дай Бог мне поступить неправильно, вселив в меня совесть, через которую я узнаю добро и зло. Тогда этот Бог будет моей моралью »[Карсавин И.Т., 2008, с.221]. Развитие этой идеи Достоевским было воплощено в высказывании:

«Если мы не будем иметь власти в вере и во Христе, то мы потеряемся во всем. Есть моральные идеи. Они возникают из религиозных чувств, но их нельзя оправдать одной лишь логикой. На земле, на которой ты стоишь, всегда будешь сломлен. Тогда вы не сломаетесь, если примете, что есть моральные идеи (от чувств, от Христа) » [Карсавин И.Т., 2008, с.221].

Русский национальный характер с его глубиной и близостью к божественной истине - предмет творческих поисков и творческих открытий обоих авторов. Работы Достоевского и Лескова - это путеводитель для иностранцев в понимании этих загадочных русских. О Лескове, например, Томас Манн сказал следующее:

«на прекраснейшем русском языке он провозгласил душу своего народа, как, кроме него, только один - Достоевский» [Карсавин И.Т., 2008, с.221].

Понимание сути жизни у обоих писателей совпало и выразилось в формуле Лескова: «Истина, добро и красота».

В своей работе Новикова-Строганова А.А. отразила ««Славы не ищу, совести боюсь, в деньгах нуждаюсь», – такую надпись сделал Лесков на своём фотографическом портрете, подаренном критику В.П. Буренину».

Лесков, совпадающий с Достоевским в понимании истины как божественной воли, которой мир и человек в конечном итоге не могут не следовать, поддерживал Достоевского, выражал солидарность с ним открыто, в письмах и публикациях.

Прочитав статью Достоевского о романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» (1877) Лесков почти мгновенно, не отступая от глубочайшего первого впечатления пишет:

«Сказанное <...> так хорошо, - чисто, благородно, умно и проницательно, что я не могу устоять перед необходимостью сказать вам теплые слова благодарности и искреннего приветствия. Ваш дух прекрасен - иначе бы он так не поступил. Это анализ умной души, а не головы. Н. Лесков, всегда уважающий вас » [Караулов Ю.Н., 1987, с.41].

Любовь к истине и страх перед ней - пневматологическая, духовная основа художественного мира Н.С. Лесков. «Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Иоанна 4:18) - эти слова стали значимыми для Лескова, он даже применил их в качестве эпиграфа к повести «Несмертельный Голован» (1880).

«Достоевский в своей речи о Пушкине призывал к солидарности и любви, и этот призыв встретил горячую поддержку Лескова: ... - А.Н.-С.>. И это, несомненно, честно и полезно» [Караулов Ю.Н., 1987, с.41]. Выражая своё отношение к христианству, автор говорил о нем так, «было бы бесполезным и бесполезным, если бы оно не способствовало умножению добра, правды и мира в людях. Если так, то любовные сны Достоевского, даже если они в итоге оказались иллюзорными, все же имеют более практическое и плодотворное значение, чем скрежет зубов г-на Леонтьева » [Караулов Ю.Н., 1987, с.41].

В то же время современная литературная критика относилась к искателю и певцу божественной истины, провозгласившему ее истинную сущность человека вообще и русского человека в частности, нечестно и тенденциозно, с большим предубеждением.

Достоевский, понимая это, подмечал:

«Удивительная судьба этого Стебницкого <псевдоним Лесков. - А.Н.-С.> в нашей литературе. Ведь такое явление, как Стебницкий, нужно анализировать критически, а тем более серьезно» [Достоевский Ф.М., 1972-1990, с. 172].

Именно в таком диалоге лицом к лицу оформилось творчество единомышленников, взошедших на небосклоне русской литературы как два самых громких вестника истины и самых правдивых певца русской души.

В своих произведения Лесков ищет истину, старается «воспитать душу человека, пробудить сострадание к людям, вызвать стремление к правде и добру» [Лесков Н.С., 1989, стр.39]. Поэтому его герои-праведники веруют в Бога, показывают свою любовь к нему.

Список источник

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области